Выездная налоговая проверка по НДФЛ

Выездная налоговая проверка по НДФЛ

ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА ПО НДФЛ: НА ЧТО ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ НАЛОГОВИКИ

Согласно статье 87 Налогового кодекса (НК) налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком ( статья 88 НК ). Выездная налоговая проверка связана буквально с выездом должностных лиц налогового органа по месту нахождения налогоплательщика. Выездная проверка может проводиться, в том числе, и по одному налогу ( статья 89 НК ).
Рассмотрим, на что именно будет обращать внимание налоговой орган при проведении выездной налоговой проверки налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Форма решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговый орган не может проводить в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одному и тому же налогу за один и тот же период. Срок проведения выездной налоговой проверки ограничен двумя месяцами.
Налоговые органы имеют право проверять филиалы и представительства налогоплательщика.
При необходимости в ходе проведения выездной налоговой проверки может проводиться инвентаризация имущества налогоплательщика, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода.

Если в ходе проведения проверки у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

По окончании налоговой проверки проверяющий составляет справку, в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения.

Налоговая проверка по НДФЛ

Деньги, выплачиваемые сотрудникам организации помимо заработной платы, должны также входить в налоговую базу по НДФЛ. Этот момент, как правило, также весьма тщательно проверяется в ходе налоговых проверок.
Однако часто подобные выплаты представляются в форме организации каких-либо торжеств, праздников и иных мероприятий, которые организуются сразу же всем сотрудникам, или какой-то группе сотрудников организации.
Согласно пп. 3 п. 3 статьи 24 НК налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов персонально по каждому налогоплательщику. В рассматриваемом случае персонифицированный учет практически невозможен. Поэтому данные суммы в налоговую базу по НДФЛ, как правило, не включаются.
Однако налоговые органы часто бывают не согласны с этим и заставляют исчислить и удержать НДФЛ с работников организации при получении ими такого дохода.

В организации очень часто сотрудникам выдаются деньги под отчет. Однако не забудьте, что эти деньги должны быть выданы на строго определенные цели, связанные с деятельностью данной организации. Суммы, выданные под отчет, должны быть подтверждены документально – подотчетное лицо сдает остаток (если такой имеется) выданных средств в кассу организации и предъявляет авансовый отчет о расходовании денег при обязательном наличии оправдательных (платежных) документов.
Налоговые органы будут обращать внимание также на наличие приказа командировке и выдаче денег под отчет работнику, входит ли подотчетное лицо в список тех лиц организации, которым согласно приказу разрешается выдавать деньги под отчет, наличие расходных кассовых ордеров.
При необнаружении каких-либо из названных документов налоговый орган может признать выдачу денег под отчет недействительной и, как следствие, включить подотчетную сумму в налогооблагаемый НДФЛ доход того работника, которому данная сумма была выдана.

Очень часто юридические лица – клиенты организации для осуществления расчетов с данной организацией направляют доверенное лицо, являющееся представителем юридического лица. Организация осуществляет с ним какие-либо расчеты, в частности, передает ему деньги.
Важное внимание в данном случае налоговые органы обращают на наличие доверенности: представитель юридического лица должен получить деньги от организации по доверенности. Если таковой не имеется, налоговые органы требуют включения указанной суммы денег в доход этого представителя, и следовательно, с этой суммы будет взиматься НДФЛ.

Индивидуальные предприниматели (ИП) – клиенты организации

Особое внимание налоговые органы обращают на расчеты организации с ИП, если такие расчеты имеются.
Во-первых, организация обязательно должна иметь копию свидетельства о регистрации ИП того лица, у которого приобретаются товары и которому, соответственно, выдаются деньги. Если такого документа нет, то выплаты на основании п. 2 статьи 230 НК могут быть включены в налоговую базу по НДФЛ. С другой стороны, ИП самостоятельно производят исчисление НДФЛ (п. 2 статьи 227 НК ), а следовательно, не обязаны предъявлять налоговому агенту регистрационные документы.
Однако может сложиться немного иная ситуация, в которой также будет виновата организация. ИП оказал организации услуги или выполнил работы, которые не входят в его сферу деятельности, а следовательно, и не указаны в регистрационных документах в качестве ИП. Организация же в свою очередь эти регистрационные документы ИП не потребовала и не проверила, а значит, НДФЛ не удержала. В ходе налоговой проверки было выявлено указанное несоответствие, и налоговые органы вправе привлечь организацию к налоговой ответственности за невыполнение обязанностей налогового агента.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Налоговая проверка по НДФЛ: сроки и ход проверки, что проверяют

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о налоговых проверках по НДФЛ.

Сегодня вы узнаете:

  1. Что проверяется в процессе этой проверки.
  2. Какую документацию у вас могут истребовать.
  3. Когда проверка может быть назначена.

Содержание

Проверка 6-НДФЛ и 3-НДФЛ может быть камеральной и выездной.

Проведение выездной проверки по НДФЛ

Выездную налоговую проверку осуществляют, основываясь на требованиях НК РФ.

За одну проверку вашу компанию могут проверить как:

  • Налогоплательщика;
  • Плательщика сборов;
  • Налогового агента.

При этом проверка может охватить три последних года деятельности вашей компании.

Но стоит отметить, что под проверку может попасть и текущий период, хотя, если судить по практике это обстоятельство используется редко.

Это легко объяснимо: текущий период проще проверять не выезжая в ваш офис, то есть посредством камеральной проверки.

Еще один факт, из-за которого проверяющий может проигнорировать текущий период – это специфика самой процедуры налогообложения.

Для части налоговых платежей итоги определяются за текущий календарный год. Получается, что до того, как начнется следующий календарный год, проверять попросту нечего.

Инспекторы ФНС проверяют:

  • Сроки и полноту оплаты налогов в бюджет;
  • Насколько правильно применяется налоговая ставка;
  • Правильность оформления налоговых вычетов;
  • Правильно ли определяется налоговая база.

Какую документацию могут запросить:

  • Кадровую документацию;
  • Статистические формы;
  • Налоговые карточки по НДФЛ;
  • Справки 2-НДФЛ;
  • Первичную финансовую документацию.

Этот перечень является открытым, так как при возникновении такой необходимости, проверяющие могут запросить и дополнительные документы.

Проверка декларации 3-НДФЛ

После того как будет окончен налоговый период, вы обязаны предоставить в ФНС отчет. Также вы имеете право подать декларацию, если хотите получить налоговый вычет.

Одной из возможностей осуществить налоговый контроль в этом случае, является камеральная проверка.

Проверять документацию будут в налоговой, не выезжая непосредственно в вашу компанию.

Срок проверки

Проверка длится три месяца, с того момента, как вы предоставите отчет в налоговую инспекцию.

Рассматриваться будет только тот период, за который вы подали документацию, второй раз проверку осуществлять не будут.

Как проходит процедура

После того как вы подадите все необходимые документы и заполненную декларацию, начнется проверка. При этом уведомлять вас о ней никто не будет.

Важно то, что ее могут приостановить, если обнаружат противоречия, ошибки или недочеты разного характера. У вас же специалисты ФНС запросят пояснения либо попросят исправить допущенные ошибки. На это вам дается пятидневный срок.

Вас известят, что процедура проверки прервана одним из следующих вариантов:

  • Вам пришлют требование предоставить определенную документацию;
  • Попросят явиться лично.

Чтобы не допустить возникновения проблем, оставляйте инспектору ваш контактный номер телефона.

Получается, если вы доносили документацию дополнительно, или что-то исправляли, срок проверки увеличивается. На это решение руководителя ФНС не требуется.

После того как проверка декларации будет завершена, развитие событий может быть следующим:

  • Если обнаружены ошибки, нужно будет принести обновленный список документации;
  • Если обнаружены неточности, декларацию нужно будет откорректировать и проверка будет произведена снова;
  • Если ошибок и несоответствий не выявлено, уплаченный налог вам возместят.

Как узнать статус проверки

Если у вас есть желание лично контролировать процедуру, сделать это можно несколькими способами:

  • Посредством телефонных звонков инспектору;
  • Зарегистрировавшись на сайте ФНС, в разделе «Электронные сервисы».

Используя эти способы, вы сможете отслеживать действия проверяющих, сразу получать разъяснения по всем возникшим вопросам.

Проверка 6-НДФЛ

6-НДФЛ является одной из форм отчетности, которая сдается в обязательном порядке. Сдают такой отчет и ИП, и юридические лица. А процедура проверки является обязательной.

В каком виде сдается отчетность

Обычно эта форма предоставляется только в электронном виде. Предоставить ее на бумаге вы можете, только если в вашей компании менее 25 сотрудников.

Если же это правило к вам не относится, а расчет вы предоставите в бумажном варианте, придется заплатить штраф в размере двухсот рублей.

Когда проводится проверка

Она инициируется после того, как вы сдадите расчет 6-НДФЛ. Чтобы начать мероприятие, сотруднику ФНС не требуется получать решение вышестоящего руководства, как в других случаях.

Длится эта проверка не дольше, чем три месяца, этот срок регламентируется НК РФ.

Цель проверки 6-НДФЛ, как, впрочем, и других, заключается в том, чтобы обнаружить ошибки и нарушения либо убедиться в их отсутствии.

Этапы проверки

Вся процедура делится на несколько этапов:

  • После того как специалисты ФНС получат от вас форму 6-НДФЛ, прежде всего они сверят общую информацию о вашей компании: сверят адрес, номер ИНН, а также ряд других данных;
  • Проверяется, насколько верно заполнен расчет: данные должны быть заполнены нарастающим итогом;
  • Сверяются контрольные соотношения: это помогает выявить, соответствуют ли данные, которые вы подали, тем, что уже имеются у инспекторов;
  • Проводят пересчет данных для того, чтобы выявить допущенные ошибки арифметического характера.

Контрольные соотношения

Эти соотношения принимаются для того, чтобы проверки в разных регионах страны проходили единообразно.

Это помогает не только проверяющим, но и плательщикам налогов проверить, правильно ли они заполнили расчет.

В число контрольных соотношений входят следующие показатели:

  • Дата, которую вы проставили на титульном листе (если подадите документ несвоевременно, можете получить штраф);
  • Начисленный доход не может превышать налоговые вычеты, но может быть равен им;
  • Сумма начисленного налога не может быть больше фиксированного авансового платежа, но может быть ему равна.

Что проверяют

В 6-НДФЛ проставляются сроки, когда перечислены налоги. Эту информацию проверяющие сверяют с той, что указана в лицевой карточке вашей компании или ИП.

Такие регистры и составляются для того, чтобы выявлять нарушения. Также они позволяют узнать вовремя ли вы исчислили и внесли в бюджет налоговые платежи.

Часть проверочных мероприятий проходит в автоматизированном режиме, для экономии времени сотрудников ФНС.

Если после того как проверка будет проведена, будет сделан вывод, что вся информация предоставлена без ошибок и недочетов, мероприятия по проверке считаются оконченными. Если же к вам возникнут вопросы, придется сначала разрешить их, а только потом будет составлен акт проверки.

Сверка документации

В процессе проверки годового расчета 6-НДФЛ в обязательном порядке осуществляется сверка с 2-НДФЛ.

Говоря проще, сумма, которую вы выплатили сотрудникам в качестве заработной платы, должна соответствовать тем данным, которые указаны в справках о доходе физлиц.

Кроме этого, проверяют количество физлиц, которым вы перечислили деньги.

Если в процессе проверки возникли вопросы

Если в ходе проверки сотрудники ФНС выявят ошибки и несостыковки в отчетности, вас об этом обязательно оповестят.

Ответственному лицу направят требование о даче разъяснений по всем возникшим вопросам. На это отводится 5 рабочих дней с даты получения вами требования от налоговой.

Если же выявится тот факт, что вы не уплатили налог в полном объеме, то в ваш адрес будет направлено требование заплатить НДФЛ – это в случае простой недоплаты.

А если будет выявлено занижение налоговой базы по каким-либо причинам, то к вам будут применены еще и штрафные санкции – 20% от суммы недоимки и 40% в случае, если будет доказан преступный умысел.

Обычно в требовании указан срок, в течение которого вы обязаны погасить имеющуюся задолженность. В случае, если вы его проигнорировали, то налоговая, в одностороннем порядке, погасит задолженность с ваших расчетных счетов, причем, перед этим, заблокирует все имеющиеся у вас, до полного удовлетворения недоимки. Ваша деятельность будет парализована, так как на всех счетах должна быть «несгораемая» сумма, равная недоимке. А, если на счете, куда направлено требование сумма меньше нужной, то тогда и возникает абсурд – вы должны будете пополнить счет для того, чтобы платеж прошел успешно.

Времени на восстановление движения по расчетным счетам уйдет предостаточно: пока платеж будет списан, затем отразится на счетах налоговой. И только после всех этих действий налоговики вышлют уведомление на разблокировку ваших счетов.

Читать еще:  Обжалование предписания Ростехнадзора

Стоит отметить, что если вы в течение года не осуществляли выплат физлицам, то и расчет 6-НДФЛ вам предоставлять не нужно.

Если же перечислений не было только в одном периоде, то графа, которая соответствует этому периоду будет пустой, а остальные нужно заполнить.

Заключение

Уважаемые читатели! Учитывайте, что в процессе проведения проверки ошибки, найденные инспекторами, но вышедшие за трехлетний период, не могут быть основаниями для привлечения вас к какой-либо ответственности.

Но в любом случае старайтесь просто их не допускать либо исправлять вовремя.

Выездная налоговая проверка по НДФЛ

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят выездные налоговые проверки. В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. В соответствии со ст. 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Процесс проверки налога на доходы физических лиц состоит из следующих этапов:

1. До выхода работников налоговых органов на предприятие-предпроверочный анализ (подготовительный этап), при котором составляется программа проведения выездной налоговой проверки.

2. Проведение выездной налоговой проверки на предприятии, где подлежат проверке учетные регистры бухгалтерского и налогового учета, относящиеся к данному налогу.

3. Оформление акта выездной налоговой проверки.

4. Вынесение решения о привлечении налогоплательщика или налогового агента к налоговой ответственности иди об отказе в привлечении ответственности и направление требования об уплате налога.

Предпроверочный анализ — это автоматизированный процесс анализа первичной информации о налогоплательщике и отбор налогоплательщиков для выездных проверок.

Результативность документальных проверок во многом определяется подготовительными мероприятиями, предшествующими выходу в организацию, основанными на анализе информации, полученной из многочисленных источников, так как предпроверочный анализ должен быть всесторонним. В связи с этим, налоговые инспекции до составления плана выездных налоговых проверок формируют информационные ресурсы о налогоплательщиках, состоящих на налоговом учете, используя сведения из внутренних и внешних источников. По результатам работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках налоговые органы формируют «Досье» на каждого из них, состоящего на налоговом учете, и осуществляют предварительный отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

В ходе активной борьбы с уклонением от уплаты налогов налоговые органы накопили достаточное количество информации о схемах уклонения от налогообложения и схемах минимизации налоговых обязательств. Эти сведения рассылаются в территориальные налоговые органы в обзорах «для служебного пользования» с квартальной периодичностью. Также налоговые органы пользуются своей внутренней информационной базой по известным им схемам уклонения, которая постоянно пополняется.

Для проведения документальных проверок по соблюдению законодательства по налогу на доходы физических лиц разработаны программы проведения документальной проверки. Программа проведения проверки — это перечень вопросов, которые должны быть затронуты в процессе проверки.

В базовую программу включены следующие вопросы:

— выполнение предложений по акту предыдущей проверки;

соответствие установленным требованиям порядка ведения налогового учета по форме № 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц»;

соблюдение порядка предоставления налоговых льгот физическим лицам на основании соответствующих документов;

соблюдение формы, полноты и своевременности представления сведений по форме 2-НДФЛ, в том числе в случаях перерасчетов по налогу за предшествующие годы; осуществлении выплат после увольнения, невозможности удержания налога у источника получения дохода; предоставлении стандартных налоговых вычетов;

-правильность определения налоговой базы физических лиц, применения налоговых льгот и ставок налогообложения в разрезе основных работников, совместителей, лиц, получавших выплаты на основании договоров гражданско-правового характера;

-соблюдение своевременности и полноты перечисления в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц.

При составлении программы проверки наряду с изучением материалов предыдущей проверки проводится анализ информации, содержащейся в налоговой отчетности — сведениях о доходах и удержанных суммах налога.

Сведения налоговой отчетности используются по совокупности с анализом данных соответствующих форм годовой бухгалтерской отчетности организации, раскрывающих движение капитала, денежных и заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, других показателей, характеризующих итоговые результаты хозяйственных операций, проведение которых предполагает получение доходов физическими лицами, участвующими в их совершении либо в распределении полученных финансовых результатов.

По результатам анализа налоговой и бухгалтерской отчетности, а также с учетом другой имеющейся информации определяется окончательный перечень вопросов, подлежащих выездной налоговой проверке в конкретной организации. Программа документальной проверки утверждается руководителем инспекции или его заместителем.

Выездная налоговая проверка индивидуальных предпринимателей проводится при наличии достаточных оснований полагать, что данные, отраженные в декларации о доходах, не соответствуют фактическим данным.

Выездные налоговые проверки могут проводиться также на основании актов выездных проверок организаций, поступивших из других налоговых органов, а также любых других сведений о доходах физического лица, поступивших из различных источников.

При выездной проверке индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и других лиц, занимающихся в установленном законодательством порядке частной практикой, проверяются их выручка, отражение полноты прихода и расхода материалов, товаров, работ, наличие работников или лиц, заключивших с ним гражданско-правовые договоры.

В процессе проведения налоговой проверки могут привлекаться свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые в порядке, установленном НК РФ.

При выявлении фактов занижения или завышения удержанных сумм НДФЛ составляется акт, на основании которого выносится решение руководителя налогового органа.

При проведении выездной проверки налоговых агентов по вопросу учета доходов физических лиц и полноты отражения их в представленных в налоговые органы сведений, проверяются хозяйственные операции, при которых физические лица получают доход от предприятия, учреждения, организации.

Доход может быть получен следующими основными способами:

— наличными деньгами — через кассу предприятия;

— безналичным путем — при перечислении на личные счета граждан или расчетные счета индивидуальных предпринимателей;

— в натуральной форме — товарно-материальными ценностями (далее — ТМЦ) или в виде выполненных для граждан работ или оказанных для них услуг, а также в виде материальных и социальных благ, оказываемых гражданам предприятием, и в виде разницы между рыночными ценами и ценами реализации товаров, работ, услуг;

— в виде материальной выгоды — по банковским вкладам или договорам страхования, а также по заемным средствам, выданным гражданам.

При проверке правильности удержания налога с дохода, полученного наличными деньгами, необходимо сверить фактически выданную сумму по кассе с лицевым счетом плательщика и налоговой карточкой. Проверку можно провести как по кассовым первичным документам (расходным кассовым ордерам), так и по журналу-ордеру 1, который ведется по кредиту счета 50 «Касса».

Налог на доходы гражданина, полученный безналичным путем, проверяется путем сверки фактически выданной суммы по кассе с лицевым счетом плательщика и налоговой карточкой. Проверку можно провести как по банковским первичным документам, так и по журналу-ордеру 2, который ведется по кредиту счетов 51, 52 и журналу-ордеру 3, который ведется по кредиту счета 55.

Доход граждан, получаемый в натуральной форме, проверяется по счетам учета ТМЦ. Полученные гражданином ТМЦ, выполненные работы или оказанные услуги отражаются в кредите счетов учета товарно-материальных ценностей (счета 01,04,10 и др.) в случае, если идет прямое списание и с кредита счетов учета продаж (счета 90, 91) в корреспонденции с дебетом счетов источников, за счет чего погашается данный вид дохода.

При прямом списании ТМЦ доход можно определить по первичным документам — накладным на передачу товарно-материальных ценностей, а также по журналу-ордеру 10 и ведомостям, составляемым к нему. Если используются счета реализации, применяются журналы-ордера 11 и 13 с составляемыми к ним ведомостями.

В настоящее время у налоговых органов фактически уже выработана методика раскрытия схем, связанных с уклонением от уплаты НДФЛ, в том числе по суммам, выданным работникам под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы, а также на служебные командировки. Для обобщения данной информации проверяются порядок использования в бухгалтерском учете счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», а также соответствие порядка выдачи наличных денежных средств работникам предприятия под отчет Правилам ведения кассовых операций. Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В дальнейшем эти суммы списываются с кредита счета 94 в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (если они могут быть удержаны из заработной платы работников) или 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (когда они не могут быть удержаны из заработной платы работников).

По счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ведется аналитический учет по каждой авансовой выдаче. Ежемесячно в разрезе каждого подотчетного лица ведется учет расчетов по подотчетным суммам в журнале-ордере 7. При проверке необходимо обратить внимание на кредитовые обороты по этому счету и основания для их проведения.

При проведении проверки правильности исчисления материальной выгоды следует иметь в виду, что материальная выгода в виде положительной разницы между суммой, исчисленной исходя из 2/3 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ по средствам, полученным в рублях, и суммой фактически уплаченных процентов по полученным заемным денежным средствам подлежит налогообложению в составе совокупного годового дохода физических лиц. Налогообложение материальной выгоды определяется ежегодно в течение всего срока пользования заемными средствами по истечении каждого расчетного месяца.

При проверке необходимо исследовать счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», который используется для обобщения информации о всех видах расчетов с персоналом предприятия, кроме расчетов по оплате труда, расчетов с подотчетными лицами.

Для проверки правильности представления сведений о доходах на предпринимателей, являющихся поставщиками ТМЦ, анализируются обороты по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Одним из направлений проверки НДФЛ является подтверждение правомерности произведенных работодателями стандартных налоговых вычетов. При этом проверяется наличие письменного заявления и подтверждающих документов (свидетельство о рождении ребенка, справка из учебного заведения, решение суда об установлении опекунства и т.д.).

Одним из заключительных этапов проверки является проверка правильности применения налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налога.

Выявленные проверкой однородные нарушения группируются в ведомости и таблицы, прилагаемые к акту проверки. В акте приводят только итоговые данные и содержание нарушений со ссылкой на соответствующие приложения.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке составляется в установленной форме акт налоговой проверки, который подписывается руководителем проверяемой организации. В акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, а также выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ (часть первая), предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика под расписку. Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности. На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате пени, задолженности бюджету и штрафных санкций.

Усиление аналитической составляющей контрольной работы налоговых органов, более тщательный сбор доказательной базы, а также целенаправленный отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок позволили обеспечить устойчивую положительную динамику доначислений по выездному контролю на протяжении последних лет. Почти каждая выездная налоговая проверка заканчивается дополнительными начислениями в бюджет.

По результатам проведенных выездных налоговых проверок в бюджетную систему Российской Федерации всех уровней дополнительно начислено (с учетом пени и штрафов) 463387 тыс. руб., в том числе:

Таблица 1 Динамика роста или снижения налогов (сборов) за определенный период времени

Выездная налоговая проверка

Любой бизнес подконтролен государственным органам. Налоговая проверка предусматривает контроль соблюдения налогового кодекса, то есть качественное выполнение предпринимателями функций налогоплательщика. Одной из форм такого контроля является выездная проверка.

Признаки выездной налоговой проверки (ВНП)

НК РФ не дает определения ВНП, в ст. 89 можно выделить комплекс признаков, по которым ее можно квалифицировать именно так:

  • проводится там, где осуществляет свою деятельность предприниматель;
  • ее предметом является правильность вычисления или факт неуплаты конкретного налога или сбора (п.2 ст.89);
  • проверка может охватить максимум трехлетний период деятельности организации, не считая текущего года;
  • она может длиться до 60 дней со времени решения о ее назначении (в оговоренных законом обстоятельствах срок могут продлить до 4-6 месяцев).

СПРАВКА! Если у проверяемого отсутствует территория, где он может принять ревизоров, например, деятельность осуществляется в жилом помещении или на базе частного владения, проверку придется провести на базе ИНФС.

Какими бывают ВНП

В зависимости от соответствия графику, выездные проверки могут быть отнесены к:

  • плановым: утвержденным руководителем налогового органа, назначенным на основании данных камеральных проверок или предыдущих выездных;
  • внеплановым: совершаемым по необходимости – по причине запроса правоохранителей или вышестоящих инстанций, поступивших жалоб, ликвидации или реорганизации фирмы и других экстренных случаев.
Читать еще:  Аудит отдела продаж

В зависимости от характера предмета проверки можно выделить:

  • тематические ВНП – проверяется один или несколько конкретных налогов, то есть предмет проверки строго определен;
  • комплексные ВНП – ревизия уплат всех начисляемых данному предприятию налогов и сборов.

Полная классификация выездных налоговых проверок показана ниже:

Лимиты для проверяющих

НК запрещает налоговикам:

  • выезжать с проверкой по одинаковым поводам дважды и более за отчетный период;
  • беспокоить предпринимателей ВНП больше 2 раз за календарный год;
  • выискивать дополнительные нарушения, не относящиеся к зафиксированному в постановлении предмету проверки;
  • «копать» в прошлом, более глубоком, чем трехлетний период (за исключением особых случаев, отмеченных в НК).

Как это будет происходить?

Этапы выездной проверки не определены НК, однако, они вытекают из самой логики процесса. Рассмотрим все этапы ВНП подробнее.

Схематично:

1. Включение в план

ИНФС выбирает «счастливчиков», которым вскоре предстоит прием «гостей в галстуках». Выбираются они не случайным путем, а исходя из результатов их камеральных проверок: придут к тем, кого можно подозревать в неточностях соблюдения НК. Поводом для включения в план может быть и информация из внешних кругов: от других госорганов, жалоб юридических или физических лиц.

2. Разработка программы

Для каждого проверяемого налоговики разрабатывают индивидуальный «сценарий» ВНП, в соответствии с которым выбираются:

  • вид проверки (тематическая или комплексная);
  • ее предмет;
  • период, подлежащий изучению;
  • состав комиссии;
  • проверочные мероприятия и др.

На этом этапе определяется, какого рода информацию надо найти, чтобы она послужила подтверждением имеющихся подозрений, а также предварительно предполагается, нужно ли будет приглашать экспертов, правоохранителей, переводчиков и т.п.

3. Оформление назначения

Руководитель ИНФС или его заместитель подписывает назначение ВНП с обязательными пунктами:

  • полное и сокращенное наименование проверяемой организации (или ФИО физлица);
  • сформулированный предмет проверки;
  • ограничение проверяемого периода;
  • полная информация о проверяющих (ФИО и должности).

ВАЖНО! Если хотя бы 1 пункта будет недоставать, это повод оспорить законность проверки и ее результаты.

4. Проведение непосредственно проверки

В ходе ВНП налоговики ищут подтверждение и доказательства правонарушения по НК, которое они предположили в ходе предпроверочной подготовки. Для этого они вправе производить следующие процедуры в любом комплексе:

  • изучение документации – в соответствии со ст.93 НК, проверяющие могут истребовать документы, необходимые для прояснения предмета проверки, причем не только у проверяемого, но и у его контрагентов;
  • выемка – если в документации содержится информация, подтверждающая подозрения налоговиков, или таким доказательством является предмет, указанное доказательство изымается (ст.94);
  • осмотр – сотрудники налоговой могут заходить и осматривать любые помещения и территории, связанные с содержанием предмета проверки или вообще с деятельностью предпринимателя (ст. 91. 92);
  • беседа со свидетелями – налоговики могут допросить сотрудников, партнеров, кредиторов, соседей предпринимателя, если полагают, что они могут пролить свет на обстоятельства, касающиеся предмета проверки; человека могут официально вызвать для дачи показаний (ст. 90);
  • инвентаризация – с ее помощью проверяются данные, представленные налогоплательщиком в декларации; также ее часто используют при проверке, сопровождающей ликвидацию или реорганизацию фирмы;
  • экспертиза – если проверяющие сочтут нужным, то могут заручиться услугами эксперта на договорной основе (ст. 95);
  • услуги переводчика – могут быть запрошены при необходимости бесед или изучения документов на иностранных языках (ст. 95).

5. Выписка справки

Окончание ВНП знаменуется составлением документа по форме 1165010 – справки о том, что проверка была проведена в указанные сроки. Дата выписки справки является той точкой, от которой идет отсчет двухмесячного срока, выделяемого законом для составления акта. Справка дается на руки проверяемому.

6. Оформление акта о результатах ВНП

Ст. 100 НК четко регламентирует этот этап проверки. В акте об окончании выездной проверки обязательны следующие данные:

  • реквизиты предприятия или ФИО ИП, адрес, по которому производилась проверка;
  • ФИО и должности ревизоров;
  • дата и № назначения проверки, выписанного налоговой;
  • предмет ВНП, проверяемый период;
  • перечень изученных документов (с датой их предоставления);
  • сроки проверки (дата старта и финала);
  • список проведенных мероприятий;
  • факты выявленных налоговых нарушений;
  • выводы и предписания по их устранению.

Приложением к акту будут документальные подтверждения обнаруженных фактов.

К СВЕДЕНИЮ! Если в доказательной документации содержится охраняемая законом тайна или персональные данные физлиц, то вместо таких документов прилагаются заверенные ИНФС выписки из них.

7. Возможность оспорить результаты

Налогоплательщик может не согласиться с выводами акта. Для этого он в письменном виде должен предоставить свои возражения в налоговую, для чего ему дается 15 дней. Возражения будут рассмотрены, а предприниматель приглашен для участия в их оценке и сверке с материалами проверки (это произойдет в течение 10 дней, возможно продление максиму на месяц).

8. Вынесение итогового решения

Если факты нарушения установлены и доказаны, руководитель налоговой выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. В результате предприниматель получит штраф, не исключающий выплату недоимок по налогам.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Теоретически решение может быть и об отказе в привлечении к ответственности. Но практически выездная проверка всегда дает результат. Предпроверочная работа инспекторов гарантирует небеспочвенность возникших подозрений. К вам пришли – значит, что-то найдут.

Это решение набирает законную силу через декаду после вручения проверяемому.

9. Апелляция

Налогоплательщик может в течение 10 дней (до вступления решения в силу) опротестовать его в вышестоящих налоговых органах полностью или частично.

Обязанности проверяемого

Попавший под ВНП предприниматель должен обеспечивать ревизорам возможность для ознакомления с документацией и не препятствовать в других мероприятиях.

Рекомендуем также изучить в Интернете:
Письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622@ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»

При проверке доначислили НДФЛ…

Автор: Зобова Е. П., редактор журнала

Проверка налогового агента, в частности по НДФЛ, может как быть самостоятельным основанием для проведения выездной налоговой проверки, так и входить в комплексную проверку организации или индивидуального предпринимателя.

Как показывает практика, крайне редко подобные проверки заканчиваются без доначислений НДФЛ. Как быть в случае доначисления (взыскания) сумм НДФЛ по итогам проверки в связи с их неправомерным неудержанием (неполным удержанием)? За чей счет данные суммы налога уплачиваются? Нужно ли удерживать в этом случае НДФЛ с работников? Как быть, если сотрудник уже не работает? Давайте разбираться.

Уплата НДФЛ за счет налоговых агентов: да или нет?

Уплата НДФЛ за счет налоговых агентов не допускается.

До 2020 года действовало незыблемое правило: уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ). Более того, уточнено, что при заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

В принципе, с таким подходом сложно не согласиться, ведь НДФЛ уплачивает физическое лицо – работник организации (индивидуального предпринимателя). В данном случае непосредственно организация (индивидуальный предприниматель) выступает в качестве налогового агента по НДФЛ: она исчисляет с выплаченных доходов, удерживает и перечисляет НДФЛ в бюджет по правилам, установленным гл. 23 НК РФ.

На таком подходе всегда настаивали и представители контролирующих органов (письма Минфина России от 30.07.2019 № 03-04-05/57148, УФНС по г. Москве от 31.05.2019 № 20-15/090309@).

Оставался открытым вопрос, как быть в случае, если НДФЛ доначислялся по итогам налоговой проверки в связи с его неправомерным неудержанием (неполным удержанием).

Появилось исключение из правила.

Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 325-ФЗ) внесены изменения, в частности, в п. 5 ст. 208 и п. 9 ст. 226 НК РФ. Новшества вступили в силу с 1 января 2020 года.

Согласно п. 9 ст. 226 НК РФ в новой редакции налоговый орган вправе производить доначисления (взыскание) НДФЛ по итогам налоговой проверки в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) налога налоговым агентом за счет собственных средств налогового агента.

При этом исходя из п. 5 ст. 208 НК РФ в новой редакции суммы НДФЛ, уплаченные налоговым агентом за налогоплательщика за счет собственных средств, при доначислении (взыскании) налоговым органом таких сумм по итогам налоговой проверки в случае их неправомерного неудержания (неполного удержания) не признаются доходами физического лица.

Соответственно, если налоговый агент не полностью удержал НДФЛ с физического лица, то ему по итогам проверки налог будет начислен, и налоговый агент должен будет уплатить его за счет собственных средств.

Будет ли уплаченный НДФЛ доходом физического лица?

Итак, согласно обновленным нормам, установленным п. 5 ст. 208 и п. 9 ст. 226 НК РФ, в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) НДФЛ налоговым агентом доначисление (взыскание) налога производится налоговым органом по итогам налоговой проверки за счет собственных средств налогового агента. Возникает ли в этом случае у физического лица доход в сумме уплаченного за него НДФЛ? По мнению контролирующих органов, нет; сумма НДФЛ, уплаченная налоговым агентом, не признается доходами физического лица (письма ФНС России от 10.01.2020 № БС-4-11/85@, Минфина России от 27.03.2020 № 03-04-05/24533).

Отражение доначисленного НДФЛ в отчетности.

Если сумма доначисленного и уплаченного налоговым агентом НДФЛ не является доходом физического лица, то ее и не нужно отражать в отчетности по НДФЛ.

Так, суммы НДФЛ, уплаченные налоговым агентом за налогоплательщика за счет собственных средств, при доначислении (взыскании) налоговым органом названных сумм по итогам налоговой проверки в случае их неправомерного неудержания (неполного удержания) с учетом положений п. 5 ст. 208 НК РФ не подлежат отражению в сведениях о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ (ф. 2-НДФЛ) (Письмо ФНС России от 10.01.2020 № БС-4-11/85@).

Соответственно, такие суммы НДФЛ, уплаченные налоговым агентом за налогоплательщика за счет собственных средств, также не подлежат отражению в расчете сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (ф. 6-НДФ.Л).

Удержание НДФЛ с работника в случае уплаты налога за счет налогового агента.

Итак, если налоговый агент по итогам проверки уплатил за счет своих денежных средств НДФЛ в бюджет, то велик соблазн удержать данные суммы с физического лица. Особенно в том случае, если сотрудник еще работает и получает доход от этого налогового агента.

Но налоговики считают, что ничего ни с кого удерживать в данном случае не нужно (Письмо от 10.01.2020 № БС-4-11/85@). Обосновывают они это следующими нормами.

Согласно пп. 9 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня предъявления налоговым агентом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств в счет уплаты налога по результатам налоговой проверки в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) соответствующих сумм налога налоговым агентом со счета налогового агента в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Диспозиция п. 5 ст. 208 НК РФ предусматривает исключение из правил, когда в случае доначисления (взыскания) налога налоговым органом по итогам налоговой проверки за счет собственных средств налогового агента такие суммы НДФЛ не признаются доходами физического лица.

Из приведенных норм следует, что после уплаты налоговым агентом за налогоплательщика за счет собственных средств таких сумм НДФЛ основания для дальнейшего удержания налоговым агентом сумм НДФЛ с доходов работника, с которым трудовые отношения не прекращены, отсутствуют. Таково мнение ФНС.

Учет уплаченного НДФЛ в расходах.

Итак, если налоговый агент уплатил сумму доначисленного НДФЛ в бюджет за счет собственных средств, а взыскать с работника ее нельзя, то логично желание учесть данную сумму в расходах для целей налогообложения. Возможно ли это?

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Как было сказано выше, по общему правилу согласно п. 9 ст. 226 НК РФ уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается. При этом с 1 января 2020 года в данный пункт внесено изменение, в соответствии с которым указанное положение применяется за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки сообразно НК РФ при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом.

По мнению представителей Минфина, расходы в виде сумм НДФЛ, доначисленных и взысканных за счет собственных средств налогового агента по итогам налоговой проверки, для налогового агента являются экономически необоснованными (Письмо от 29.01.2020 № 03-11-09/5344). Данная позиция доведена до налоговых органов Письмом ФНС России от 10.03.2020 № СД-4-3/4109. Соответственно, учесть в расходах сумму уплаченного налоговым агентом НДФЛ, доначисленного по результатам проверки, для целей налога на прибыль нельзя.

Что касается специальных налоговых режимов – в виде уплаты ЕСХН и УСНО, – финансисты также считают, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налоговыми агентами, при определении объекта обложения единым сельскохозяйственным налогом и налогом, уплачиваемым в связи с применением УСНО, не вправе уменьшать полученные доходы на сумму расходов в виде сумм НДФЛ, доначисленных и взысканных за счет их собственных средств по итогам налоговой проверки. Логика рассуждений в данном случае следующая.

Читать еще:  Облагаются ли отпускные НДФЛ

В соответствии с п. 4 ст. 346.1 и п. 5 ст. 346.11 НК РФ плательщики ЕСХН и налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.

Пунктом 4 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Согласно пп. 23 п. 2 ст. 346.5 и пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели при применении спецрежима в виде ЕСХН и упрощенной системы налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы в виде сумм налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением суммы налога, уплаченной сообразно применяемой системе налогообложения, и НДС, уплаченного в бюджет на основании п. 5 ст. 173 НК РФ.

При этом исходя из п. 3 ст. 346.5 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, указанные в п. 2 ст. 346.5 и п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Соответственно, сумму уплаченного НДФЛ налоговые агенты не могут учесть в расходах при уплате ЕСХН и при УСНО.

С 1 января 2020 года действуют поправки, внесенные в п. 5 ст. 208 и п. 9 ст. 226 НК РФ, согласно которым налоговый орган вправе доначислять НДФЛ по итогам налоговой проверки в случае неправомерного неудержания налога налоговым агентом за счет собственных средств налогового агента.

Соответственно, сегодня в случае доначисления НДФЛ действуют следующие правила:

НДФЛ доначисляется и уплачивается за счет средств налогового агента;

сумма НДФЛ, уплаченная налоговым агентом, не признается доходом физического лица;

суммы НДФЛ, уплаченные налоговым агентом за налогоплательщика за счет собственных средств, не подлежат отражению ни в форме 2-НДФЛ, ни в форме 6-НДФЛ;

уплаченную за счет средств налогового агента сумму НДФЛ удерживать с физического лица, в отношении доходов которого она была начислена, не нужно;

сумму НДФЛ, уплаченную в бюджет, налоговый агент учесть в расходах для целей налогообложения прибыли (спецрежим в виде ЕСХН, УСНО) не вправе, так как она является экономически необоснованной.

Выездная налоговая проверка по НДФЛ

Мораторий на налоговые проверки, который ввели из-за коронавируса, закончился, и уже проводятся выездные проверки. Рассказываем, о процедуре и о том, как вести себя, если у вас планируется проверка.

Перед каждой налоговой проверкой инспекторы заранее собирают информацию о налогоплательщике и проводят предпроверочный анализ. Основной документ, которым пользуются налоговики — концепция системы планирования выездных налоговых проверок. В ней выделено 12 критериев, по которым каждый налогоплательщик может сам проанализировать свою финансово-хозяйственную деятельность и определить риск попасть под проверку. Чем больше налоговики найдут совпадений, тем выше вероятность проверки.

Критерии выездной налоговой проверки

Низкая налоговая нагрузка

  • Для всех организаций и ИП;
  • Общая налоговая нагрузка — соотношение суммы уплаченных налогов к выручке в пределах одного года. Если это соотношение ниже среднего уровня по отрасли, это вызовет подозрение у налоговиков.

Убыточная деятельность на протяжении двух и более лет

  • Для всех организаций и ИП;
  • Налоговиков заинтересуют убытки, как в бухгалтерской, так и в налоговой отчетности.

Значительные суммы вычетов по НДС

  • Для организаций и ИП на общей системе налогообложения;
  • Если вычет по НДС за 12 месяцев превышает 89% от суммы начисленного налога, это может стать поводом для налоговой проверки. 89% – это общий показатель. Дополнительно по каждому субъекту РФ рассчитывают отдельные средние показатели, отклоняться от которых опасно.

Расходы растут быстрее, чем доходы

  • Для организаций на общей системе налогообложения;
  • Нужно сравнить темпы роста расходов и доходов от реализации по данным налоговой и бухгалтерской отчетности. Сюда же относятся ситуации, когда доходы падают быстрее, чем расходы, или если доходы падают, а расходы растут.

Среднемесячная зарплата на одного сотрудника меньше отраслевого показателя в регионе

  • Для всех организаций и ИП;
  • Информацию о среднем уровне зарплаты по региону можно найти на сайтах территориальных отделений Росстата.

При спецрежиме — неоднократное приближение к предельным значениям

  • Для организаций и ИП на спецрежимах;
  • У инспекторов вызовет подозрение, если два или более раза за год вы приблизились к лимиту дохода по спецрежиму, и разница между вашим фактическим доходом и лимитом составляет менее 5%. Проверяющие могут посчитать, что вы специально занижаете показатели, чтобы «не слететь» со спецрежима.

Доходы ИП почти равны расходам

  • Для ИП на общей системе налогообложения
  • Также предпринимателя могут заподозрить в махинациях, если вычеты по НДФЛ будут выше 83% от доходов.

Деятельность через цепочку контрагентов

  • Для всех организаций и ИП;
  • Работа с перекупщиками, посредниками без обоснованных экономических причин, привлечение фирм-однодневок, работников-инвалидов и прочее.

Игнорирование запросов ФНС

  • Для всех организаций и ИП;
  • Внимание налоговиков вызывают случаи, когда компания не дает пояснений об ошибках, выявленных при камеральных проверках, а также не сохранила документы, необходимые для расчета и уплаты налогов.

Деятельность с высоким налоговым риском

  • Для всех организаций и ИП;
  • Работа с фирмами-однодневками, вывод части средств в офшоры, обналичивание денег — эти действия приведут к тому, что инспекторы будут подозревать вас в получении необоснованной налоговой выгоды.

Миграция между налоговыми инспекциями

  • Для всех организаций и ИП;
  • Инспекторы обратят внимание на налогоплательщика, который два и более раза после регистрации менял адрес местонахождения. Возможно, бизнесмен старается избежать внимания налоговой и уклониться от проверок.

Низкий уровень рентабельности

  • Для организаций на общей системе налогообложения;
  • Для сравнения инспекторы возьмут два показателя: рентабельность продаж и активов по данным бухгалтерского учета.

Готовимся к проверке

Цель выездной налоговой проверки (ВНП) — контроль за правильностью расчета и уплаты в бюджет налогов, взносов или сборов. Проверку могут провести как по одному налогу, так и по всем видам. Предмет проверки можно узнать из решения о проведении ВНП. Менять его по ходу проверки или выходить за его рамки инспектор не может.

Если вы понимаете, что выездная проверка неизбежна, следует подготовиться.

Проверьте первичные документы

Конкретного перечня документов, который могут запросить налоговики, нет. Все зависит от того, какой налог они проверяют. Поэтому, тщательно пересмотрите документы:

  • кассовые документы на предмет того, куда и на что расходуется наличность из кассы, правильно ли оформлены приходно-расходные документы, в каком размере деньги сдаются в банк;
  • счета-фактуры на правильность оформления в соответствии с законодательством;
  • накладные — проверьте их на наличие необходимых реквизитов, печатей и подписей;
  • акты приема-передачи. Если они подписаны неуполномоченными сотрудниками (водителями-экспедиторами, приемщиками товаров, кассирами), поменяйте. Документы должны быть подписаны руководителем, представителем бухгалтерии, заведующим складом или другими уполномоченными лицами;
  • авансовые отчеты и товаросопроводительные документы проверьте на правильность оформления;
  • если компания пользуется налоговыми льготами, проверьте наличие документов, которые подтверждают право на их применение;

Помните, что все расходы должны иметь деловую цель, быть направлены на получение прибыли, быть разумными, экономически обоснованными и соответствовать рыночным ценам. При утере или порче документов, обязательно свяжитесь с контрагентами и возьмите дубликат.

Документы должны быть подписаны «живой» подписью и уполномоченными лицами. Если во время пандемии организация экстренно перешла на электронный документооборот, не забудьте внести эти изменения в учетную политику.

Все документы передавайте налоговикам по акту приема-передачи и под роспись. Документы нужно прошить и пронумеровать.

Проверьте штатное расписание, приказы о назначении, доверенности, должностные инструкции персонала

Если руководитель организации – внешний совместитель и трудится в рамках неполного рабочего времени, то документы, подписанные им, должны содержать именно те даты, когда руководитель официально выполнял свои должностные обязанности. То же самое – с отпуском руководителя или должностного лица, уполномоченного подписывать документы.

Пересмотрите документы с подрядчиками и контрагентами

Одна из целей проверки — разобраться, не участвует ли проверяемая организация в схемах незаконной оптимизации налогов и не работает ли с фирмами-однодневками. Важно подтвердить, что при выборе делового партнера вы проявили должную осмотрительность и собрали весь пакет документов. Это нужно сделать до проверки.

Cмотрите на будущего партнера глазами налогового инспектора и собирайте как можно больше документов.

В их число могут войти:

  • устав и учредительные документы компании;
  • свидетельство о госрегистрации и о постановке на налоговый учет;
  • решение о назначении руководителя, вторая и третья страницы паспорта;
  • сданная бухгалтерская отчетность за последний отчетный период.

Обязательно проверьте компанию-контрагента:

  • зарегистрирована ли фирма в ЕГРЮЛ;
  • есть ли у нее налоговая задолженность и сдает ли она отчетность;
  • является ли фирма действующей;
  • как часто она судится и по каким вопросам;
  • есть ли у фирмы долги по исполнительным документам.

Если вы вели переписку с контрагентом по крупному договору, включите ее в досье. По возможности, сохраните фотографии его складских помещений, протоколы совещаний, докладные записки и прочее. Все это станет весомым доказательством того, что вы действовали осмотрительно и при заключении сделки полностью проверили добросовестность делового партнера.

Проведите инструктаж сотрудников

Обязательно объясните сотрудникам, что если проверяющий попросил дать доступ к бухгалтерской базе, показать список поставщиков и контрагентов или показать кассовые документы, предъявить их можно только по официальному запросу, а не по личной просьбе.

Найдите помещение для проверяющих

Желательно разместить налоговиков в отдельном помещении, куда сотрудник будет приносить документы для проверки по требованию.

Назначьте сотрудника, который будет общаться с налоговиками

Лучше, если это будет главный бухгалтер компании или его помощник. Во-первых, он знает все о финансово-хозяйственной деятельности организации и может аргументировать, ссылаясь на законы. Во-вторых, готов к проверкам и имеет опыт общения с контролерами.

Как проходит выездная налоговая проверка

Проходит она обычно на территории налогоплательщика. Если компания или ИП не могут предоставить помещения, то проверка будет проведена в здании налоговой службы.

Инспектор при выездной проверке обладает широким кругом полномочий и имеет право:

  • истребовать документы у вас (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ);
  • требовать документы и информацию у ваших контрагентов или у третьих лиц в рамках встречных проверок (ст. 93.1 НК РФ);
  • допрашивать свидетелей, в том числе, ваших работников (ст. 90 НК РФ);
  • осматривать ваши помещения, территорию, предметы (п. 13 ст. 89, ст. 92 НК РФ);
  • изымать документы и предметы (п. 14 ст. 89, ст. 94 НК РФ);
  • проводить экспертизу (ст. 95 НК РФ);
  • привлекать к участию специалиста (ст. 96 НК РФ).

Правила поведения во время выездной проверки

  • Уточните полномочия ревизоров

Проверяющие должны предоставить решение о проведении проверки и служебное удостоверение. Зафиксируйте эти данные в журнале проверок. Запишите ФИО, № удостоверения, должность, кем и когда оно выдано.

Обращайте внимание, какие налоги и за какой период проверяют инспекторы, смотрите на дату начала и окончания проверки и перечисленные мероприятия по контролю. Если в решении не указан кто-то из проверяющих, вы имеете право не допускать его к проверке. Проверяющие не могут выходить за пределы полномочий, указанных в распоряжении на проведение проверки.

  • Ведите себя уверенно и доброжелательно

Инспектор может запросить практически любой документ, относящийся к проверяемому налогу и позволяющий установить правильность его исчисления. В запросе проверяющий обязан указать конкретный перечень требуемых документов — наименование, реквизиты, индивидуальные признаки и сроки, в течение которых их нужно предоставить.

  • Обеспечьте юридическое сопровождение

Контроль переписки, осмотра, выемки, экспертизы, сопровождение свидетелей желательно проводить в присутствии юриста. Каждая из процедур имеет определенный законом порядок. Например, перед выемкой документов инспекторы должны объявить, какие документы они хотят получить и предложить выдать их добровольно.

Выемка производится только в присутствии проверяемого, под протокол, с полной переписью изъятых документов и в присутствии понятых. Выемку нельзя делать ночью — с 22 до 6 часов по местному времени (п. 2 ст. 94 НК РФ).

  • Предлагайте помощь в проверке

Предлагайте своих свидетелей и экспертов. Если вы понимаете, что какая-то сделка заинтересовала контролеров, проявите инициативу и предложите кандидатуры сотрудников, представителей контрагентов, которые могут предоставить объективную информацию без лишних деталей.

Если налоговики решили проверить ваши складские помещения, предложите им помощь вашего кладовщика. Пусть он покажет нужные склады. Инспекторы, конечно, могут отказаться от помощи, но такое поведение налогоплательщика будет безусловным плюсом — вы не препятствовали проверке, а предлагали помощь в поиске доказательств и свидетелей.

Результаты проверки

По итогам налоговой проверки инспекторы составляют справку о проведенной ВНП и вручают налогоплательщику. Два месяца займет оформление акта проверки. После вручения акта у вас есть месяц, чтобы подготовить возражения. Как только истечет срок на подачу возражений, налоговый орган может приступить к рассмотрению материалов проверки и принять итоговое решение. Его принимает начальник налогового органа или его заместитель после того, как рассмотрит материалы проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Срок на вынесение решения — 10 рабочих дней.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector