Приостановка и возобновление выездной налоговой проверки

Приостановка и возобновление выездной налоговой проверки

Энциклопедия решений. Приостановление и возобновление выездной налоговой проверки

Приостановление и возобновление выездной налоговой проверки

В отдельных случаях руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки. Перечень оснований для таких действий приведен в п. 9 ст. 89 НК РФ. Данный перечень является закрытым. В соответствии с ним проверка может быть приостановлена для:

1) истребования документов (информации) у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого (порядок такого истребования определен ст. 93.1 НК РФ). Так называемая «встречная» проверка. Приостановление проверки по данному основанию допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

3) проведения экспертиз. Порядок проведения экспертиз установлен ст. 95 НК РФ;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку. Формы таких решений приведены в приложениях N 5 и N 6 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@. В решении о приостановлении проведения выездной проверки подлежит отражению информация об основании, по которому приостанавливается проверка.

НК РФ не предусматривает порядка и сроков вручения налогоплательщику решений о приостановлении и возобновлении проверки. Исчисление сроков проведения проверки связано только с датами вынесения решений и не зависит от даты ознакомления проверяемого лица с этими документами. Вместе с тем Минфин России обращает внимание, что рассматриваемые решения должны доводиться до проверяемых налогоплательщиков (письмо Минфина России от 07.07.2008 N 03-02-07/1-249).

Налоговое законодательство не запрещает приостанавливать выездную налоговую проверку более одного раза. Исключение составляет приостановление проведения выездной налоговой проверки с целью истребования документов (информации) у контрагента или у иных лиц. По такому основанию проверка может быть приостановлена не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ).

Общий срок приостановления проверки не может превышать 6 месяцев (абз. 8 п. 9 ст. 89 НК РФ). В случае, если проверка была приостановлена в связи с необходимостью получения информации от иностранных государственных органов, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления проверки может быть увеличен на три месяца.

Таким образом, максимальный срок, на который может быть приостановлена выездная налоговая проверка, составляет 9 месяцев.

Поскольку НК РФ не предусмотрен порядок исчисления рабочих и календарных дней, содержащихся в календарном месяце при исчислении сроков, на которые может быть приостановлено проведение проверки, налоговые органы обычно исходят из того, что месяц содержит 30 календарных дней.

Необоснованное затягивание сроков приостановления выездной проверки может привести к отмене решения налогового органа, вынесенного по результатам такой проверки. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 30.05.2008 N А68-4529/07-231/18 указал, что приостановление выездной налоговой проверки было необоснованно затянуто, что привело к нарушению прав и законных интересов налогоплательщика, который в течение длительного периода времени был лишен первичных документов. Однако такое решение может принять только суд с учетом всех обстоятельств дела. Например, в постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.11.2012 N Ф08-6200/12 суд отклонил доводы налогоплательщика о том, что налоговый орган в период приостановления выездной налоговой проверки направил лишь один запрос о проверке деятельности поставщиков общества, на который был получен ответ 04.08.2010, а в период с 05.08.2010 по 30.11.2010 не проводил действий по проведению встречных проверок и не предпринимал действий по возобновлению налоговой проверки, тем самым затягивал проведение проверки. Судьи указали, что установленный в п. 9 ст. 89 НК РФ срок приостановления проведения проверки, который не может превышать шесть месяцев, инспекция не нарушила и не препятствовала обществу в осуществлении обычной хозяйственной деятельности.

Факты нарушения сроков приостановления выездной проверки, хотя и устанавливаются судами, но, как правило, не рассматриваются в качестве достаточных оснований для признания недействительным решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.01.2013 N Ф01-6235/12).

На период приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются все действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой, а также действия по истребованию документов у проверяемого. Налогоплательщику возвращаются все подлинники документов, истребованные у него при проведении проверки (за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки — ст. 94 НК РФ).

Периоды приостановления проверки не включаются в общий срок, установленный для проведения проверки (максимально 6 месяцев — п. 6 ст. 89 НК РФ) (определение ВАС РФ от 02.04.2012 N ВАС-3072/12 постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.11.2011 N Ф07-9253/11, от 22.06.2012 N Ф07-658/12).

Особенности приостановления выездной налоговой проверки

Приостановление проверки налоговой – действие, возможное только при проведении выездных проверок. Камеральные мероприятия ставиться «на паузу» не могут. Однако и проведение выездных проверок просто так приостановить нельзя. Для этого нужны основания.

Что собой представляет приостановка проверки

Приостановка проверки может выполняться только при наличии оснований, указанных в законе. Как правило, основанием является потребность в дополнительных материалах. То есть в процессе паузы представители налоговой не бездействуют. Они отправляют запросы в иностранные структуры, контрагентам. Однако налоговики приостанавливают свою деятельность на территории проверяемой компании.

Стандартный срок выездной проверки – 2 месяца. Если принимается решение о приостановке, этот срок замораживается. То есть, по сути, приостановка является в каком-то смысле продлением проверки. Однако это не в полной мере продление, так как в процессе паузы компания проверяться не может. То есть налогоплательщик продолжит свою деятельность. Следовательно, приостановка для него более выгодна, нежели продление срока проверки.

Сроки осуществления выездных мероприятий

Срок проведения выездных мероприятий оговорен в пункте 6 статьи 89 НК РФ. В частности, он составляет 2 месяца. Однако сроки могут быть другими при следующих обстоятельствах:

  • Проверка филиалов и представительств. Срок уменьшается до одного месяца.
  • Есть соответствующее решение проверяющих. Лица, проводящие проверку, могут вынести решение о продлении мероприятия. Подобное решение можно принимать до двух раз. Максимальный срок продления – 2 месяца.

Самая большая длительность проверки составляет 6 месяцев (2 месяца – стандартный срок, 4 месяца – продление на основании двух решений проверяющих). Срок начинает отсчитываться с даты вынесения решения об инициации проверки на основании пункта 8 статьи 89 НК РФ. Завершается он в дату оформления заключительной справки о проверке.

Основания приостановки

Основания приостановления прописаны в пункте 9 статьи 89 НК РФ. Рассмотрим их:

  • Необходимость в запросе информации у иностранных структур. У налоговиков может возникнуть необходимость запросить данные у государственных структур других стран. Требуется это, к примеру, для предупреждения появления двойного налогообложения. Отправка запроса и получение ответа на него – это длительный процесс, базирующийся на международных соглашениях. Потому мероприятие приостанавливается.
  • Потребность в организации экспертизы. Иногда налоговикам могут потребоваться дополнительные сведения. В этом случае назначается экспертиза, после которой выносится профессиональное заключение. Регулируется она статьей 95 НК РФ.
  • Потребность в обращении к переводчикам. Проверяемые документы могут быть составлены на иностранном языке. В этом случае требуется прибегнуть к услугам переводчика. Перевод исполняется на основании статьи 97 НК РФ.
  • Потребность в дополнительных документах. Иногда налоговики запрашивают бумаги (соглашения, платежки) у контрагентов проверяемой организации. Этот этап исполняется на основании статьи 93.1 НК РФ.

То есть проверка приостанавливается тогда, когда она не может быть продолжена в силу отсутствия дополнительных материалов. Для предупреждения простоя мероприятие ставится «на паузу». Во время приостановки налоговики проделывают все необходимые дополнительные действия.

Читать еще:  Бухгалтерская документация ИП

ВАЖНО! Приостановка может выполняться любое количество раз, если на это есть основания. Однако если она проводится на основании необходимости запроса документов у контрагентов, то остановить работу налоговиков по тому же основанию повторно нельзя. Однако поставить процесс на паузу можно тогда, когда специалисты обращаются к другому контрагенту. Приостановка назначается столько раз, сколько нужно представителям налоговой. Однако общая ее продолжительность не может превышать 6 месяцев.

Продолжительность приостановки

Совокупный срок приостановки не может быть больше 6 месяцев. В некоторых случаях срок может быть продлен еще на 3 месяца. Однако возможно это только в том случае, если ранее налоговики отправили запрос в иностранные органы и не получили от них ответ в течение полугода.

Приостановка проводится на основании соответствующего решения. В нем прописывается дата начала паузы. Приостановка завершается тогда, когда оформляется решение о возобновлении мероприятия.

К СВЕДЕНИЮ! Иногда сроки паузы могут нарушаться. Однако привлечь налоговиков к ответственности за это сложно, так как нарушение считается незначительным.

Особенности приостановления мероприятия

Порядок приостановления указан в статье 89 НК РФ. Решение о паузе принимается руководителем ФНС или его заместителем. Форма этого решения содержится в Приложении №5 к Приказу ФНС №ММВ-7-2/189@ от 8 мая 2015 года. Однако эта форма не является обязательной. Если документ будет составлен в произвольном виде, это не будет правонарушением.

В пункте 9 статьи 89 НК РФ указано, что приостановка предполагает постановку на паузу этих процессов:

  • Истребование документов. В процессе приостановки компании возвращаются все подлинники бумаг, которые были отправлены на проверку ранее. Исключение – бумаги, полученные в ходе выемки.
  • Операции, проводимые на территории проверяемой компании. Все действия на площади фирмы останавливаются.

В законе указаны только эти действия. То есть все остальные операции в процессе приостановки проводить можно. Осуществляются они в стандартном порядке.

Формирование решения

В решении о приостановке указывается ФИО руководителя объекта проверки. Его требуется ознакомить с документом. Также в решении нужно указать дату начала остановки и дату возобновления работы. Сроки паузы требуется обязательно определить точно. Это требование нужно для защиты прав проверяемой фирмы.

Последствия приостановки

Постановка проверочных процедур на паузу влечет эти последствия:

  • Стандартный срок проверки, равный двум месяцам, останавливается. К примеру, проверка проводилась в течение 1 месяца и 3 недель. После этого принимается решение о паузе, равной 2 неделям. Соответственно, по окончании приостановки у налоговиков остается еще неделя на завершение мероприятия.
  • Налоговики покидают площадь фирмы, которая проверяется. То есть по месту нахождения компании налоговики больше не могут проводить операции.
  • Инспектор больше не может требовать документы у компании.
  • Те бумаги, которые были истребованы ранее, возвращаются обратно.
  • Не осуществляется выемка бумаг и предметов.
  • Не выполняется осмотр площади и документов.
  • Представители ФНС также не имеют прав на инвентаризацию.

На протяжении паузы налоговики могут запрашивать документы у контрагентов фирмы. Они также могут вызывать руководителей компании для предоставления объяснений. Возможен запрос свидетелей.

Приостановка невыгодна проверяемой фирме. Именно поэтому в решении указываются точные сроки паузы. В обратном случае права налогоплательщика будут нарушены. Рассмотрим негативные последствия приостановки для компании:

  • Неопределенность статуса.
  • Угроза стабильности финансового положения фирмы.
  • Затруднения при планировании операций.
  • Нарушение кредитоспособности.
  • Проблемы в отношениях с контрагентами.

То есть налогоплательщику выгодна быстрая выездная проверка.

Что включает приостановление выездных налоговых проверок в связи с коронавирусом

Общий срок приостановки выездных проверок

На основании п. 4 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» приостановлено до 31 мая 2020 года включительно:

  • вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, а также налоговых проверок сделок между взаимозависимыми лицами;
  • проведение аналогичных назначенных выездных (повторных выездных) проверок.

В свою очередь, это повлияло на течение процессуальных сроков, установленных Налоговым кодексом РФ (ст. 100, 101, 101.4 Кодекса).

Что конкретно изменилось в части выездных налоговых проверок, проведения мероприятий налогового контроля в их рамках и вне рамок налоговых проверок ФНС России раскрыла в письме от 09.04.2020 № СД-4-2/5985.

На что распространяется режим приостановления

Приостановление назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок – это запрет на проведение всех мероприятий налогового контроля в рамках таких проверок.

Приостановление распространяется на сроки следующих мероприятий (действий):

  • проведение выездной налоговой проверки;
  • приостановление проведения выездной проверки;
  • составление акта выездной проверки;
  • вручение акта выездной проверки;
  • подача возражений на акт налоговой проверки;
  • рассмотрение материалов выездной проверки;
  • проведение дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • составление дополнения к акту налоговой проверки;
  • вручение дополнения к акту налоговой проверки;
  • подача возражений на дополнение к акту налоговой проверки;
  • составление акта, предусмотренного ст. 101.4 НК РФ;
  • подача возражений на акт (ст. 101.4 НК РФ);
  • рассмотрение дела о налоговом правонарушении, предусмотренного ст. 101.4 НК РФ.

Особенности режима приостановления

Если на период до 31.05.2020 включительно попадает дата, на которую назначено рассмотрение материалов налоговой проверки или дела о налоговом правонарушении (ст. 101 и 101.4 НК РФ), инспекция в письменной форме должна известить участвующих в таком рассмотрении лиц о новом сроке рассмотрения дел. То есть, который будет уже после 01.06.2020.

Учтите, что все рассматриваемые приостановления отменятся сами по себе: их возобновление 01.06.2020 не требует издания ИФНС отдельного решения об этом.

Кроме того, приостановление течения сроков оформления результатов проверки (ст. 100 НК РФ) не мешает налоговикам совершать соответствующие процессуальные действия досрочно. То есть, до 01.06.2020.

Также приостановление течения сроков вынесения решения по выездной проверке (ст. 101 НК РФ) не мешает вынесению итогового решения по ней (о привлечении к ответственности или отказе) и направлению адресату, если:

  1. материалы такой проверки уже рассмотрены в установленном порядке;
  2. все предусмотренные НК РФ процедуры соблюдены.

В данном случае срок вступления в силу указанного решения начинает течь 01.06.2020. Соответственно, 01.06.2020 начинает течь и срок для подачи апелляционной жалобы на решение ИФНС.

Также до 01.06.2020 исключено проведение вне рамок выездных проверок мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами. Это допросы, осмотры, вызовы в налоговый орган и т. п.).

Налоговая служба приостановила все проверки: срок

Какие компании (ИП) будет проверять Роструд в 2020-2021 годах: официальные списки

Минфин объяснил, какие требования по проверкам можно исполнять позже их срока

ФНС прокомментировала информацию о росте количества налоговых проверок

Как в 2020 году вступить в режим налогового мониторинга с 2021 года

Какие нормативные акты по проверкам и обязательным требованиям с 01.01.2021 отменены и утратят силу

Приостановка и возобновление выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка – серьезное мероприятие, к которому необходимо быть готовым. Провести внутренний аудит, проверить наличие необходимых документов за проверяемый период, провести инструктаж сотрудников. Многих волнует: если произошла приостановка выездной налоговой проверки – это плохо? Стоит ли предпринимать дополнительные меры?

Как выглядит выездная проверка

Основное отличие выездной проверки – она проводится на вашей территории. Цель проверки – налоги за определенный период (не более трех лет до года вынесения решения о проверке, согласно п. 4 ст. 89 НК РФ), корректность их исчисления и своевременность выплат. Период проверки обязательно ограничен и закреплен документально.

Под одну проверку могут попасть несколько налогов. Но за конкретный период определенный налог не могут проверять чаще одного раза (п. 5 ст. 89 НК РФ). Если в этот же период проверяли обособленное подразделение или филиал – в части количества проверок их учитывают как отдельные предприятия.

Читать еще:  Как подписать документ ЭЦП

Без специального разрешения местная налоговая не может проверять организацию чаще двух раз за год.

Стандартный срок проведения – два месяца. Максимальный – шесть (п. 6 ст. 89 НК РФ). Причины продления свыше стандартного срока перечислены в Приложении 4 к Приказу ФНС России № ММВ-7-2/189. Сроки меняют по следующим причинам:

  1. Проверяют налогоплательщика из категории крупнейших.
  2. Имеется информация о нарушениях, требующая дополнительного исследования.
  3. Территория проверки непригодна для работы по причине стихийных обстоятельств.
  4. Наличие в составе предприятия обособленных подразделений.
  5. Нарушение налогоплательщиком сроков предоставления документов, истребованных проверяющими.
  6. Другие осложняющие обстоятельства, влияющие на скорость работы проверяющих органов.

Для чего вводят паузу

Приостановление назначает только руководитель или заместитель руководителя территориальной ФНС.

Основания обычно такие:

  • получение документов или информации, касающейся деятельности налогоплательщика, конкретной сделки, состава учредителей и т.д.;
  • при наличии контрагентов-нерезидентов РФ, для получения обратной связи по запросам в их адрес;
  • проведение экспертиз с привлечением третьих лиц в качестве эксперта;
  • если есть необходимость перевода документации с иностранного языка.

Невозможно однозначно сказать, сколько раз всего может быть приостановлена одна проверка. Но есть ограничение по пункту истребования документов. В отношении одного юридического лица по этой причине проверка может быть приостановлена только один раз (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Возобновление выездной налоговой проверки, так же как и приостановление, происходит только при наличии решения руководителя либо заместителя руководителя проверяющей налоговой.

Как уже говорилось, общий срок приостановления не может превышать шести месяцев. За одним исключением. Если отправлен запрос иностранному контрагенту или в иностранные международные органы и в течение полугода не получено ответа, по этой причине проверка может быть продлена до 9 месяцев в общей сложности.

Обратите внимание, что на срок приостановления на территории вашего предприятия не могут находиться сотрудники налоговой и продолжать свою деятельность.

Почему может назначаться повторная выездная проверка

Все правила, касающиеся налоговой проверки в части регламента и сроков, в той же мере относятся и к повторной выездной налоговой проверке.

Таковую могут назначить в рамках проведения вышестоящим органом проверки налоговой, которая проводила первую проверку.

Другая причина – после первичной проверки налогоплательщиком была предоставлена «уточненка». Тогда та же ФНС повторно проверяет период, за который подана уточненная декларация.

Вне всякой связи с первой проверкой может быть проведена проверка при ликвидации или реорганизации юридического лица.

Таким образом, приостановление выездной налоговой проверки – нормальный процесс, который не должен пугать предпринимателя. Важно на срок приостановления собрать все требуемые документы или содействовать их получению налоговыми органами. При назначении и окончании проверки уделяйте пристальное внимание корректному оформлению документов налоговыми органами.

Приостановление выездной налоговой проверки

Автор: Елена Желенкова
главный бухгалтер-консультант 1C-WiseAdvice

Стандартный срок для выездной налоговой проверки – два месяца. Если этого срока недостаточно, налоговики имеют право вынести решение о продлении или приостановлении налоговой проверки, и активно этим правом пользуются. Но для этого у них должны быть основания. В этой статье мы расскажем, на каких основаниях могут приостановить выездную проверку, на какой срок, и какие при этом есть права у налогоплательщика и проверяющих.

Что значит «приостановление проверки»

Вопреки названию, проверочные мероприятия на время паузы совсем не прекращаются. Они прекращаются лишь на территории налогоплательщика.

В это время проверяющие сотрудники налоговой инспекции не могут:

  • работать на территории налогоплательщика;
  • осматривать помещения организации и проводить выемку;
  • запрашивать документы у проверяемой компании;
  • опрашивать сотрудников на ее территории.

С того дня, как начинает действовать решение о приостановлении, проверяющие должны покинуть территорию налогоплательщика и вернуть все оригиналы документов, которые запрашивали до этого. Но документы, которые получены в ходе выемки, не возвращают.

Внимание!

Если сотрудники налоговой инспекции успели запросить документы до приостановления, вы должны в положенные 10 дней подготовить и предоставить эти документы, даже если 10 дней истекут в то время, когда проверка будет уже «на паузе». Это прямо не прописано в Налоговом кодексе, но такие разъяснения дает Письмо ФНС России от 07.08.2015 № ЕД-4-2/[email protected] Таким образом, если за день до приостановления вам выдадут требование, формально проверка прекратится, а по факту для вас продолжится, пока не подготовите нужные документы. Это не будет считаться нарушением со стороны ФНС.

1C-WiseAdvice использует уникальную запатентованную технологию обработки первичных документов («Процессинг»). Это позволяет обеспечить оперативный контроль за состоянием «первички» и в максимально сжатые сроки подготовить документы, которые требует ИФНС в рамках выездной налоговой проверки.

На своей территории продолжать проверочную работу налоговикам никто не запрещает. Они могут анализировать уже имеющуюся информацию, запрашивать документы у третьих лиц, опрашивать третьих лиц и бывших сотрудников организации, проводить экспертизы и т.д. К тому же, в законах нет запрета и на опрос сотрудников налогоплательщика вне его территории. Поэтому налоговики могут вызывать вас и ваших сотрудников к себе для дачи пояснений даже во время паузы.

По сути приостановить проверку – это значит просто не беспокоить налогоплательщика на его территории определенное время.

Основания для приостановления выездной налоговой проверки

Все основания для приостановления выездной проверки прописаны в п. 9 ст. 89 Налогового кодекса РФ.

Налоговики могут поставить проверку на паузу, если нужно:

  1. Запросить документы у контрагентов или других третьих лиц.
  2. Запросить информацию в иностранных госорганах.
  3. Провести экспертизу.
  4. Перевести полученную от налогоплательщика документацию, если она на иностранном языке.

Только эти основания могут стать поводом приостановить проверку. По другим причинам этого делать нельзя!

Причем по первому пункту есть и дополнительное ограничение: приостанавливать проверку для получения документов от контрагента можно только один раз по каждому контрагенту.

На какой срок можно прервать проверку

В Налоговом кодексе прописан только максимальный срок приостановки налоговой проверки – 6 месяцев. Кодекс не устанавливает ни минимальный срок приостановления выездной налоговой проверки, ни количество перерывов, допустимых для одной проверки. Из этого следует, что налоговики могут брать паузу любой продолжительности сколько угодно раз, главное не превысить общий лимит в 6 месяцев.

К этим шести месяцам налоговые органы могут прибавить еще три, но только в одном случае: если основанием для паузы была необходимость запросить документы в иностранных госорганах, но в положенный срок их получить не удалось.

Приостанавливать проверочные мероприятия можно и во время продления.

Как оформляется приостановление проверки

Руководитель или заместитель проверяющей инспекции должны оформить решение о приостановлении по форме КНД 1160071, утвержденной Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]

Выглядит она так:

В решение ИФНС вписывает причину приостановления проверки. Если нужно запросить документы у контрагента, указывает этого контрагента. Но это не значит, что во время паузы налоговики не могут параллельно запрашивать документы и у других контрагентов. В нормативных документах нет таких ограничений, и суды не признают это нарушением со стороны налоговых органов. Более того, по мнению судей, нет нарушения даже в том, что в решении о приостановлении совсем не указаны контрагенты, у которых будут запрашивать документы (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.11.2010 № А05-4432/2010).

Налогоплательщики имеют право получать копии решений налоговых органов (пп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ), поэтому налоговики должны сообщить ему о решении приостановить проверку. Но в какой срок – это в Кодексе не указано. Минфин России в письме от 07.07.2008 № 03-02-07/1-249 тоже говорит, что о приостановлении и возобновлении проверки нужно сообщать налогоплательщику, но сроков нет и в этом письме. Поэтому если налоговики вам вручат уведомление позже, чем начнётся перерыв в проверке, – это не будет нарушением с их стороны. Судебная практика в этом вопросе на стороне налоговых органов.

Читать еще:  Уголовная ответственность бухгалтера

Когда налоговики решат возобновить проверку, они заполняют форму КНД 1160073.

Выглядит она так:

Со дня возобновления снова начинается отсчет времени, отведенного на выездную налоговую проверку.

Чем грозит приостановление проверки для налогоплательщика

На практике право приостановить проверку налоговые органы используют для того, чтобы затянуть проверку, выиграть время, копнуть глубже и «нарыть» побольше.

Например, сотрудники ИФНС получают от контрагента запрашиваемые документы, но проверку не возобновляют, а продолжают работать на своей территории, проводить опросы и т.д. В нормативных документах нет обязанности возобновить проверку сразу после того, как будут получены документы, и проверяющие этим пользуются. Суды в этом вопросе чаще встают на сторону ИФНС, мотивируя тем, что общий срок приостановления в шесть месяцев не нарушен.

Другими словами, для налоговиков приостановление – это еще один способ продлить выездную налоговую проверку. Это ставит налогоплательщика в невыгодное положение и дает налоговикам больше шансов найти повод для доначислений и штрафов.

Компании, которые находятся у нас на обслуживании, могут быть уверены в том, что мы не оставим их один на один с проверяющими. Мы подготовим ответы на запросы и требования, если нужно привлечем налогового адвоката и поможем пройти проверку с минимальными доначислениями.

Мы говорим «минимальными», потому что почти все выездные проверки заканчиваются доначислениями. По отчету ФНС за 9 месяцев 2018 года проверили 9 676 организаций, нарушения были выявлены в 9 524 организациях, т.е. у 98% проверенных.

Но можно свести к минимуму вероятность самой проверки.

Что для этого делаем мы:

  1. Ведем налоговый учет и формируем отчетность осознанно, с пониманием возможных рисков.
  2. Чтобы избежать ненужных вопросов о расхождениях в отчетности, там, где это возможно и не противоречит требованию законодательства, наши специалисты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового.
  3. Анализируем и выдерживаем в отчетах сотни контрольных соотношений, на которые опирается ИФНС, когда принимает решение о более тщательной проверке налогоплательщика.

О новых сроках приостановления мероприятий налогового контроля

Проведение выездных (повторных выездных) налоговых проверок приостанавливается до 31.05.2020 включительно и возобновляется 01.06.2020.

В этот период приостанавливаются процессуальные действия, касающиеся в том числе: составления (вручения) акта выездной налоговой проверки и представления возражений на него; рассмотрения материалов выездной налоговой проверки; проведения дополнительных мероприятий налогового контроля; рассмотрения дела о налоговом правонарушении, предусмотренного статьей 101.4 НК РФ.

Если на период до 31.05.2020 назначено рассмотрение материалов налоговой проверки или дела о налоговом правонарушении (статьи 101, 101.4 НК РФ), налоговому органу в письменной форме необходимо известить участвующих в таком рассмотрении лиц о новом сроке рассмотрения дел.

При этом обращено внимание на то, что приостановление течения сроков, предусмотренных статьей 100 НК РФ, не препятствует совершению налоговыми органами соответствующих процессуальных действий досрочно, то есть до 01.06.2020. То есть налоговый орган вправе составить акт выездной налоговой проверки и направить его налогоплательщику до 01.06.2020. При этом процессуальный срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 100 НК РФ, для представления возражений на акт налоговой проверки начнет течь 01.06.2020.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБ

ПИСЬМО

от 9 апреля 2020 г. N СД-4-2/5985@

О ПОСТАНОВЛЕНИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 02.04.2020 N 409

Федеральная налоговая служба в связи с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (далее — Постановление N 409), изданным в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») и вступившим в силу со дня его официального опубликования (06.04.2020), в части вопросов проведения выездных налоговых проверок, проведения мероприятий налогового контроля в рамках выездных налоговых проверок, и вне рамок налоговых проверок, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 4 Постановления N 409 в период до 31.05.2020 включительно приостановлено:

  • вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок;
  • проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок;
  • течение сроков, установленных Кодексом (в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 Кодекса), в отношении выездных (повторных выездных) налоговых проверок;
  • течение сроков, предусмотренных статьей 101.4 Кодекса.

Таким образом, в соответствии с пунктом 4 Постановления N 409 проведение выездных (повторных выездных) налоговых проверок приостанавливается до 31.05.2020 включительно и возобновляется 01.06.2020.

Приостановление проведения назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок в данном случае влечет установление запрета на проведение всех мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках таких проверок.

Приостановление течения сроков, установленных Кодексом (в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 Кодекса), в отношении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, распространяется на сроки осуществления следующих мероприятий (действий):

  • проведение выездной налоговой проверки;
  • приостановление проведения выездной налоговой проверки;
  • составление акта выездной налоговой проверки;
  • вручение акта выездной налоговой проверки;
  • представление возражений на акт налоговой проверки;
  • рассмотрение материалов выездной налоговой проверки;
  • проведение дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • составление дополнения к акту налоговой проверки;
  • вручение дополнения к акту налоговой проверки
  • представление возражений на дополнение к акту налоговой проверки;
  • составление акта, предусмотренного статьей 101.4 Кодекса;
  • представление возражений на акт, предусмотренный статьей 101.4 Кодекса;
  • рассмотрение дела о налоговом правонарушении, предусмотренного статьей 101.4 Кодекса.

Если на период до 31.05.2020 включительно приходится дата, на которую назначено рассмотрение материалов налоговой проверки или дела о налоговом правонарушении (статьи 101, 101.4 Кодекса), налоговому органу в письменной форме необходимо известить участвующих в таком рассмотрении лиц о новом сроке рассмотрения дел после окончания срока, установленного пунктом 4 Постановления N 409.

Приостановления, предусмотренные в соответствии с пунктом 4 Постановления N 409, и их возобновление 01.06.2020 не требуют их оформления решением налогового органа.

Необходимо учитывать, что приостановление течения сроков, предусмотренных статьей 100 Кодекса, не препятствует совершению налоговыми органами соответствующих процессуальных действий досрочно, то есть до 01.06.2020. Например, составить акт выездной налоговой проверки и направить его лицу, в отношении которого проведена выездная налоговая проверка. В данном случае процессуальный срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 100 Кодекса, для представления лицом, в отношении которого проведена выездная налоговая проверка, возражений на акт налоговой проверки, начинает течь 01.06.2020.

Также приостановление течения сроков, предусмотренных статьей 101 Кодекса, не препятствует вынесению итогового решения по выездной налоговой проверке, предусмотренного пунктом 7 статьи 101 Кодекса, и направлению его лицу, в отношении которого проведена выездная налоговая проверка, если к моменту получения настоящего письма материалы такой проверки уже рассмотрены в установленном порядке, и все предусмотренные Кодексом процедуры соблюдены. В данном случае срок для вступления в силу указанного решения начинает течь 01.06.2020. Соответственно 01.06.2020 начинает течь срок для подачи апелляционной жалобы на указанное решение.

Также до 01.06.2020 необходимо исключить проведение вне рамок выездных налоговых проверок мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами (осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган и т.п.).

Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам незамедлительно довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector