Контролируемые сделки

Контролируемые сделки

Контролируемые сделки

Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним.

По таким сделкам налоговые органы вправе проверить соответствие цен рыночным, а также полноту исчисления и уплаты ряда налогов.

Критерии контролируемых сделок

НК РФ установлены, в частности, следующие критерии контролируемости сделок:

по сделкам между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства:

сумма доходов (сумма цен сделок) за год превышает 1 млрд. руб.;

одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком ЕНВД или ЕСХН, при этом сумма сделок за календарный год превышает 100 млн. руб.;

хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет к налоговой базе по прибыли налоговую ставку 0%, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

одна из сторон сделки является организацией, владеющей лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья, или оператором нового морского месторождения углеводородного сырья, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн руб.;

хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку 0% по налогу на прибыль в федеральный бюджет или пониженную ставку по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ, и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн. руб.;

по внешнеторговым сделкам с резидентом оффшорной зоны более 60 млн. руб.;

по внешнеторговым сделкам между взаимозависимыми лицами независимо от суммы.

При этом в НК РФ указаны сделки, которые не признаются контролируемыми вне зависимости от того, удовлетворяют ли они вышеприведенным условиям.

К таким сделкам, в частности, относятся сделки между организациями, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

организации зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за границей;

организации не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль.

Какие налоги попадают под контроль налоговых органов

На основании НК РФ при проверке контролируемых сделок налоговые органы анализируют полноту исчисления и уплаты следующих налогов:

НДПИ (если одна из сторон сделки является его плательщиком и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

НДС (если одной из сторон сделки является организация (ИП), не являющаяся плательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей плательщика НДС);

налога на прибыль организаций.

Если будет выявлено занижение сумм указанных налогов, налоговые органы произведут корректировки соответствующих налоговых баз.

Методы определения доходов

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, при проведении налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами, налоговые органы используют следующие методы:

метод сопоставимых рыночных цен;

метод цены последующей реализации;

метод сопоставимой рентабельности;

метод распределения прибыли.

Допускается использование комбинации двух и более методов.

При этом, метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным в большинстве случаев определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам.

Штрафные санкции

Согласно НК РФ неуплата (неполная уплата) налогоплательщиком сумм налога в результате применения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влечет взыскание штрафа:

в размере 20% неуплаченной суммы налога (за налоговые периоды 2014 — 2016 гг.);

в размере 40% неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (за налоговые периоды начиная с 2017 г.).

Самостоятельная корректировка налоговых обязательств при осуществлении контролируемых сделок

Налогоплательщики вправе самостоятельно скорректировать свои налоговые обязательства в связи с применением цен в сделках между взаимозависимыми лицами, не соответствующих рыночному уровню, с целью избежать привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.

Корректировку налоговой базы и сумм налогов необходимо произвести по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке:

для физических лиц — одновременно с представлением декларации по НДФЛ (не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом);

для организаций — одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль (не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Налоговый период по НДС — квартал, а по НДПИ — месяц.

Корректировки по этим налогам отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, а представляются данные декларации одновременно с декларацией по налогу на прибыль организаций (декларацией по НДФЛ).

Сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком по результатам произведенной самостоятельной корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (НДФЛ — для физлиц) за соответствующий налоговый период, то есть не позднее 28 марта (15 июля) года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При этом за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.

Обязанность, срок и адрес уведомления о контролируемых сделках

Сведения в отношении совершенных налогоплательщиками в календарном году контролируемых сделок указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют указанные уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде.

Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином России.

Форма уведомления должна быть утверждена ФНС России.

В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.

Что указывается в уведомлении

Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:

1. Календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках.

2. Предметы сделок.

3. Сведения об участниках сделок:

полное наименование организации, ИНН (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ);

фамилия, имя, отчество ИП и его ИНН;

фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося ИП.

4. Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Контролируемые сделки

Согласно установленным налоговым нормам, контролируемыми сделками между лицами являются сделки между взаимозависимыми сторонами, с учетом их особенностей и порядка проведения.

Понятие контролируемой сделки

Контролируемые сделки взаимозависимых лиц являются единственным видом сделок, стоимость и ценообразование которых могут проверить налоговые органы и сравнить с текущим положением рыночных цен.

Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами являются правомерным методом налогового контроля, который позволяет получить требуемые и необходимые сведения о текущем финансовом состоянии той или иной организации, о ее налогообложении и о соблюдении руководством всех установленных налоговых норм.

Непосредственным предметом данных сделок взаимозависимых лиц может являться как продажа определенных товаров, так и оказание работ или услуг.

При этом данные услуги или поставка товаров всегда определяются конкретной денежной суммой, которая и формирует общую цену договора.

Данные сделки физических или юридических лиц всегда несут за собой определенные правовые последствия, определение которых дано в НК РФ. Помимо этого, они требуют соблюдения множества условий и своевременного представления необходимой отчетности. Главным критерием данных сделок является ценообразование. Оно может быть осуществлено одним из методов, утвержденным налоговым законодательством РФ.

Сделки, приравниваемые к сделкам между взаимозависимыми лицами

В соответствии с положениями действующего НК РФ, к сделкам между взаимозависимыми лицами могут быть приравнены следующие:

  • совокупность сделок, в роли предмета которых выступает реализация определенных товаров, оказание услуг, либо выполнение работ, которые совершаются с участием лиц посредников, не являющихся взаимозависимыми. При этом наличие третьих лиц не будет приниматься в расчет налоговыми органами при условии, что данные лица не выполняют никаких дополнительных требований и функций, а также не принимают на себя абсолютно никаких рисков и не используют собственные активы и методы для проведения данной совокупности сделок;
  • сделки, в понятие и определение которых входит внешняя торговля товарами мировой биржи;
  • сделки между взаимозависимыми лицами, при которых у одного из данных лиц местом проживания или регистрации является территория, которая включена в специальный список, утвержденный Министерством Финансов РФ.

Сделка взаимозависимых лиц, местом регистрации или проживания которых является РФ, будет правомерно признана контролируемой при выполнении хотя бы одного из следующего списка условий:

  • общая сумма и сведения о доходах по данным сделкам, проведенным в определенный отчетный период, не превышает 1 млрд. рублей;
  • одна из сторон данной сделки между взаимозависимыми лицами является законным налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых. При этом в понятие и определение предмета данной сделки должно входить добытое ранее полезное ископаемое;
  • одна, либо обе стороны данной сделки являются законными налогоплательщиками, которые применяют специальный режим и методы налогообложения – единый налог на вмененный доход и т.д.;
  • одна, либо обе стороны данной сделки были освобождены от обязанности по уплате налога на прибыль организации;
  • хотя бы одна из данных сторон сделки между взаимозависимыми лицами является законным резидентом особой экономической зоны, в которой установленный налоговый режим предусматривает специальные льготы в отношении налога на прибыль организации.
Читать еще:  Отличие коммерческих организаций от некоммерческих

Обстоятельства для признания сделки контролируемой

Положения действующего налогового законодательства РФ устанавливают определенные условия, ответственность и обстоятельства, при которых конкретная правовая сделка между взаимозависимыми лицами признается контролируемой.

Основным обстоятельством, при соблюдении которого признание сделки контролируемой становится возможным, является критерий о том, что полученные результаты и методы хотя бы одной стороны данных правоотношений должны оказать влияние и определенные последствия на общую систему налогообложения. То есть, хотя бы одна из сторон, либо сразу обе, должны учесть доходы или расходы. Результатом данного действия становится увеличение, либо уменьшение текущей налоговой базы.

Помимо этого, важный критерий также заключается и в самих лицах, принимающих участие в данной сделке, которые являются взаимозависимыми. Данные лица должны полностью отвечать и соответствовать требованиям, установленным ст.105 НК РФ.

Помимо взаимозависимых лиц, существует и иные обстоятельства для того, чтобы признание тех или иных сделок контролируемыми было правомерным. Сюда относятся и обстоятельства самой сделки, особенности и предмета и стоимости, в также выполнение иных требований, которые были предусмотрены для данной процедуры.

Сделки, не признаваемые контролируемыми

Налоговое законодательство РФ устанавливает определенный список сделок между лицами, признание которых контролируемыми невозможно по причине определенных обстоятельств.

Не могут быть признаны контролируемыми следующие приравненные сделки:

  • сторонами которых являются участники консолидированной группы налогоплательщиков. При этом исключение будут составлять те сделки, в предмет и определение которых входит полезное ископаемое, добытое ранее, которые является непосредственным предметом налогообложения;
  • сторонами которой являются лица, которые удовлетворяют абсолютно всем указанным требованиям: их регистрация была осуществлена в одном субъекте РФ и они не имеют дополнительных обособленных подразделений на других территориях, они не наделены обязанностью по обязательной уплате налога на прибыль в других регионах РФ. Помимо этого, у данных лиц не должно иметься никаких финансовых убытков, в том числе и за прошедшие налоговые периоды. У них также не должны иметься основные признаки, сведения, обстоятельства и условия для признания совершаемых ими сделок контролируемыми.

Отсутствие правовых оснований для признания сделки тех или иных лиц контролируемой означает, что на ни в коем случае не может быть признана таковой даже в том случае, если один критерий, либо несколько подходят для осуществления данной процедуры.

Предмет контролируемых сделок

Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами, как и любые другие, должны содержать в себе такой критерий и определение, как предмет. Именно на предмет направлены все последствия сделки, ее признаки, а также ответственность сторон и иные сведения.

Предмет контролируемой сделки между лицами всегда выражается в одном из трех основных видах: покупка или поставка определенных товаров, выполнение работ, либо оказание услуг. В дальнейшем критерий предмета определяет ценообразование, устанавливает определенный порядок признания лиц взаимозависимыми и т.д. Предмет контролируемой сделки указывает в соответствующих документах, на основании данных, представленных в существующей бухгалтерской отчетности.

Сведения о предмете сделки обязательно должны быть представлены в уведомлении о контролируемых сделках.

Эти сведения должны содержать его основные признаки, определение, ценообразование и необходимое пояснение. Помимо этого, в документе должна быть кратко описана суть предмета, его виды, требование, способы передачи и т.д.

Предмет также требует указания времени и места его отгрузки, если речь идет о конкретном товаре, и точное место совершения сделки – адрес доставки, разгрузки и иные сведения. Если предметом сделки является оказание определенных услуг, указывается место потребления результатов данных услуг, а также иные важные сведения, например, последствия их некачественного выполнения, признаки, ценообразование и т.д.

Особенности признания сделок контролируемыми

Процедура признания тех или иных сделок контролируемыми содержит свои этапы, порядок, нюансы, последствия и иные особенности. Только признание сделки между лицами контролируемой дает налоговому органу законное право по проверке ее цены и ее сравнения с действующими рыночными ценами.

Контролируемые сделки представляют собой сделки между взаимозависимыми сторонами, а также приравненные к ним сделки. Основной механизм контролируемых сделок направлен на то, чтобы компании и организации не смогли самостоятельно манипулировать ценами. Последствия таких манипуляций нередко направлены на вывод налоговой базы из России в оффшорные страны, либо на получение дополнительных льготных условий, потому что за данные манипуляции не предусмотрена никакая ответственность.

Так, например, трансфертные цены, которые являются внутренними значениями, часто используются крупнейшими холдингами и корпорациями в целях уменьшения налога на прибыль. То есть, общая прибыль группы лиц может быть распределена так, что основная ее часть будет переведена в государство с меньшими налогами.

Контролируемые сделки: зачем и с кем

Когда я училась в институте, мы немного касались темы контролируемых сделок. Тогда казалось, что это меня не затронет, так как уж очень важно звучит название. Наверное, это удел компаний уровня «Газпрома». Но не зарекайся! На третий год работы мне пришлось подавать уведомление о таких сделках — объем его составил более 40 000 листов. Хорошо, что подавали электронно, иначе везти его пришлось бы на грузовике. Давайте же с вами разберемся, зачем вообще нужно Уведомление и какие основные критерии его подачи.

Почему контролируют

Согласно п. ст. 105 НК РФ 20 мая 2020 г. некоторые категории организаций должны подать Уведомление о контролируемых сделках за 2019 г. (форма утверждена приказом ФНС от 06.7.2019 № ММВ-7-13/380@).

Смысл контроля ФНС всегда один — узнать не занизил ли налогоплательщик сумму налога. Ведь продавая товар взаимозависимому лицу организации могут и не устоять, и продать товар дешевле, чтобы платить меньше, или же дороже купить, чтобы уменьшить налог. Манипуляции касаются не только товаров с высокой стоимостью — если цена мала, но при этом продаются тысячи единиц товара, то такие сделки тоже могут заинтересовать нечестных бизнесменов.

Хотя изменение в цене не обязательно свидетельствует о злом умысле. Приведу пример из собственной практики. Согласно Методическим указаниям ФНС, цена товара, установленная в копейках, округляется до целых чисел. Мы ее так и округлили, только мы округлили в сторону увеличения — до 1 рубля, а наш поставщик в сторону уменьшения — до 0. И получилось, что мы в 100 раз завысили цену товара. Это выяснилось, когда наши цены стали сравнивать с ценами других организаций, подающих такие уведомления и каждая ИФНС, проанализировав их на наличие ошибок передала данные в Управление. Управление сравнило цены и выслало в нашу ИФНС запрос, который оформив в Требование уже передала нам наша инспекция.

Когда я увидела Требование — мне стало не по себе, но созвонившись с инспектором и выяснив причины возникновения вопросов к нам, успокоилась. Инспекторы пошли нам на встречу, так как понятно, что это не схема, а просто неверная трактовка Указаний. ИФНС постановила, что в этом случае нужно округлять до 0, и мы отправили пояснительное письмо. Все завершилось удачно.

Кого контролируют

Основное внимание уделяется сделкам между взаимозависимыми или приравненными к ним лицами. Ст. 105.1 НК РФ дает нам перечень лиц, которые считаются взаимозависимыми: или учредители имеют болю 50% в уставном капитале, или одни и те же лица состоят в совете директоров или являются кровными родственниками (опекунами, приемными детьми). Приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами признаются следующие:

  • сделки, совершенные с участием посредников, обязанность которых состоит в том, чтобы свести участников сделки, и не несущие ответственности по контрактным обязательствам;
  • внешнеторговые сделки с товарами мировой биржи;
  • сделки с налоговыми резидентами офшорной зоны.

Сделки на территории РФ

Не все сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми. Чтобы попасть в перечень контролируемых сделка должна отвечать следующим требованиям:

1. Сумма сделки должна превышать 1 млрд руб. (п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Обратите внимание: не сумма акта/товарной накладной. А именно сумма сделки, все что было продано/куплено в рамках договора считается одной сделкой.

2. Организации, заключившие контракт, должны применять разные ставки по налогу на прибыль. Важно здесь то, что разная налоговая ставка должна относиться именно к тому виду деятельности, который указан в контракте. Если организации имеют разные ставки по налогу на прибыль в части одного вида деятельности, но договор заключен в рамках другого вида и ставка налога по ней будет стандартной (20%), то эта сделка не попадает в список контролируемых.

3. Если заключен контракт на закупку полезных ископаемых у организации, которая является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, который исчисляется в процентной налоговой ставке.

4. Одна из сторон сделки применяет спецрежимы: ЕСХН, ЕНВД. Тут тоже есть свои особенности. Сделка признается контролируемой если она заключена именно в рамках применяемого спецрежима. Одно дело, если сельхозпроизводитель продал зерно, а другое — если он продал доски со склада. Доски под контролируемые сделки не попадут. Далее: одна из сторон сделки не должна применять спецрежим. Если все участники контракта спецрежимники, контролировать их не будут.

5. Далее идет экзотика из разряда заключения сделок со «Сколково», организациями по добыче углеводородного сырья и организациями, которые в течение отчетного года делали инвестиционные налоговые вычеты по налогу на прибыль (ст. 286.1 НК РФ).

Внешнеэкономическая деятельность

Тут всего два правила. Первое — сумма сделки должна превышать 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ), второе — вне зависимости от суммы сделки с офшорными компаниями и сделки по таким товарам, как нефть и продукты ее переработки, черные, цветные и драгоценные металлы, минеральные удобрения, драгоценные камни, будут контролируемыми.

Не контролируемые, но могут контролироваться

Не всегда фортуна стоит к нам лицом и поэтому бывают случаи, что инспектор ФНС решает, что сделка контролируемая, хотя по законодательству — нет. Почему он так может решить? Сумма контракта сильно занижена по сравнению со средней по отрасли. Но тут не обязательно будет злой умысел. Ситуации в бизнесе бывают разные: может предприятие нуждается в деньгах и готово продать товар практически по себестоимости, также организация может быть вновь созданной и ей нужно привлечь клиентов. Поводы могут быть разными, главное — грамотно их отразить в пояснительном письме и помнить, что даже если придется подавать Уведомление, то к налоговым затратам это не приведет, а полученный опыт всегда будет с вами.

Читать еще:  Международный эквайринг

Что представляют собой контролируемые сделки

Фискальные органы уделяют пристальное внимание контролируемым сделкам. Эти сделки, заключаемые между взаимозависимыми участниками рынка, выделяются в отдельную категорию. Доходная составляющая таких сделок достаточно велика, и ФНС заинтересовано в тщательном контроле уплаты налогов по ним. В нашем материале будут рассмотрены особенности контролируемой сделки и критерии отнесения сделки к этой категории с учетом поправок законодательства, действующих в текущем году, с примерами и пояснениями.

Что представляет собой контролируемая сделка

Сделкой, применительно к положениям о контролируемых операциях в бизнесе, признается любая операция, по итогам которой устанавливаются, изменяются, прекращаются гражданские права (обязанности). Понятие «договор», по мнению ФНС, здесь не идентично «сделке», договор может не подразумевать единственную сделку (Документ ОА-4-13/14433 от 30/08/12 г.).

Взаимозависимые и причисленные к этой категории субъекты обозначены в ст. 20 НК. Отношения между ними могут влиять на финансовые показатели и условия их совместной работы. Признаки взаимозависимости деловых партнеров:

  • суммарно организация участвует в другой более чем на 1/5 доли;
  • физлицо подчинено другому по должности;
  • партнеры являются родственниками, супругами, находятся в отношениях усыновления, опеки, попечительства.

Контролируемой сделка может быть признана решением суда (НК РФ, ст. 105.14-10), аналогично и взаимозависимыми лица могут быть названы по решению суда (ст. 20-2, там же).

Пример: Один из российских участников контролируемой сделки на сумму 1 млрд руб. (условно), обнаружив, что лимит сделок за год может быть превышен, обращается к услугам посредников и включает их в схему сделки. Он продает продукцию компании А на сумму 0,7 млрд руб. и компании Б на сумму 0,3 млрд руб., а те сбывают товар взаимозависимому лицу. ФНС может обратиться в суд с иском о признании сделки контролируемой. Суд удовлетворит эти требования, если будет доказано формальное участие посредников в сделке и фактическая сумма сделки между взаимозависимыми лицами 1 млрд руб.

По контролируемым сделкам ФНС вправе проверить цены сделки на соответствие рыночным несколькими методами, при необходимости комбинируя их (НК РФ, ст. 105.7). Конечной целью является налоговый контроль:

Пример: Взаимозависимые партнеры осуществили сделку на сумму 200 млн руб. ФНС проверила сделку и установила ее рыночную цену в 500 млн руб. По итогам проверки будут доначислены налоги с учетом недостающего дохода, равного 300 млн руб.

Если по результатам проверки контролируемой сделки чиновники обнаружат недоплату налога в бюджет, штраф составит 40% от суммы недоплаты, но не менее 30 тыс. руб. (НК РФ, ст. 129.3). НК РФ устанавливает уведомительный порядок информирования ФНС о контролируемых сделках (ст. 105.16). Уведомление может быть подано в бумажном виде или по ЭКС.

Документ содержит следующие обязательные сведения:

  • отчетный год;
  • предмет сделки (товар);
  • информацию об участниках;
  • сведения о доходах и расходах (убытках) по сделкам, с выделением расчетов в регулируемых ценах.

Сведения об участниках включают в себя:

  • наименование юрлица, ИНН (если организация зарегистрирована в ФНС РФ);
  • ФИО индивидуального предпринимателя, его ИНН;
  • ФИО и гражданство физлица, без оформления ИП.

Срок подачи уведомления установлен до 20 мая следующего года. Подается документ по месту нахождения или учета, если налогоплательщик отнесен к категории крупнейших (КН). За непредоставление сведений или недостоверную информацию грозит штраф в 5 тыс. руб. (ст. 129.4).

Важно! Контролирующий орган имеет право запрашивать информацию по контролируемым сделкам и использовать ее после завершения проверки для проверки иных лиц по той же контролируемой сделке. Информацию нужно предоставить в срок 30 дней с момента получения требования (НК РФ, ст. 105.17, 105.15).

Критерии контролируемых сделок

Контролируемые сделки определяются критериями, содержащимися в НК РФ. Они представлены в таблице, отражающей изменения законодательства в текущем году. Для признания сделки контролируемой достаточно хотя бы одного из названых условий.

  • уплачивает НДПИ в процентах от стоимости;
  • добывает углеводородное сырье;
  • освобожден от налога на прибыль;
  • применяет ЕНВД или единый сельхозналог;
  • пользуется правом на инвестиционный вычет по налогу на прибыль;
  • освобожден от уплаты НДС как исследовательский центр («Сколково» и другие в аналогичном статусе)
  • Третьи лица не осуществляют никаких действий по сделкам, кроме сбыта товаров, работ, услуг;
  • третьи лица не несут расходов или рисков при осуществлении сбыта товаров, работ, услуг
  • нефть и товары переработки;
  • черные металлы;
  • цветные металлы;
  • драгоценные металлы и камни;
  • минеральные удобрения

Поправками законодательства, актуальными в текущем году для всех российских участников таких сделок, закреплен единый лимит доходов 1 млрд руб. (раньше значения могли быть разными, в зависимости от сделки), для иностранцев – 60 млн руб. (раньше сделки с иностранцами контролировались полностью). Российские фирмы дополнительно должны соответствовать условиям ст. 105.14-2 НК РФ. В нее добавлены новые основания, позволяющие определить сделку как контролируемую – в отношении добычи углеводородного сырья и различных ставок налога на прибыль.

Попали в зону контроля и операции с участием посредников, при условии превышения суммы доходов по ним по сравнению с лимитом. Годовые доходы подсчитываются с учетом положений гл. 25 НК РФ (НК РФ, ст. 105.14-9).

Внимание! Проценты по договору займа добавляются в доходы (документ №03-01-18/4-67 Минфина от 23/05/12 г.).

Не относятся к контролируемым перечисленные ниже сделки:

  1. Участников консолидированной группы налогоплательщиков, кроме имеющих отношение к уплате НДПИ в процентах.
  2. Сделки, стороны которых в одно и то же время:
    • зарегистрированы в определенном субъекте РФ;
    • не создали обособленных подразделений в иных регионах РФ или за рубежом;
    • не уплачивают налог на прибыль в бюджеты иных регионов;
    • по расчетам налога на прибыль не имеют убытков, в том числе прошлых лет;
    • нет причин признать сделку контролируемой по ст.105.14-2 пп. 2-7 НК РФ.
  3. Сделки, касающиеся углеводородного сырья на одном и том же новом морском месторождении.
  4. Кредитные договоры между банками на срок до одной недели включительно (7 дней).
  5. Сделки военно-технического характера с иностранными государствами.

Кроме того, не контролируются сделки по предоставлению поручительств, гарантий между российскими юрлицами, не являющимися банками; российскими взаимозависимыми лицами по предоставлению займов без процентов. Не контролируются также сделки по уступке прав (требований), если они направлены на предотвращение банкротства банка.

Перечень неконтролируемых сделок содержится в п. 4 ст. 105.14 НК РФ. Указанные сделки исключаются из контролируемых вне зависимости от того, удовлетворяют ли они требованиям ст. 105.14 п. 1-3 НК РФ.

Контролируемые сделки

Что это такое?

2017 год – это пятый год, когда предприниматели доказывают, что цены были рыночными в сделках, заключенных со своими дочерними предприятиями.

Контролируемые сделки – это операции, которые совершаются между зависимыми друг от друга лицами, например участниками одного холдинга при наличии любого критерия, изложенного в ст.105.14 НК РФ. Законом предусмотрено вести учет и контроль таких сделок и представлять информацию в налоговый орган по месту учета. Несоблюдение требований законодательства влечет наложение штрафных санкций. Контролируются данные сделки с целью недопущения занижения цен, налогооблагаемой базы, и соответственно налогов.

Критерии контролируемых сделок

Типы сделок и суммы доходов по сделкам, совершенным с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за соответствующий календарный год, при превышении которых указанные сделки признаются контролируемыми, перечислены в статье 105.14 НК РФ. Сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год.

Итак, сделки между российскими взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1. Сумма сделок между лицами за календарный год больше 1 млрд. руб.;
  2. Одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ и предметом сделки является добытое полезное ископаемое;
  3. Хотя бы одна из сторон сделки применяет ЕСХН или ЕНВД, а вторая не применяет;
  4. Хотя бы одна из сторон сделки применяет ставку 0% по налогу на прибыль, а другая не освобождена от уплаты данного налога в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 НК РФ;
  5. Хотя бы одна из сторон сделки является участником льготного налогообложения по налогу на прибыль, а вторая нет
  6. Если одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 Кодекса, а вторая сторона не является таковым налогоплательщиком
    или является, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке в соответствии с указанной статьей.
  7. хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим пониженную ставку налога на прибыль в бюджет субъекта, или ставку 0 % в федеральный бюджет.

Наиболее привлекательны для налоговых органов являются сделки, которые имеют много посредников, а также сделки с нерезидентами РФ. Попасть под пристальное внимание налоговой службы могут как российские, так и иностранные компании.

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки:

  1. Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) между значительным количеством посредников, не являющихся взаимозависимыми, но не выполняющие при этом никакие дополнительные функции, не несущие риски в своей деятельности, не применяющие никакие активы, одним словом формальные посредники.
  2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
  3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, которое является резидентом государства, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемых МинФином РФ в соответствии с пп.1 п.3 ст.284 НК РФ.

Сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним сделки, не признаваемые контролируемыми

Все исключения неконтролируемых сделок между взаимозависимыми лицами указаны в п.4 ст.105.14 НК РФ.

  1. Если сделка осуществляется между участниками одной и той же консолидируемой группы налогоплательщиков, за исключением сделок по НДПИ;
  2. Сторонами которых являются лица, удовлетворяющие -одновременно следующим требованиям:
    — данные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
    — данные лица, не имеют ОП на территории других субъектов РФ, и за пределами России;
    — данные лица не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
    — данные лица не имеют никаких убытков принимаемых при исчислении налога на прибыль;
    — отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых данными лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2-7 п.2 статьи 105.14 НК РФ;
  3. Сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 Кодекса, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения;
  4. Межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
  5. В области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
Читать еще:  Инвентаризация резерва на оплату отпусков

Внутрироссийские сделки с взаимозависимыми лицами

Данные сделки между взаимозависимыми лицами описаны в п.2 ст.105.14 НК РФ. Для них предусмотрены пороговые значения сумм доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами), при превышении которых за соответствующий календарный год сделки между этими лицами признаются контролируемыми.

Более 1 млрд. руб.
Сумма доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год.

Более 100 млн. руб.
Сумма доходов по сделкам, одной из сторон которых является лицо, применяющее один из специальных налоговых режимов в виде ЕСХН или ЕНВД.

Более 60 млн. руб.
Сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами, перечисленным в пп.2,4,5, п.2 ст. 105.14 НК РФ (с плательщиками НДПИ; с организациями, освобожденными от уплаты налога на прибыль или применяющими нулевую ставку по этому налогу; с резидентами особых экономических зон

Внешнеэкономические сделки

Контролируемыми признаются внешнеэкономические сделки между взаимозависимыми лицами независимо от суммы доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год. Внешнеэкономические сделки – это сделки, где одной из сторон является иностранная организация.

Под налоговый контроль подпадают также внешнеэкономические сделки, указанные в пп.2,3 п.1 ст.105.14 НК РФ. Это сделки с конкретной номенклатурой товаров: с нефтью и продуктами ее переработки, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгметаллами и драгоценными камнями. А также сделки с офшорными компаниями.

Уведомление о контролируемых сделках

Если налогоплательщик подпадает под критерии совершения контролируемых сделок, то ему нужно об этом сообщить в налоговый орган. Для этого подается Уведомление о контролируемых сделках, совершенных например в 2016 году в срок до 20 мая 2017 года. Уведомление можно подать либо на бумажном носителе, либо в электронном виде в налоговый орган по месту учета. Форма Уведомления утверждена приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.

Если налоговый орган установит факт недостоверных сведений в Уведомлении, то неминуемо привлечение к административ-ной ответственности.
За непредставление Уведомления или за недостоверные сведения в нем, налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности в соответствии со ст.129.4 НК РФ в размере 5000 руб.

Уведомление состоит из титульного листа и 4- разделов:

Если уведомление подается в отношении сделок с юрлицами, то заполняется раздел 2, в отношении сделок с физлицами, ИП, нотариусами и т.п. – раздел 3.
Приказом ФНС РФ от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@, утвержден порядок заполнения формы Уведомления о контролируемых сделках. Для качественного заполнения Уведомления можно воспользоваться услугами специалистов в этой области.

Изменения по контролируемым сделкам в 2017 году

С 1 января 2017 года увеличен перечень сделок, которые не признаются контролируемыми. Данное изменение введено ФЗ от 30.11.2016 №401-ФЗ.

Теперь не будут признаваться контролируемыми сделки:

  1. По предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
  2. По предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

Это, значит, что участники данных сделок с 1 января 2017 года не должны уведомлять об их совершении налоговые органы и ФНС России не сможет контролировать цены, примененные в указанных сделках, для целей налогообложения.

Коды контролируемых сделок

В разделе 1А Уведомления указываются сведения по каждой контролируемой сделке в отчетный период или по совокупности однотипных сделок, кроме того указывается информация о финансовых условиях данных сделок. Заполнять нужно столько листов раздела 1А, сколько было заключено сделок (или совокупности однотипных сделок). При заполнении Уведомления применяются различные коды, которые приведены в приказе ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524 @.

Так в пунктах 121 – 124 и в пунктах 131 – 135 в каждом поле Уведомления указывается соответствующая цифра по коду основания отнесения сделки к контролируемой согласно статье 10514 НК РФ в соответствии с приложением № 1

Код основания отнесения сделки к контролируемой

Контролируемые сделки

Календарь бухгалтера 2020: таблица – перенос сроков сдачи отчетности. Есть ли новые формы отчетов?

СЗВ-М за октябрь 2020 года: сроки сдачи, штрафы, есть ли новая форма, образец заполнения

СЗВ-ТД 2020-21: новое сроки подачи отчета, форма, образец заполнения, как заполнить отчет в СБИС

Новая форма (РСВ) 2020: последние изменения в связи с коронавирусом, сроки сдачи, изменения для пострадавших отраслей

Форма 4-ФСС за 3 квартал 2020 / 9 месяцев – что новенького? Бланк расчета, порядок и образец заполнения, сроки сдачи, штрафы, сдача “нулевки”

Страховые взносы 2020: изменения законодательства, фиксированные взносы, форма РСВ за полугодие 2020, сроки сдачи и др.

Расчет 6-НДФЛ 2020: новые сроки сдачи, заполнение, штрафы

Что такое контролируемые сделки? Критерии сделок в 2020 году

Контролируемые сделки – это сделки, в которых налоговые органы могут проверить соответствие цены интервалу рыночных цен. Под сделками в данном случае подразумеваются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (письмо Минфина России от 06.06.2012 № 03-01-18/4-70).

Статья 105.14 НК РФ относит к контролируемым следующие сделки:

Сделки между взаимозависимыми лицами

Понятие взаимозависимых лиц определяется пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ.

Из группы сделок между взаимозависимыми лицами выделены сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России и сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых являются налоговыми резидентами РФ.

Данные сделки признаются контролируемыми если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из нижеуказанных условий.

Сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год и выполняется одно из нижеуказанных условий:

Предметом таких сделок должны являться товары, входящие в состав следующих товарных групп:

  • нефть и товары, выработанные из нефти
  • черные металлы
  • цветные металлы
  • минеральные удобрения
  • драгоценные металлы и драгоценные камни

Необходимо отметить, что суд может признать сделку контролируемой, даже если она не обладает указанными признаками. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки.

Организации и физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами, в случае если отношения между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок.

Не признаются контролируемыми следующие сделки (вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 – 3 ст. 105.14 НК РФ):

  • стороны которых являются участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков
    (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);
  • стороны которых являются лицами, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
    • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
    • указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
    • указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
    • указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
    • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2 – 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
  • сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр – до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);
  • межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
  • в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 N 114-ФЗ “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами”;
  • сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
  • сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация;
  • сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) осуществляется в соответствии с порядком, определенным частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Срок сдачи уведомления о контролируемых сделках за 2019 год

Уведомление о контролируемых сделках подается не позднее 20 мая года, следующего за отчетным годом (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). В том случае, если этот день является выходным днем – срок сдачи переносится на ближайший рабочий день.

1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки – дата, с которой налоговые органы вправе истребовать документацию относительно конкретной сделки или группы однородных сделок (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

Новая форма уведомления о контролируемых сделках 2020 – какие изменения?

Изменения в форму уведомления о контролируемых сделках внесены Приказом Федеральной налоговой службы от 26.07.2019 г. № ММВ-7-13/380@. Приказ зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2019 г. № 56510, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 15.11.2019 г., вступил в силу 26 ноября 2019 г.

Все основные поправки в уведомление о контролируемых сделках связаны с изменением критериев контролируемых сделок. Другими словами, поменялись условия признания той или иной сделки подлежащей контролю для целей налогообложения.

Новая форма уведомления о контролируемых сделках будет применяться в отношении сделок, совершенных начиная с 1 января 2019 года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector