Повторная налоговая проверка

Повторная налоговая проверка

Повторная выездная налоговая проверка

Автор: Светлана Валюнина
главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

В предпринимательской среде бытует мнение, что один и тот же год налоговики могут проверить только один раз. Не всегда это так. Если компанию уже проверили, это не повод расслабляться, так как налоговая может прийти еще раз.

В Налоговом кодексе действительно сказано, что нельзя проводить больше одной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (см. п. 5 ст. 89 НК РФ). Но в этой же статье говорится, что в некоторых случаях инспекторы могут прийти с проверкой еще раз независимо от того, когда была первая.

Повторная налоговая проверка длится столько же, сколько первичная выездная проверка, и оформляется по тем же правилам.

По таким проверкам есть много ограничений, поэтому на практике это не слишком частое явление.

Основания для проведения повторной выездной налоговой проверки

Решение проверить организацию еще раз могут вынести по двум основаниям:

  1. Вышестоящий налоговый орган (региональное управление ФНС) решил проконтролировать работу инспекции, которая проводила первую проверку

Кто проверяет. В этом случае проверку должны проводить именно сотрудники вышестоящего органа, а не той инспекции, которая проверяла в первый раз. Но участие сотрудников нижестоящей инспекции допускается.

Какой период. Проверять будут тот же период и те же налоги, что и при изначальной ревизии.

Что проверяют. Всю деятельность компании за период проверки. Изучают те же документы и обстоятельства, но в итоге сотрудники УФНС могут прийти к другим выводам, чем первые проверяющие.

  1. Налогоплательщик сдал уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога

Сюда же относят случаи, когда в декларации увеличена сумма убытка, т.к. это влияет на размер налога будущего периода (письмо ФНС от 03.09.2010 № АС-37-2/[email protected]).

Кто проверяет. В этом случае проверочные мероприятия будет проводить та же инспекция, что и в первый раз. Причем даже в том случае, если компания относится уже к другой инспекции.

Какой период. Проверять будут только тот период, за который сдана уточненная декларация.

Что проверяют. Только тот налог, по которому сдали «уточненку», и только связанные с корректировками данные. Например, если организация заявила о новых расходах по налогу, то проверить могут только расходы по этому налогу. Другие налоги и обстоятельства налоговики перепроверять не вправе. Даже если они это сделают и найдут нарушения, которые не обнаружили в первый раз, никаких санкций по ним предъявить не смогут.

Если налоговая проверка в компании уже прошла, в течение трех лет проверить организацию могут еще раз. Поэтому нет смысла вступать в сговор с местной инспекцией, ведь вышестоящий орган может отменить ее решение и наложить санкции. Лучше с самого начала вести налоговый учет так, чтобы не привлекать к компании повышенный интерес со стороны ИФНС.

В рамках этой услуги риск назначения выездной проверки и, тем более, повторной выездной ревизии, стремится к нулю.

Мы знаем, что именно будет смотреть ИФНС и какие данные сопоставлять, поэтому осознанно и с пониманием возможных рисков ведем налоговый учет и формируем отчетность. Чтобы избежать ненужных вопросов о расхождениях в отчетности, , там, где это возможно и не противоречит требованиям законодательства, наши специалисты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового.

В процессе ведения учета специалисты 1С-WiseAdvice анализируют и выдерживают сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности, на которые опирается ИФНС, принимая решение о более тщательной проверке налогоплательщика. В зоне налогового учета лежат основные риски для клиента, поэтому налоговому учету и отчетности мы уделяем первостепенное внимание.

Сам факт, что компания сдала уточненный отчет, еще не означает, что будет выездная проверка. Налоговики могут ограничиться и камеральной.

При реорганизации или ликвидации компании тоже могут назначить проверку, не оглядываясь на то, когда была предыдущая.

Ограничения по периоду проверки

Повторно проверить могут только три года, предшествующие году, в котором вынесли решение о повторной проверке. То есть, если компанию уже проверили за 2014-2016 годы в 2017 году, то, приняв решение о повторной проверке в 2018 году, налоговое Управление сможет проверить только 2015 и 2016 годы.

Если проверку хотят провести в связи со сдачей уточненной декларации, то срок давности в три года не действует. По этому поводу есть противоречия и неоднозначная трактовка Налогового кодекса.

Так, в пункте 10 статьи 89 НК РФ говорится об ограничении в три года для повторных проверок, а в пункте 4 той же статьи сказано, что проверяется тот период, за который представлена уточненная декларация. Но в пункте 4 речь идет о первичных налоговых проверках, а не о повторных.

Судебная практика в этом вопросе на стороне налоговиков. В Определении от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 Верховный суд обозначил, что ограничение глубины повторной выездной проверки не действует, если организация корректирует старую отчетность, т.к. в сроках подачи уточненных деклараций компании не ограничены – они вправе сдавать их и за период более трех лет (статья 89 Налогового кодекса).

В то же время, это не значит, что такую проверку можно назначить когда угодно, сколько бы времени ни прошло с момента сдачи уточненного отчета. Суд считает, что должны быть соблюдены разумные сроки. В частности, в упомянутом Определении суд счел, что 1 год и 10 месяцев, которые прошли после сдачи «уточненки» – слишком большой срок для того, чтобы принимать решение о повторной проверке.

Совет от 1С-WiseAdvice

Прежде чем сдавать «уточненку», нужно подумать, можно ли обойтись без этого, потому что последствием подобного пересмотра налоговых обязательств может стать повторная выездная проверка.

Каждый раз перед тем как готовить уточненную декларацию, эксперты 1С-WiseAdvice прилагают все усилия, чтобы правомерно внести изменения в отчетность клиента другими способами, например, в текущем периоде.

Повторная налоговая проверка

У сотрудников организаций налогоплательщиков существует расхожее выражение: «Хуже проверки может быть только повторная проверка». При этом, правовое сопровождение мероприятий налоговой проверки в организации, контроль правильности и законности действий должностных лиц ИФНС — необходимые условий во избежание нежелательных последствий.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш налоговый адвокат в Екатеринбурге поможет в Вам в процедуре повторной налоговой проверки: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните и получите консультацию уже сегодня!

Основания повторной налоговой проверки

Повторная выездная проверка организации налоговым органом по тем же налогам и за тот же период проводится в порядке контроля налогового органа, принявшего решение по предыдущей проверке.

Проверка налогового органа, оформленная в порядке повторной ( пункт 10 ст. 89 НК РФ) фактически не является повторной, если ее целью не является контроль вышестоящим налоговым органом нижестоящего или она проведена не на основании решения начальника налогового органа. Данные выводы закреплены судебной практикой и Письмом ФНС РФ от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@ «О направлении обзора постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам».

Основания для повторной камеральной проверки не закреплены налоговым законодательством в силу того, что отсутствует определение повторной камеральной проверки. Возможность у налогового органа повторно проверить организацию по итогам предоставления одной и той же декларации отсутствует, если не подавалась уточненная. Камеральная проверка по одним и тем же налогам за тот же период на основании уточненной декларации не является повторной, проводится по тем же основаниям, что и камеральная проверка.

Таким образом, новая камеральная проверка проводится по поводу представления организацией «уточненки», уменьшающей сумму налога. Если «уточненка» не подавалась, но была проведена проверка той же отчетности, принятое налоговым органом решение может быть признано судом незаконным.

ПОЛЕЗНО: подробнее про порядок проведения проверок ИФНС по ссылке

Повторная камеральная налоговая проверка

После подачи уточненной декларации, налоговый орган вправе провести полную проверку по ней. Проводится она в общем порядке камеральной проверки на основании ст. 88 НК РФ.

  • Проверка проводится в налоговом органе на основании декларации и документации налогоплательщика.
  • Налоговый орган может использовать документацию о деятельности налогоплательщика, которой располагает.
  • Разрешение руководителя налогового органа на проведение проверки не требуется. Должностные лица ИФНС действуют в соответствии с должностными обязанности.
  • Срок проведения проверки – 3 месяца с даты представления в ИФНС декларации.
  • Проверка прекращается, если во время нее организацией подана новая уточненная декларация. В этом случае начинается новая проверка, при этом могут быть использована полученная ранее от налогоплательщика документация.
  • В ходе проверки налоговая может заявить требование о предоставлении документов, которое обязательно к исполнению в течение 5 дней
  • Основания для заявления требования: ошибки, противоречия, несоответствия в документации; уменьшение суммы налога в «уточненке»; заявленная сумма убытка; получение налоговых льгот.
  • Дополнительные документы, не предусмотренные порядком (ст. 88 НК РФ) налоговый орган требовать не может.

Повторная выездная налоговая проверка

Повторная выездная налоговая проверка (ПВНП) проводится вышестоящим налоговым органом в общем порядке, что и выездная проверка, но с целью контроля нижестоящей ИФНС.

  1. ПВНП проводится в помещениях проверяемой организации
  2. Основание – решение руководителя контрольного налогового органа или решение руководителя ИФНС о на основании поданной налогоплательщиком «уточненки». Решение должно быть оформлено в установленной форме и содержать предмет проверки, периоды, указание на должностных лиц – проверяющих.
  3. Проверка проводится по одному или нескольким налогам.
  4. Предмет проверки – правильность исчисления и своевременность уплаты налога в соответствии с мотивированным мнением;
  5. Период – три календарных года, предшествующих проверке.
  6. Срок проверки – не более 2 месяцев с даты вынесения решения о проведении проверки до формирования справки по ее итогам.
  7. Приостановление и возобновление проверки оформляется решением руководителя контрольного налогового органа. Срок приостановлений – не более 6 мес.
  8. Может быть проведена инвентаризация имущества организации
  9. По итогам проверки составляется справка
Читать еще:  Налоговые последствия выдачи займа учредителю

Последствие повторных налоговых проверок

По итогам налоговых проверок налоговым органом принимается решение. В случае, если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, оформляется акт. Он оформляется в течение двух месяцев со дня окончания проверки и на основании справки. Акт составляется в течение 10 дней в случае выявления нарушений.

  • Оспаривание результатов проверки возможно путем:
  • Составления возражений на акт. Акт можно направить в течение месяца со дня получения акта.
  • Участие в рассмотрении результатов проверки путем предоставления возражений
  • Подача в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы в порядке налогового законодательства
  • Жалоба в вышестоящий налоговый орган при истечении сроков на подачу апелляционной жалобы
  • Обжалование в судебном порядке в апелляционный суд по месту нахождения ИФНС
  • Обжалование решения суда

P.S.: если Вам необходимо организовать правовое сопровождение организации при налоговой проверке или обжаловать результаты проверки — позвоните нашему адвокату и мы постараемся решить Ваш вопрос: профессионально, на выгодных условиях и в срок

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

Особенности повторной выездной налоговой проверки

В пункте 5 статьи 89 НК РФ прописан запрет на проведение повторных выездных проверок. Однако она может организовываться в исключительных случаях, оговоренных в законе.

В каких случаях проводится повторная проверка

Выездная повторная проверка осуществляется этими органами:

  • Вышестоящий налоговый орган. Повторная проверка выполняется с целью проверки работы налогового органа, проводившего первое мероприятие.
  • Налоговый орган, осуществляющий первую проверку. Мероприятие проводится только по решению органа. Назначается оно тогда, когда плательщик направляет уточненную налоговую декларацию с уменьшенной суммой налога. Предметом проверки являются исключительно обстоятельства, которые повлекли за собой сокращение суммы начисленного налога.
  • Основной налоговый орган. Он также может организовать мероприятие при ликвидации или реорганизации компании.

Как правило, контрольные мероприятия проводятся вышестоящим органом.

Что именно может проверяться

При повторном мероприятии специалисты должны соблюдать эти условия:

  • Не следует переоценивать выводы судебных органов, касающиеся актуальной налоговой декларации.
  • Проверяются только те обстоятельства, которые привели к уточнению налоговой декларации. В частности, к уменьшению начисленных налогов.

При осуществлении повторной проверки могут быть обнаружены нарушения, не выявленные при первом мероприятии. В этом случае санкции к компании применяться не будут. Исключение составляют правонарушения, возникшие вследствие сговора плательщика и должностного лица, представляющего налоговую (основание – пункт 10 статьи 89 НК).

Что делать, если результатов прошлой проверки еще нет

По результатам проверки составляется акт. На его составление требуется определенное время. Проводится ли повторное мероприятие, если результатов прошедшего еще нет? В пункте 10 статьи 89 НК РФ указано, что повторная проверка осуществляется с целью анализа продуктивности, законности и обоснованности решений нижестоящей структуры. Подход этот подтверждается, в том числе, пунктом 5 Постановления №5-П Постановления КС.

То есть вышестоящий орган проверяет не результаты, а процесс контрольного мероприятия. Следовательно, наличие или отсутствие акта значения не имеет. Даже если результаты проверки не готовы, предмет повторного мероприятия присутствует. Кроме того, в статье НК РФ не указано, что вторая проверка должна осуществляться по итогам первой.

Как проводится проверка

Повторное мероприятие отличается рядом ограничений. В частности, проверяются только бумаги, связанные с исчислением и выплатой налогов (пункт 12 статьи 89 НК РФ). Специалисты могут запрашивать документы за период, не превышающий 3 года. Повторный характер мероприятия не влияет на порядок его проведения.

Результаты повторной проверки могут не совпадать с результатами первой. К примеру, вышестоящий орган может обнаружить другие нарушения. Однако санкции за них назначаться не будут. Исключение – обнаружение факта фальсификации результатов первого контрольного мероприятия, возникшее вследствие сговора фирмы с представителями налоговой. В этом случае организации могут назначить пени, недоимки, штрафные санкции. Соответствующее положение содержится в пункте 10 статьи 89 НК РФ.

Могут ли специалисты в рамках повторного мероприятия запрашивать бумаги, которые ранее уже предоставлялись инспекторам? В пункте 5 статьи 93 указано, что фирма может не передавать те документы, которые ранее уже предоставлялись в рамках камеральных и выездных проверок. Однако это положение актуально только для бумаг, которые передавались в инспекцию после 1 января 2010 года (основание – пункт 15 статьи 7 ФЗ №137 от 27 июля 2006 года).

Инспектор имеет право повторно запросить эти бумаги:

  • Документы, ранее представленные в форме подлинников, которые фирма забрала в дальнейшем.
  • Предоставленные в инспекцию бумаги, утраченные из-за форс-мажора.

Соответствующие положения оговорены в пункте 5 статьи 93 НК РФ. Они актуальны как для обычной, так и для повторной проверки.

Может ли вышестоящий орган проверять фирму при наличии решения

Рассмотрим ситуацию. Проведено первичное мероприятие, по результатам которого вынесено решение. Оно было оценено судом и вступило в юридическую силу. Может ли осуществляться повторное мероприятие вышестоящим органом в этом случае? Может, однако инспектор не имеет права принимать решения, меняющие выводы судебного акта.

В НК РФ нет прямого запрета на повторную проверку тогда, когда результаты предыдущей были оценены в суде. Однако иногда контрольные мероприятия противоречат Конституции. В частности, это происходит тогда, когда новое решение вступает в разногласия с судебным актом. Соответствующее положение содержится в постановлении Конституционного суда №5-П от 17 марта 2009 года.

Дополнительные вопросы

Актуально ли право на мероприятие в отношении филиалов фирмы, если до этого была проведена общая проверка? Все зависит от того, какие именно налоги выступали предметом при предыдущей процедуре. Если был назначен комплексный анализ всех федеральных, региональных и местных налогов, выездная проверка будет незаконной. Основание – абзац 4 пункта 10 и пункта 5 статьи 89 НК РФ.

Если предметом выступали отдельные налоги, возможна организация дополнительного мероприятия выездного характера. Предметом его являются непроверенные налоги. Подобное мероприятие не считается повторным (основание – пункт 10 статьи 89 НК РФ).

ВАЖНО!
Выездные проверки могут касаться только региональных и местных платежей в казну.

Может ли инспектор по результатам проверки одного налога запросить уточненную декларацию по другому платежу? Да. В процессе повторной процедуры могут быть обнаружены неотраженные данные и ошибки, занижающие налог. В этом случае нужно выполнить перерасчет последнего. Сдать уточненную декларацию должна сама фирма. В обратном случае за дело возьмется инспекция. Соответствующие правила содержатся в пункте 1 статьи 31 НК РФ и письме Минфина №03-02-07/2-209 от 21 декабря 2009 года.

Возможное число повторных проверок

Даже если в году было проведено два мероприятия по разным налогам и периодам, при наличии достаточных оснований может проводиться неограниченное количество проверок.

Повторные мероприятия при ликвидации или реорганизации

Повторные проверки при ликвидации и реорганизации регулируются пунктом 11 статьи 89 НК РФ. Процедура практически полностью аналогична стандартным повторным мероприятиям. Решение о ее проведении принимается руководителем инспекции, в которой состоит фирма.

Можно ли назначать повторную камеральную проверку? Нет, так как предметом ее является налоговая отчетность. Два раза, без наличия достаточных на то оснований, проверять одни и те же бумаги нельзя. Соответствующая позиция изложена в постановлении ФАС Северно-Западного округа №А66-594/2008 от 26 сентября 2008 года. Исключения составляют случаи, когда фирма сдала уточненную отчетность с уменьшенной суммой налога. Правильность расчетов организации перепроверяется инспекторами.

К СВЕДЕНИЮ! По итогам повторного мероприятия, как и при стандартной процедуре, составляется акт с его результатами. В нем указываются найденные недочеты или их отсутствие.

Повторная камеральная проверка

Похожие публикации

Налоговики вправе провести повторную выездную проверку, если налогоплательщик представил «уточненку», уменьшающую ранее исчисленную сумму налога (ст. 89 НК РФ). А в каких случаях возможно повторное проведение камеральной проверки, и вообще возможно ли, ведь в налоговом законодательстве такое понятие вовсе отсутствует?

Как часто проводятся камеральные налоговые проверки?

Можно сказать, что камеральные проверки проводятся с той частотой, с которой в ИФНС подается отчетность самим налогоплательщиком. Через камеральную налоговую проверку проходит абсолютно все декларации и прочие налоговые расчеты, а также документы, которые налогоплательщики представляют в инспекцию. Проверка начинается автоматически после принятия документа налоговым органом, при этом специальных санкций на ее проведение от руководителя ИФНС не требуется (п. ст. 88 НК РФ). Инспекторы проверяют отчетность, не выходя из стен инспекции и не посещая налогоплательщика, а также, не уведомляя его о начале и окончании «камералки».

Каждый поступивший отчет проходит определенные этапы камеральной проверки:

  • вначале отчетность вносится в специальную систему АИС ФНС, после чего следует проверка контрольных соотношений,
  • затем проверяется, не нарушены ли сроки сдачи отчетности,
  • проверка завершается без оформления акта, если с отчетностью все в порядке и замечаний у налоговиков нет,
  • в определенных случаях проводится углубленная «камералка» (при обнаружении ошибок, при заявлении льгот, НДС к возмещению и т.п.), тогда налогоплательщику придется давать пояснения и, возможно представить «уточненку» по налогу.

Повторная камеральная налоговая проверка

Законодательство не предусматривает для налоговиков права проверять одну и ту же отчетность несколько раз. Если такое произошло, то решение ИФНС, принятое по результатам повторной «камералки», признается незаконным (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2008 № А66-594/2008).

Однако, проведение еще одной проверки за один и тот же налоговый или отчетный период не запрещается, если налогоплательщик представил уточненную отчетность. Но в этом случае, производится не повторная, а новая камеральная проверка полученной «уточненки». Налоговики по результатам проверки выносят решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за налоговое правонарушение (письмо Минфина от 31.05.2007 № 03-02-07/1-267, письмо УФНС РФ по г. Москве от 21.02.2011 № 16-15/15881).

Читать еще:  Какие налоги ООО должно платить за сотрудников

Проверка уточненных деклараций проводится в полном объеме, поскольку НК РФ не содержит никаких ограничений в части полноты камеральной проверки «уточненки». Налоговое законодательство не содержит ограничений и в части проверки уточненных отчетов, представленных налогоплательщиком по истечении 3-хлетнего срока. Право на проведение такой «камералки» подтверждает ФНС в своем письме от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979.

Действительно, исходя из положений НК РФ, получаем следующий вывод:

  • налогоплательщик, при обнаружении в поданной ранее декларации (расчете) ошибок, не занижающих сумму налога к уплате, или недостоверных сведений, имеет полное право внести исправления и подать в ИФНС «уточненку» (ст. 81 НК РФ);
  • налоговики не вправе отказать ему в принятии уточненной отчетности (ст. 80 НК РФ);
  • все декларации, подаваемые налогоплательщиком, должны в течение 3 месяцев пройти обязательную камеральную проверку по месту нахождения ИФНС (ст. 88 НК РФ);
  • при этом ограничений на проверяемый объем и период НК РФ не содержит, из чего следует, что «камералка» может проводиться и в отношении уточненной отчетности, полученной налоговиками по истечении трех лет.

Как видим, повторная налоговая проверка одной и той же декларации невозможна, а то, как часто проводятся камеральные налоговые проверки, зависит еще и от того, сколько «уточненки» подает налогоплательщик в инспекцию.

Повторная выездная проверка: когда проводят

ФНС России разъяснила, когда межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам вправе назначать повторные выездные налоговые проверки (письмо ФНС России от 11.04.2019 № СА-4-22/6844@).

В инспекции уточняют, что повторную выездная налоговую проверку осуществляют независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (ст. 89 НК РФ).

Повторная проверка может проводиться вышестоящей инспекцией в порядке контроля за деятельностью налогового органа, который проводил проверку.

При повторной выездной проверке может быть проверен период, который не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

В комментируемом письме ФНС России напоминает, что своим приказом от 13.11.2018 № ММВ-7-4/643@ изменила структуру территориальных налоговых органов. Данным приказом межрегиональным инспекциям по крупнейшим налогоплательщикам переданы в подчинение межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам с исключением их из структуры региональных УФНС.

При этом межрегиональные инспекции как вышестоящие налоговые органы наделены полномочиями по назначению повторных выездных проверок для контроля за нижестоящими налоговыми органами. Таким образом, назначение межрегиональной инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам повторной выездной проверки в отношении налогоплательщика, которого проверяла межрайонная инспекция, не противоречит нормам НК РФ.

Крупнейшие налогоплательщики

В законодательстве установлены критерии для крупнейших налогоплательщиков, по которым их признают таковыми (приказ ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@). Критерии включают в себя:

  • показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности компании;
  • признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;
  • наличие специального разрешения (лицензии) на право ведения юрлицом определенного вида деятельности, к примеру, производства лекарственных средств (ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 27.12.2018));
  • проведение налогового мониторинга.

Статус крупнейших налогоплательщиков федерального уровня, которые подлежат налоговому администрированию в межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам, присваивают компаниям, у которых суммарный объем полученных доходов за год (за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года) превысил 35 млрд рублей (подп. 1, 8 Критериев). Величина доходов определяется по данным Отчета о финансовых результатах.

К крупнейшим налогоплательщикам независимо от дохода могут быть отнесены:

  • кредитная организация;
  • страховая и перестраховочная организация;
  • общество взаимного страхования;
  • страховой брокер;
  • профессиональный участник рынка ценных бумаг;
  • негосударственный пенсионный фонд.

Если объем полученных за год доходов компании находится в пределах от 10 до 35 млрд рублей, то ее относят к крупнейшим налогоплательщикам регионального уровня, т. е. она подлежит налоговому администрированию в межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (п. 6 Критериев).

Обратите внимание, что организации, которые применяют специальные налоговые режимы, не признаются крупнейшими налогоплательщиками. Компании (за исключением кредитных), в отношении которых арбитражным судом принято решение о признании должника банкротом и введена процедура конкурсного производства, перестают относиться к категории крупнейших налогоплательщиков (п. 9 Критериев).

Запрет на повторные проверки

Запрещается проводить повторные выездные проверки по одному и тому же налогу за один и тот же период (ст. 89 НК РФ). Если налоговая нарушит это требование, компания может оспаривать законность проверки в суде. При этом проверка может быть приостановлена по решению суда.

Запрет на повторные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период не распространяется на три случая. Повторная выездная проверка по тем же самым вопросам может проводиться:

  • если она вызвана ликвидацией или реорганизацией компании;
  • если ее проводит вышестоящий налоговый орган для контроля за работой подчиненных;
  • если фирма подала уточненную налоговую декларацию, в которой сумма налога оказалась меньше ранее заявленной.

Налоговая инспекция вправе провести две выездные проверки в году, но по разным налогам или разным периодам деятельности компании. Такие ревизии повторными не будут.

Может сложиться ситуация, когда налоговая инспекция проводит одновременно камеральную и выездную проверки в отношении одного и того же налога за один и тот же период. Повторной проверки при этом не происходит, так как выездная и камеральная проверки являются самостоятельными и не зависящими друг от друга формами налогового контроля (письмо ФНС России от 13.03.2014 № ЕД-4-2/4529).

В ходе выездной проверки фирмы налоговики могут проконтролировать и деятельность ее филиалов (представительств). Инспекторы также вправе провести самостоятельную налоговую проверку обособленных подразделений на предмет правильности расчетов с бюджетом по региональным и местным налогам.

При отдельной ревизии филиалов и представительств действуют те же ограничения по периодичности, что и при проверке головной компании. А именно: филиал (представительство) можно проверить по одному и тому же налогу за один и тот же период только один раз. Если же проверяют разные налоги (периоды), то в течение календарного года подразделение нельзя посетить больше двух раз.

Плановые и внеплановые проверки

Проверка – это совокупность проводимых органами государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юрлица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия требованиям осуществляемых ими видов деятельности.

Если налоговики предупредили компанию о предстоящей проверке заранее, значит, эта проверка плановая.

С внеплановыми проверками иначе –инспекторы появляются без предупреждения. Но такое случается редко, например, когда они опасаются, что нужные документы будут уничтожены.

Плановые проверки налоговые инспекции проводят на основании годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок.

Существуют универсальные критерии, по которым фирма (предприниматель) может сама определить риск подвергнуться налоговой проверке (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Вот эти критерии.

  1. Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли (виду экономической деятельности).
  2. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов.
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе; информация о выплате заработной платы “в конвертах”, о неоформлении трудовых отношений и иная аналогичная информация.
  6. Неоднократное приближение показателей, при которых можно применять специальные налоговые режимы, к предельному значению.
  7. Отражение предпринимателем суммы расхода, близкой к сумме его дохода за календарный год.
  8. Построение деятельности “цепочки контрагентов” без разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  9. Непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствий в показателях деятельности; непредставление налоговой инспекции запрашиваемых документов, наличие информации об их уничтожении или порче; необеспечение их сохранности и восстановления после утраты под действием форс-мажорных обстоятельств.
  10. Неоднократные снятие с учета и постановка на учет в налоговых инспекциях в связи с изменением места нахождения.
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности в этой сфере деятельности по данным статистики.
  12. Ведение деятельности с высоким налоговым риском.

Ведущий эксперт “НА” Е.П. Соколова

Повторная налоговая проверка: когда и при каких условиях возможна?

Все случаи, когда повторная выездная проверка может быть назначена, перечислены в абз. 5,6 п. 10 ст. 89 НК РФ:

1. От юридического лица поступила уточненная декларация по любому из налогов. И компания хочет не доплатить в бюджет, а уменьшить ранее представленные в ФНС цифры.

2. Инспекция сама находится в поле зрения вышестоящих инстанций. Ее подозревают в некачественном проведении проверок. В этом случае анализируются представленные результаты. Если они вызывают сомнения у проверяющих, то вероятность проведения повторной проверки значительно повышается.

При этом обратите внимание, что камеральная проверка повторно не назначается и не проводится. Это положение закреплено в ст.88 НК РФ. Исключение — сдача уточненки по налогам. Если в декларации будет уменьшение, то ничего не помешает инспектору перепроверить предоставленную информацию и провести новую камералку.

Для рядовых же юридических лиц важно знать, чем они рискуют при повторном визите инспекторов и как эти риски минимизировать.

1. Подана уточненная декларация с уменьшением суммы налога. Как проводится проверка?

— Порядок проведения повторной проверки

Если налогоплательщик по различным причинам предоставил в ФНС уточненную декларацию по любому налогу и инспекторы зафиксировали, что сумма налога подлежит уменьшению, то повторная проверка предполагает изучение и анализ документов за тот период, к которому относится уточненка. Решение о проверке принимается руководством той же инспекции, которая проверяла налогоплательщика раньше.

Важно: при изучении первички, обороток могут быть найдены ошибки и нарушения, не выявленные в ходе первоначальной проверки. И в этом случае ИФНС не имеет права доначислить проверяемой организации налоги и штрафные санкции. Исключение будет сделано только в случае, если удастся доказать, что проверяющий содействовал сокрытию ошибок, помогал предприятию избежать ответственности. Соответствующее положение прописано в абз. 7 п. 10 ст. 89 НК РФ.

Читать еще:  Балансовая стоимость компании

Налоговый Кодекс и иные нормативные акты не накладывают никаких ограничений на количество повторных выездных налоговых проверок. В данном случае п. 5 ст. 89 НК РФ, ограничивающий количество проверок, в расчет не принимается. Про абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ необходимо помнить в ситуации, если уточненный расчет с уменьшением подается по авансовым платежам. В этом случае налоговики не могут проводить повторную проверку.

Важно: руководителю предприятия стоит дважды, а то и трижды подумать, прежде чем подписывать декларацию к уменьшению за уже проверенный период. Если сумма небольшая, то и риск невелик. Чем больше сумма, тем больше вероятность получить уведомление о проведении повторной проверки. В первом случае ИФНС потратит на проведение проверки сумму большую, чем сможет доначислить. Если же юрлицо желает уменьшить сумму налога на миллион-другой, то повод перечитать первичную документацию найдется. Необходимо иметь веские основания для подачи уточненного расчета на большие суммы.

В работе предприятий может произойти всякое. Могут измениться условия контракта, покупателю предоставлена значительная скидка, или появились расходы, не предусмотренные изначально. В любой из ситуаций нужно иметь документарное подтверждение того, что налог действительно уменьшен. И каждый из документов должен быть безупречен.

— За какой период готовить документы для повторной проверки?

Важно знать, что инспектор имеет право перепроверить документы и их отражение в налоговом учете за 3 (три) предшествующих года. Но многие ошибочно полагают, что этот период отсчитывается от даты, когда получено уведомление о проведении проверки. Чтобы избежать ошибок, важно перечитать абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ. Здесь сказано, что все сроки отсчитываются не от конкретного числа, а от года, в котором проверка была назначена. Соответственно, если в 2018 году сдать уточненные данные за 2013, то, скорее всего, можно не беспокоиться о том, что фискалы захотят пересчитать, правомерно ли было сделано уменьшение налога. Но и подателю уточняющей декларации от такого поступка прибыли не будет. Вернуть излишне уплаченные налоги или перезачесть их в счет будущих платежей можно также в течение 3-х лет с даты уплаты. Такое положение содержится в п. 7 ст. 78 НК РФ. Аналогичная позиция отражена в Письме Минфина №03-02-07/1-152 от 08 апреля 2010 года.

Но налоговиков такое положение не всегда устраивает. Они все чаще, в том числе в суде, пытаются доказать, что если есть уточненная декларация, то должно быть и право проверить ее достоверность даже в ситуации, когда прошли 3 года, отведенные законодательно на проведение проверок. Такая же позиция содержится и в документах надзорных органов (письма Минфина России от 19 апреля 2013 № 03-02-07/1/13473, ФНС России от 17 июля 2015 № СА-4-7/12693@).

05 марта 2015 года ВС РФ вынес определение № 305-КГ15-606, особо подчеркивающее, что налогоплательщик имеет право подавать уточняющие декларации и в ситуации, когда прошло 3 и более лет после того периода, к которому уточненка относится. Это дает ФНС право назначить проверку этого периода. В таком случае и соблюдается принцип налогового регулирования, и сохраняется баланс интересов государства и налогоплательщика.

Судебные инстанции при разрешении подобных споров все чаще становятся на сторону фискальных органов. В решениях указывается, что срок давности (3 года) не распространяется на случаи, когда сдаются уточненки с уменьшением исчисленного налога. Налоговики в такой ситуации имеют право на проведение повторных проверок. Если же п. 10 ст. 89 НК РФ толковать иначе, то налогоплательщики смогут беспрепятственно подавать декларации с уменьшением налога, зная, что никто не сможет перепроверить подлинность представленных данных. Такое определение вынес ВАС РФ 08 ноября 2013 № ВАС-15070/13. Другой вариант снижения налоговой нагрузки — подача уточняющей декларации за неделю – месяц до истечения 3-х летнего срока в надежде на то, что в этом случае ФНС не успеет обработать полученную информацию и вынести решение о проведении повторной проверки. Право ФНС на перепроверку данных в данной ситуации было подтверждено Постановлением АС ДВО 15 июня 2015 по делу № Ф03-2384/2015. Аналогичная позиция отражена в решении ФАС ЗСО от 19 марта 2013 по делу № А27-14195/2012. Президиум ВАС РФ в своем постановлении № 8163/09 от 16 марта 2010 года указал, что налогоплательщики никак не ограничены в своем праве уточнять представленные ранее данные о начисленных налогах. Но и налоговики должны иметь возможность проверить, насколько данная информация соответствует действительности.

2. Повторная проверка в ситуации, когда работу региональной ИФНС проверяет вышестоящая инстанция

— В какой ситуации может быть назначена повторная выездная налоговая проверка

Районные и межрайонные налоговые инспекции сами периодически попадают в поле зрения вышестоящих инстанций. Налогоплательщик может и не иметь никаких прегрешений перед законом, но проверять будут именно его. Именно бухгалтерии налогоплательщика придется вновь доставать из архива папки, распечатывать налоговые регистры и общаться с инспекторами, отставив текущую работу на второй план.

Решение о повторном визите фискальных органов может принять УФНС области, края или республики. Если же первичная проверка проводилась именно ФНС субъекта, то решение о повторной будет принимать ФНС РФ. Конкретный состав проверяющих законодательно не регулируется. Комиссия может состоять полностью из инспекторов вышестоящей структуры. Возможно подключение к работе и сотрудников проверяемой инспекции. Как показывает практика, подобные проверки не несут ничего хорошего ни районной ФНС, ни налогоплательщику.

Основная причина проведения повторной проверки — вышестоящие органы полагают, что первичная проверка проведена некачественно. А далее уже возможны подпричины:

— нет доначислений по налогам, или их сумма незначительна;
— доказательная база сформирована формально;
— проверены взаимоотношения не со всеми или «не с теми» контрагентами;
— есть подозрения, что проверяющий находился в сговоре с налогоплательщиком.

Последнее основание для повторной ревизии основано на абз. 7 п. 10 ст. 89 НК РФ.

— Для повторной выездной налоговой проверки нужны веские основания

Анализ проведенных повторных проверок показывает, что каждая из них должна иметь весомые основания. В частности, в ситуации, когда региональная ФНС хочет проверить работу подчиненных структур. Если достаточных оснований нет, то проверка преобразуется «из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности, ограничения свободы предпринимательства и права собственности». Такое Постановление вынес КС РФ от 16 июля 2004 № 14-П.

Аналогичное мнение высказано ВС РФ 16 сентября 2014 года в Постановлении № 301-КГ14-1038. В данном деле УФНС провела повторную проверку налогоплательщика, но акт проверки касался только данных, полученных новым инспектором. В итоговом документе нет никакого сравнения с результатами первичной проверки. Суд особо подчеркнул, в акте проверки не анализируются данные первичной ревизии, не указано, какие вопросы планировалось исследовать, какие выводы по данным вопросам были сделаны. Нет и никаких упоминаний о том, что первичная проверка вообще проводилась.

Инстанция, принявшая решение о проведении повторной проверки, не смогла доказать, что первая проверка данного налогоплательщика была проведена неэффективно, что проверена только часть документов. От УФНС не поступило достаточных доказательств, что новая ревизия была проведена с целью перепроверить данные, указанные в акте первой проверки. Такой вывод указан в постановлении ФАС ВВО от 25 апреля 2014 № А29-1670/2013. Соответственно, есть все основания считать, что проверка, проведенная УФНС, не является повторной. Она переквалифицирована в новую проверку. И назначали ее не для того, чтобы проверить правильность и полноту первоначальной проверки, а для того, чтобы доначислить налоги. При этом налоговики никак не оспаривали и не подвергали сомнению выводы первого проверяющего.

В 2015 году уже АС МО рассматривал заявление налогоплательщика о правомерности проведения повторной проверки вышестоящей инстанцией. Результаты отражены в постановлении суда от 21 декабря 2015 года по делу № А40-57636/15. В данной ситуации на предприятии проводилась первичная налоговая проверка. Но вышестоящая инстанция решила не дожидаться ее результатов и вынесла решение о проведении повторной. Поводом для повторного визита к налогоплательщику было то, что по проверяемым данным истекал трехлетний срок, отводимый на проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ). Налогоплательщику акт по результатам первичной проверки был вручен 01 декабря 2014 года. А уже 30 декабря 2014 года было принято решение провести повторную проверку. И при этом было решено перепроверить не все налоги, а только один.

В указанном постановлении суда сказано, что как только составлена справка, проверку можно считать оконченной. Далее уже на основании данного документа будет сформирован акт с перечислением всех проведенных контрольных мероприятий, их результатов и выводов проверяющих. Далее выносится решение по проверке. В ст. 89 НК РФ не содержится ни слова о том, что решение о повторной проверке выносится после того, как руководство ИФНС утвердит итоги первичной. Также в судебном акте отмечается, что ст. 89 НК РФ (п. 10) не содержит предписаний о том, что обязательно нужно перепроверять все налоги.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ и сформировавшаяся судебная практика предоставляют фискальным органам широкие полномочия для проведения повторной выездной проверки налогоплательщика. Это необходимо учитывать, но если ваша бухгалтерия работает слаженно и профессионально, а деятельность организации проводится в полном соответствии с действующим законодательством, то опасаться абсолютно нечего.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector