Ответственность за налоговые преступления

Ответственность за налоговые преступления

Налоговые нарушения и преступления в 2020 году

По данным следственного комитета России, за первые шесть месяцев 2020 года было выявлено 3062 налоговых преступления, и это на 17% меньше, чем за тот же период 2019 года. Чаще всего уклоняются от уплаты НДС и налога на прибыль. В чем отличие налоговых нарушений и налоговых преступлений, какое за них предусмотрено наказание, какие методы налогового контроля применяются, а также о новой инициативе СКР по подготовке новой статьи в УК о налоговом мошенничестве. Подробности – далее.

Ответственность за неуплату налогов

Существует три вида ответственности за нарушение налогового законодательства, к которой могут привлечь компанию или ее сотрудника: административная, налоговая и уголовная.

  • Административная ответственность предполагает обязательство для налогоплательщика погасить образовавшуюся недоимку. Никаких дополнительных санкций (в виде наказания рублем или лишения свободы) этот вид ответственности не предусматривает.
  • Налоговая ответственность предполагает финансовые расходы, то есть наказание рублем в виде штрафа. Инспектор вправе потребовать у налогоплательщика погасить недоимку, начислить пеню, штрафы. Эти суммы налоговики взыщут с без судебного разбирательства.
  • Уголовная ответственность предусмотрена за преступления тяжелые и финансово емкие. Виновного определяет суд, который может его заключить под арест и лишить свободы на довольно длительный срок, в зависимости от тяжести и масштаба преступления.

Компания, ее руководитель или другое должностное лицо могут быть одновременно привлечены сразу к нескольким видам ответственности. Например, организации могут быть назначены штрафные санкции, а сотрудников могут привлечь к уголовной ответственности.

Наказывают обычно директоров и тех, кто фактически руководит компанией. Реже под уголовное преследование попадают главные бухгалтеры и юристы. Наказанию юристу грозит в том случае, если есть неоспоримые доказательства, что именно он разработал схему налогового преступления.

В чем отличие налогового правонарушения от налогового преступления?

В Налоговом кодексе (НК РФ) налоговым правонарушением признается совершенное противоправное деяние налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Уголовный кодекс в главе «Преступления в сфере экономической деятельности» предусматривает уголовную ответственность за преступления в сфере налогообложения. Налоговое преступление понимается как совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством РФ. Из анализа вышеизложенного понятия можно сделать вывод, что налоговое преступление содержит в себе те же самые элементы налогового правонарушения. Поэтому само по себе существование преступления без налогового правонарушения невозможно. Оно же становится налоговым преступлением при наступлении общественно опасных последствий.

Ответственность за налоговые правонарушения закреплена в НК РФ и КоАП. Ответственность за совершение налоговых преступлений устанавливается УК РФ, именно в статьях 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ. Налоговые правонарушения представляют меньшую общественную опасность по сравнению с налоговыми преступлениями, из общего числа налоговых деяний налоговые правонарушения составляют наибольшую часть, на их долю приходится более 90% налоговых деяний.

За налоговое преступление накажут в том случае, если у компании или индивидуального предпринимателя есть недоимка в крупном размере и за три финансовых года подряд. Если размер меньше установленной законом минимальной планки – это налоговое правонарушение, а не преступление. На практике налоговые нарушения классифицируются как преступления не часто.

Главные цифры по теме:

98,3 налоговых правонарушений было выявлено в 2018 году по результатам проведенных налоговых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

6-8% налоговых деяний классифицируются как преступления.

Более 58 млрд руб. составляет ежегодный ущерб от налоговых преступлений.

Наказания за налоговые преступления

Не подана декларация или в декларации указаны ложные сведения.

  • За крупный размер недоимки от 15 до 45 млн. руб. предусмотрены два вида наказания: штраф до 300 тыс. руб., лишение свободы до 2 лет. Осужденному также могут запретить занимать руководящие должности в организациях до 3 лет.
  • За особо крупный размер недоимки на сумму более 45 млн руб. предусмотрены два вида наказания: штраф до 500 тыс. руб., лишение свободы до 6 лет. Осужденному также могут запретить занимать руководящие должности в организациях до 3 лет.
  • За крупный размер недоимки от 2,7 млн руб. до 13,5 млн руб. предусмотрены два вида наказания: штраф до 300 тыс. руб., лишение свободы на срок до 1 года.
  • За особо крупный размер недоимки на сумму более 13,5 млн руб. предусмотрены два вида наказания: штраф до 500 тыс. руб., лишение свободы на срок до 3 лет.

Юрлицо или ИП не исполнили обязанности налогового агента по перечислению налогов и взносов за других лиц.

  • За крупный размер недоимки от 15 до 45 млн. руб. предусмотрены два вида наказания: штраф до 300 тыс. руб., лишение свободы до 2 лет. Осужденному также могут запретить занимать руководящие должности в организациях до 3 лет.
  • За особо крупный размер недоимки на сумму более 45 млн руб. предусмотрены два вида наказания: штраф до 500 тыс. руб., лишение свободы до 6 лет. Осужденному также могут запретить занимать руководящие должности в организациях до 3 лет.

Юрлицо или ИП скрыли имущество, за счет которого нужно погасить налоговые долги.

  • За крупный размер недоимки от 2,25 млн руб. до 9 млн. руб. предусмотрены два вида наказания: штраф до 500 тыс. руб., лишение свободы до 3 лет. Осужденному также могут запретить занимать руководящие должности в организациях до 3 лет.
  • За особо крупный размер недоимки на сумму более 9 млн руб. предусмотрены два вида наказания: штраф до 2 млн. руб., лишение свободы до 7 лет. Осужденному также могут запретить занимать руководящие должности в организациях до 3 лет.

Как ФНС выявляет налоговые нарушения и преступления

Выявление нарушений законодательства в области налогообложения проводится с помощью комплекса мер, которые объединены в понятие «налоговый контроль».

Способы проверки налогоплательщика:

  1. Налоговые проверки.
    • Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции.
    • Выездные проверки проводятся на территории налогоплательщика.
  2. Проверка данных учета и отчетности.
  3. Запросы дополнительных сведений. Пояснения могут быть запрошены как в письменной форме, так и в устной. Все предоставляемые сведения протоколируются.

Инструменты выявления налоговых нарушений:

  • ФНС проверяет реальность сделки.
  • Изучает взаимозависимость и проявление должной осмотрительности.
  • Анализируют документы, проводит допросы свидетелей.
  • Осматриваются помещения, производственные, складские территории и т.п. Осмотр должен проходить в присутствии понятых, при необходимости ведется фото и видеосъемка.

Привлечь должностных лиц к уголовной ответственности по итогам мероприятий налогового контроля ФНС не имеет полномочий. Если проверка позволяет предполагать, что в организации совершено налоговое преступление, данные об этом передаются в правоохранительные органы. На основе этих данных решается вопрос о возбуждении уголовного дела и о привлечении должностных лиц к уголовной ответственности.

В разработке статья о «налоговом мошенничестве»

В конце июля 2020 года заместитель председателя Следственного комитета России (СКР) генерал-полковник Елена Леоненко сообщила в СМИ, что правоохранители инициировали разработку проекта статьи о налоговом мошенничестве. Предполагается, что в УК будет внесен новый состав преступления под названием «налоговое мошенничество». Законопроект разрабатывается СКР совместно с Генпрокуратурой, Федеральной налоговой службой, МВД.

Деталей новой статьи представитель СК не сообщила, лишь уточнила, что новая статья УК призвана устранить несовершенство законодательной базы. «К преступлениям в налоговой сфере традиционно относятся четыре статьи Уголовного кодекса: с 198 по 199.2, но на практике применяется и статья 159 — «Мошенничество». Статьи предусматривают разное наказание. По статье об уклонении от уплаты налогов УК предусматривает наказание до 6 лет лишения свободы, а по статье о мошенничестве — до 10. На практике бывают случаи, когда одни и те же действия могут квалифицироваться по-разному, и по статье 159, и по статье 119», — рассказала Елена Леоненко.

В итоге очевидно, что политика в отношении собираемости налогов ужесточается и нам остается ждать новую статью УК за налоговые преступления.

Как увидеть свой бизнес глазами налогового инспектора? Выявить слабые места и устранить их до проверки? Избежать нарушений налогового законодательства призван СБИС Оценка налоговых рисков. С его помощью вы сможете оценить эффективность выбранного режима налогообложения, сравнить вашу налоговую нагрузку со средней по рынку и многое другое. А СБИС Сверка проверит все платежи в госорганы и предупредит о расхождениях в данных.

СБИС Бухгалтерия и Учет позволяет вести полный цикл учета: от ввода первичных документов до закрытия периода и формирования отчетов. Причем, делать это можно как на стационарном рабочем месте, так и удаленно.

О том, как с помощью сервисов СБИС не оказаться под пристальным вниманием налоговой и как проверить баланс платежей с государственными органами, вам готовы рассказать наши специалисты.

Ответственность за налоговые преступления

Своевременная уплата налогов – обязанность каждого юридического и физического лица, если они получают какой-либо доход. Однако сама по себе обязанность не всегда выполняется по доброй воле, потому за нарушения в налоговой сфере, включая как неуплату налогов, так и различные махинации по минимизации их размеров, предусмотрена определенная ответственность. Помимо штрафов и других санкций, которые налагаются непосредственно ФНС, существует также уголовная ответственность за налоговые преступления, если в действиях налогоплательщика усмотрены признаки уголовных правонарушений. В данной статье поговорим про налоговые преступления и ответственность за их совершение, а также о защите в ситуациях, когда лицо обвиняется в подобных действиях.

Признаки налогового преступления

Как отличить обычную ошибку при уплате налогов или незначительное правонарушение в налоговой сфере от преступления, за которое предусмотрено уголовное наказание? Существует несколько признаков, которые позволяют провести четкую грань между этими явлениями:

  • сумма ущерба для бюджета – любое нарушение в сфере налогообложения несет определённый ущерб интересам государства, ведь бюджет недополучает часть суммы в виде неуплаченных налогов. Однако уголовная ответственность может наступать только в случае, если ущерб достаточно крупный, тем самым неуплата налогов становится общественно опасным явлением. Если говорить о конкретных суммах, то для налоговых преступлений к уголовной ответственности лицо может быть привлечено только при выявлении крупного (от 1,5 млн рублей) или особо крупного (от 3 млн рублей) ущерба – именно такие граничные суммы установлены для экономических преступлений, куда относятся и налоговые правонарушения. Если сумма ущерба меньше, будет применяться административная ответственность;
  • вина конкретных лиц – к уголовной ответственности не может быть привлечена компания, всегда привлекаются отдельные лица из числа ее руководства, чаще всего директор или главный бухгалтер. При этом для возможности привлечения конкретного человека должна быть доказана его конкретная вина в совершении того или иного правонарушения: например, налоги искусственно занижались через занижение реальных объёмов сделок, налоговые платежи не переводились, не велась первичная бухгалтерская отчетность, не подавались декларации или в них были указаны заведомо неверные цифры и т. д. Впрочем, определять, был ли умысел в действиях подозреваемого в совершении налогового преступления, должны следователи и суд, ведь не всегда неуплата налогов – это спланированное действие, часто случаются ошибки, которые приводят к недоимкам, и важно отличать такие случаи от умышленного нарушения законодательства;
  • действия подпадают под конкретную статью УК РФ – нельзя привлечь человека к уголовной ответственности за абстрактные «нарушения в налоговой сфере». Обязательно должны прослеживаться конкретные нарушения действующего законодательства, например, злостное уклонение от уплаты налогов и игнорирование требований ФНС, подделка документов, мошенничество и т. д. Только при выявлении признаков нарушения той или иной статьи УК лицу могут быть выдвинуты обвинения в совершении налогового преступления, после чего лицо может быть привлечено к ответственности.
Читать еще:  Выбор системы налогообложения для ООО

Если какие-то из вышеуказанных признаков не соблюдаются, речи о привлечении к уголовной ответственности быть не может, максимум, что угрожает налогоплательщику – это административная ответственность, то есть, штрафы, доначисления налоговых платежей, приостановка действия расчетных счетов и т. д.

Виды ответственности за налоговые преступления

На сегодняшний день в Уголовном кодексе РФ есть такие статьи, предусматривающие ответственность за налоговые преступления:

  • ст. 198 – уклонение от уплаты налогов и сборов физического лица;
  • ст. 199 – уклонение от налогов и сборов организации;
  • ст. 199.1 – неисполнение обязанностей налогового агента;
  • ст. 199.2 – сокрытие имущества или денежных средств с целью уклонения от уплаты налогов за них.

Все эти преступления относятся к экономическим, имеют общие параметры определения размера ущерба (крупный и особо крупный), а также предполагают схожие виды наказания для лиц, признанных виновными. Так, применяются следующие виды ответственности:

  • штраф – наиболее распространенная форма ответственности за налоговые преступления. Размер взыскания определяется нанесенным ущербом, действовал ли обвиняемый самостоятельно или в составе группы, привлекался ли он к ответственности ранее и т. д., и составляет от 100 до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы обвиняемого за 3 года;
  • принудительные работы – этот вид ответственности часто применяется вместо штрафа, хотя иногда данные санкции совмещаются. Максимальный срок принудительных работ за налоговые преступления – 5 лет;
  • лишение свободы – Уголовный кодекс предусматривает также ограничение или лишение свободы для виновных в налоговых преступлениях, сроки составляют от 1 года до 6 лет. Следует отметить, что такой вид наказания используется обычно в тех случаях, если обвиняемый попадается на рецидиве подобного преступления, бюджету нанесен особо крупный размер, вместе с неуплатой налогов выявлены признаки других преступлений (мошенничество, подделка документов, коррупционные деяния и т. д.);
  • запрет занимать определённые должности – вид санкций, который обычно применятся в комплексе с другими. Виновному в налоговом преступлении на определенный срок (обычно до 3-5 лет) ограничивается возможность занимать руководящие и другие должности, перечень которых определяется законодательством;
  • конфискация имущества – еще одной санкцией для обвиняемого может быть конфискация его личных материальных ценностей в бюджет как компенсация нанесенного государству ущерба.

Конкретные санкции определяет суд в зависимости от различных факторов, которые устанавливают правоохранительные органы на этапе следствия.

Защита по налоговым преступлениям

Угроза привлечения к ответственности за налоговые преступления существует для всех без исключения предпринимателей, ведь никогда не знаешь, как может быть трактовано то или иное нарушение в налоговой сфере: вполне вероятно, что фискальные органы усмотрят в нем признаки преступления. Потому очень важно позаботиться о грамотной защите в ситуациях, если угрожает подобная ответственность. Предоставить защиту может опытный адвокат по налоговым преступлениям, который, среди прочего, обеспечивает следующие действия:

  • изучение сведений, которые есть у следствия, с целью установления их актуальности, соответствия действительности и т. д. На основании полученных сведений, а также информации от обвиняемого формируется дальнейшая стратегия действий, согласовываются шаги по защите интересов клиента;
  • поиск обстоятельств, которые позволили бы избежать привлечения к уголовной ответственности или смягчения меры наказания – например, доказательства отсутствия вины подозреваемого, пропуск срока давности по налоговым преступлениям, нарушения процедуры следователями, что ставит под сомнение собранные ими улики и т. д.;
  • представление интересов клиента в суде, а также сопровождение его во время следственных мероприятий – участие адвоката в допросах, следственных экспериментах и заседаниях суда позволяет существенно снизить вероятность нарушения прав подозреваемого и положительно влияет на конечный вердикт по делу.

Если защитой предпринимателя в деле о налоговых преступлениях занимается профессиональный и опытный адвокат, с большой вероятностью удастся минимизировать возможные санкции или вообще избежать их.

Заключение

За преступления в налоговой сфере предусмотрены серьезные виды ответственности, включая крупные штрафы, ограничение свободы, принудительные работы и т. д. Потому лучше строго соблюдать налоговое законодательство, а если столкнетесь с обвинениями в подобных действиях, сразу же заручиться поддержкой грамотного адвоката.

Принят Федеральный Закон, корректирующий уголовную ответственность за совершение налоговых и валютных преступлений.

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Президентом РФ подписан Федеральный закон от 01.04.2020 года № 73-ФЗ о внесении в Уголовный кодекс РФ изменений, связанных с привлечением к ответственности за налоговые и валютные преступления.

1. Изменения в части налоговых преступлений.

Федеральным законом от 01.04.2020 года № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 01.04.2020 года № 73-ФЗ) в статьях 198[1], 199[2], 199.1[3], 199.3[4] и 199.4[5] УК РФ изменены примечания, определяющие крупный и особо крупный размер, установление которого необходимо для квалификации деяния как преступного. Согласно внесенным изменениям законодатель отказался от расчета относительных величин (долей в процентах) при определении крупного и особо крупного размера, сохранив твердые (фиксированные) пороговые суммы, превышение которых возможно только в пределах трех финансовых лет подряд.

В частности, в новой редакции примечания 1 к статье 199 УК РФ крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов (далее – налогов), превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов рублей.

Отметим, что первоначальная редакция проекта Федерального закона от 01.04.2020 года № 73-ФЗ, внесенного Президентом РФ на рассмотрение в Государственную Думу РФ, определяла крупный и особо крупный размер исключительно как превышение пороговых сумм без привязки к какому-либо периоду времени. Тем самым первоначальная редакция проекта закона предоставляла возможность правоохранительным органам при определении крупного или особо крупного размера учитывать суммы за период времени вплоть до десяти лет (срок давности привлечения к ответственности за тяжкие преступления).

В ходе рассмотрения законопроекта во втором чтении определение крупного и особо крупного размера было дополнено указанием на период в течение которого подлежит определению крупный и особо крупный размер – в пределах трех финансовых лет подряд. Фактически, внесенное в первоначальную редакцию проекта Федерального закона от 01.04.2020 года № 73-ФЗ дополнение привязало определение пороговых сумм при квалификации деяния как преступного к результатам налоговой проверки, глубина которой составляет три года.

Тем не менее, не умаляя важность как самого законопроекта, так и принятой в ходе его рассмотрения в Государственной Думе РФ поправки, внесенные изменения имеют наибольшую актуальность для малого и среднего бизнеса и менее значительны для крупного бизнеса, уплачивающего в бюджетную систему десятки и сотни миллионов рублей.

2. Изменения в части валютных преступлений.

Федеральным законом от 01.04.2020 года № 73-ФЗ внесены существенные изменения в ст. 193 УК РФ, устанавливающую ответственности за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации. Внесенные изменения связаны с двумя обстоятельствами, влияющими на квалификацию деяния как преступного.

Первое изменение связано с многократным увеличением пороговых сумм, признаваемых крупным и особо крупным размером. В новой редакции крупным размером признается сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает 100 миллионов рублей, а в особо крупном размере – 150 миллионов рублей (ранее – 9 миллионов и 45 миллионов рублей соответственно).

Второе изменение связано с установлением дополнительного условия для привлечения к ответственности за совершение преступления в крупном размере (ч. 1 ст. 193 УК РФ) заключающееся в том, что к ответственности может быть привлечено лицо, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за деяния, предусмотренные ч. 5.2. ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Для привлечения к ответственности за совершение преступления в особо крупном размере (ч. 2 ст. 193 УК РФ), привлечение к административной ответственности по ч. 5.2. ст. 15.25 КоАП РФ не требуется.

Теперь лицо, допустившее невозвращение валютной выручки в крупном размере, может не опасаться уголовного преследования «без предупреждения». Таким «предупреждением» будет служить привлечение к административной ответственности.

3. Иные изменения, относящиеся к предпринимательской деятельности.

Федеральным законом от 01.04.2020 года № 73-ФЗ дополнено примечание к ст. 210 УК РФ (устанавливающей ответственность за организацию преступного сообщества или участие в нем), которое исключает возможности применения данной статьи к преступлениям, связанным с осуществлением законной предпринимательской деятельности.

В соответствии с введенным примечанием 1 к ст. 210 УК РФ учредители, участники, руководители, члены органов управления и работники организации, зарегистрированной в качестве юридического лица, и (или) руководители, работники ее структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности по ст. 210 УК РФ только в силу организационно-штатной структуры организации и (или) ее структурного подразделения и совершения какого-либо преступления в связи с осуществлением ими полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случая, когда эти организация и (или) ее структурное подразделение были заведомо созданы для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений

Внесенное изменение направлено на предотвращение возникшей правоприменительной практики по дополнительной квалификации по ст. 210 УК РФ действий учредителей, руководителей и работников организации, которые осуществляют обычную предпринимательскую деятельность и не имеют отношения к профессиональной организованной преступности.

Дополнительное вменение по ст. 210 УК РФ позволяло применять в отношении лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, связанных с предпринимательской деятельностью, меры пресечения в виде заключения под стражу, запрет на применение которой в отношении предпринимателей установлен ч. 1.1. ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Полагаем, что внесенные изменения в ст. 210 УК РФ позволят более эффективно противостоять сложившейся порочной практике вменения указанного состава преступления предпринимателям, осуществляющим законную экономическую деятельность.

Внесенные изменения в Уголовный кодекс РФ устраняют преступность части деяний в области налогового и валютного законодательства и на основании ч. 1 ст. 10 УК РФ имеют обратную силу, то есть распространяют свое действие на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления Федерального закона от 01.04.2020 года № 73-ФЗ в законную силу. Придание обратной силы Федеральному закону от 01.04.2020 года № 73-ФЗ влечет невозможность возбуждения и необходимость прекращения уже возбужденных уголовных дел в декриминализированной части, если, разумеется, в деянии не содержатся признаки составов преступлений с учетом внесенных изменений. Отметим, что прекращение уголовного дела в связи с принятием закона, устраняющего преступность деяния, является нереабилитрующим основанием и не порождает права подозреваемого, обвиняемого или виновного лица на возмещение имущественного вреда и устранение последствий морального вреда.

Читать еще:  Внутренняя опись документов

Помощь консультанта

Обладая обширным опытом в уголовно-правовой защите руководителей и работников компаний на всех стадиях уголовного преследования с момента проведения доследственной проверки (вызовы для дачи объяснений, получение запросов о предоставлении информации и т.д.) и до осуществления защиты в суде, специалисты «Пепеляев Групп» могут помочь оценить уголовно-правовые риски в связи с внесенными в Уголовный кодекс РФ изменениями, связанными с налоговыми и валютными преступлениями.

Правовая и методическая поддержка может быть оказана при разработке и практическом внедрении в компании комплаенс-систем, подготовке рекомендаций по снижению уголовно-правовых и налоговых рисков действующей корпоративной структуры и системы принятия решений в компании.

[1] Ст. 198 УК РФ предусмотрена ответственность за уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов;

[2] Ст. 199 УК РФ предусмотрена ответственность Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов;

[3] Ст. 199.1 УК РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента;

[4] ст. 199.3 УК РФ предусмотрена ответственность за уклонение страхователя — физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд;

[5] ст. 199.4 УК РФ за уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд

Уголовная ответственность за налоговые преступления в 2020 году

За несоблюдение налогового законодательства виновные лица (как физические, так и юридические) несут ответственность 3 видов;

  1. Налоговую (по НК РФ)
  2. Административную (по КоАП РФ)
  3. Уголовную (по УК РФ).

Уголовная ответственность наступает при совершении налоговых правонарушений в крупных и особо крупных размерах. В Уголовном кодексе РФ (УК РФ) ответственность за налоговые преступления рассматривается в статьях – 198 и 199, 199.1 – 199.4.

Статья 198 называется «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица».

Статья 199 – «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».

Статьи 199.1 – 199.4 дополнительно введены в УК РФ с 10.08.2017.

Статья 199.1 посвящена неисполнению обязанностей налогового агента,

Статья 199.2 – сокрытию денежных средств (имущества) организации или ИП, за счет которых должно производиться взыскание налогов (сборов, взносов).

Статьи 199.3 – 199.4 посвящены уклонению страхователей от уплаты взносов на «травматизм».

Статья 199.3 регламентирует действия в отношении страхователей – физических лиц, статья 199.4 – в отношении страхователей-организаций.

Уголовная ответственность – самое тяжелое наказание. Ведь виновный в налоговом преступлении должен не только заплатить не уплаченные налоги и штрафы, он может быть лишен свободы (заключен под стражу).

Во всех рассмотренных далее случаях действует правило – если правонарушение совершено впервые, то лицо может быть освобождено от уголовной ответственности при условии полной оплаты недоимки, штрафов и пеней по налогам (сборам, взносам), начисленным по НК РФ, за неуплату которых данное физическое лицо было привлечено к ответственности (Читайте также статью ⇒ Уголовная ответственность за неуплату страховых взносов 2020).

Уголовная ответственность по статье 198 УК РФ

Статья применяется к правонарушениям, совершенными физическими лицами, и касается уклонения от уплаты налогов, сборов и страховых взносов. Страховые взносы были добавлены в статьи 198 и 199 в 2017 году. Новая редакция статьи (со страховыми взносами) действует с 10 августа 2017 года.

В статье указывается, что правонарушением в таком случае считается непредставление декларации или расчета, или иных документов, которые физическое лицо обязано представлять в ИФНС. Также уголовная ответственность может применяться в случае включение в декларацию или расчет ложных сведений.

(сумма всех налогов, сборов, страховых взносов за 3 года подряд)

(одно из наказаний списка)

при доле неуплаченных сумм

более 2 700 000,00

вне зависимости от доли неуплаченных сумм

от 100 000,00 до 300 000,00

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет

принудительные работы

на срок до 1 года,

арест

на срок до 6 месяцев,

лишение свободы

на срок до одного года.

при доле неуплаченных сумм

более 13 500 000, 00

вне зависимости от доли неуплаченных сумм

от 200 000,00 до 500 000,000

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет

принудительные работы

на срок до 3 лет

лишение свободы

на срок до 3 лет

Ответственность физического лица по данной статье УК РФ наступает с шестнадцатилетнего возраста (Читайте также статью ⇒ Ответственность за налоговые правонарушения 2020: штрафы, виды).

Уголовная ответственность по статье 199 УК РФ

Статья применяется к правонарушениям, совершенными организациями, в случае уклонения ими от уплаты налогов, сборов и страховых взносов.

Правонарушение – непредставление декларации или расчета, или иных документов, которые организация обязана представлять в ИФНС. Также уголовная ответственность может применяться в случае включение в декларацию или расчет ложных сведений.

Лицами, которые могут быть признаны виновными по статье 199, могут быть как руководитель организации, так и главный бухгалтер, либо просто бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера). Также ответственность может быть возложена на любое лицо, если в обязанности его входило подписание налоговой отчетности и обеспечение уплаты налогов (сборов, взносов).

Это правило действует и в отношении уполномоченного представителя организации и лиц, которые формально не являлись, например, руководителем, главным бухгалтером (бухгалтером), но фактически исполняли их обязанности.

Данный подход отражен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 “О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления”.

(условие нарушения)

(сумма всех налогов, сборов, страховых взносов за 3 года подряд)

(одно из наказаний списка)

при доле неуплаченных сумм

более 15 000 000,00

вне зависимости от доли неуплаченных сумм

от 100 000,00 до 300 000,00

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет

принудительные работы

на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без указания срока

арест

на срок до шести месяцев,

лишение свободы

на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без указания срока

(или совершенное группой лиц по предварительному сговору)

при доле неуплаченных сумм

более 45 000 000, 00

вне зависимости от доли неуплаченных сумм

от 200 000,00 до 500 000,000

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до 3 лет

принудительные работы

на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без указания срока

лишение свободы

на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без указания срока

По-прежнему существуют организации, в которых часть зарплаты выплачивается «в белую» с удержанием НДФЛ и начислением всех взносов, а часть «в черную» (в конвертах и т.п.), без удержания/начисления установленных налогов и взносов.

Возможно, руководители считают, что у них компания маленькая и уголовная ответственность им не грозит. Возможно, они забывают, что в расчет берутся 3 года подряд.

Пример

В компании работает 60 человек. У всех неполный рабочий день. Всем начисляется по 10 тыс. руб. Дополнительно (в конверте) каждый сотрудник получает по 25 тыс. руб. Определить, возможно ли к руководителю такой организации применить уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Расчет проведем только по страховым взносам (НДФЛ в данном примере определять не будем).

25 000,00 * 60 * 36 = 54 000 000,00 фонд оплаты труда в конвертах

7 200 000,00 * 30% = 16 200 000,00 – сумма взносов, не уплаченных за 3 года

Вывод – налицо налоговое преступление – уклонение от уплаты взносов в крупных размерах. Такой руководитель (главный бухгалтер/бухгалтер) подлежит уголовной ответственности. Но если нарушение допущено организацией в первых раз, возможно освобождение от уголовной ответственности при условии уплаты всех налогов/взносов, штрафом и пени.

Уголовная ответственность за неисполнения обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ)

По этой статье уголовная ответственность наступает за неисполнение обязанностей налогового агента.

Размеры крупного и особо крупного нарушения определяются аналогично статье 199 (Таблица 2), а вот наказания несколько отличаются.

Ответственность за налоговые преступления по постановлению Пленума ВС РФ №48 2019 года

В ноябре 2019 года вступило в силу Постановление Пленума ВС РФ №48, касающееся судебной практики по делам о налоговых преступлениях и распространяющее свое действие и на 2020 год. Кого теперь ждёт ответственность по этим делам?

Общее содержание Постановления

Постановление Пленума обобщило судебную практику по делам, касающимся статей 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ. Все они связаны с умышленным уклонением от выплаты в бюджетную систему России сумм по налогам, сборам и платежей по обязательным страховым взносам. Суть таких нарушений в следующем:

  • виновный не предоставляет декларацию о доходах, хотя обязан, либо вносит в неё заведомо ложные сведения;
  • неперечисление в бюджет сумм, которые виновный должен удерживать, как налоговый агент;
  • сокрытие финансов или имущества, облагаемого налогом.

Суть разъяснений, сделанных Пленумом

Постановление №48 заострило внимание судей на ряде ключевых моментов:

  1. Поскольку общественная опасность налоговых преступлений связана с непоступлением средств в бюджеты, учитывать надо налоги и сборы, предусмотренные НК РФ, а также специальные, введённые федеральным и региональным законодательством. При этом одинаковую опасность представляет уклонение от уплаты как налогов, так и платежей в обязательные фонды.
  2. Сам факт непоступления средств в бюджет не образует состава преступления. Судам следует обращать внимание на то, доказан ли прямой умысел. Это означает, что подсудимый должен не только нарушить налоговое законодательство, но и сознательно желать, чтобы обязательные платежи не были сделаны. Сомнительные моменты должны трактоваться в пользу подсудимого.
  3. Также в пользу подсудимого трактуются и сомнения, касающиеся вопросов периода, за который исчисляются налоги, сборы и взносы.
  4. Статьи 198-199.2 УК РФ предусматривают, что человек, впервые совершивший налоговое преступление, может быть освобождён от ответственности, если полностью возместил причинённый ущерб, то есть заплатил все налоги, сборы и назначенные пени. Пленум специально обратил внимание судов, что здесь каждую статью нужно брать отдельно: так, даже если лицо уже было раньше осуждено по ст. 198, по ст. 199 оно всё равно будет считаться впервые совершившим налоговое преступление.
  5. Разъяснено, что самого наличия скрытых средств или имущества, с которых должны выплачиваться налоги, недостаточно. Обвинение должно чётко доказать, что сокрыты они были умышленно и именно с целью уклониться от уплаты.
Читать еще:  Оптимизация налога на прибыль

Кто может быть привлечён к ответственности?

Субъектами преступлений, предусмотренных ст. ст. 198-199.2 УК, являются:

  1. Физические лица, которые в силу закона обязаны выплачивать налоги или сборы, а также делать отчисления в фонды страхования. Такими лицами, в первую очередь, являются ИП, а также приравненные к ним в налоговых вопросах лица (главы КФХ, адвокаты, нотариусы и т. д.). Однако Пленум ВС РФ специально отметил, что ответственность распространяется и на обычных граждан, если по закону они являются плательщиками налогов.
  2. Руководство организаций-налогоплательщиков. К ответственности привлекаются либо единоличный руководитель (генеральный директор), либо руководитель финансовой части организации (финансовый директор, коммерческий директор и т. д.). Поскольку преступление должно совершаться только умышлено, необходимо, чтобы не просто было уклонение от уплаты или сокрытие имущества, но при этом руководитель знал о нём и помогал ему произойти.
  3. Главные бухгалтеры предприятий. Они тоже должны участвовать в уклонении или сокрытии умышленно.
  4. Иные работники, на которых по закону или, согласно внутренним нормам организаций, возложена обязанность по ведению бухучёта и сдаче налоговой отчётности.

Как пособники, также могут привлекаться:

  1. Должностные лица органов власти, если они помогали скрывать организации доходы или имущество.
  2. Сотрудники банковских и иных организаций, умышленно не исполняющие обязанности по блокировке счетов (ст. 76 НК РФ) или аресту имущества (ст. 77 НК РФ).
  3. Подставные лица, если фактически предпринимательскую деятельность или руководство организацией ведёт другой человек.

Как и во всех случаях, кроме оговоренных особо, уголовная ответственность за эти виды преступлений наступает с 16 лет. Наказанию подлежат как граждане РФ, так и иностранцы или лица без гражданства, если они по закону обязаны платить российские налоги.

Принят Федеральный Закон, корректирующий уголовную ответственность за совершение налоговых и валютных преступлений.

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Президентом РФ подписан Федеральный закон от 01.04.2020 года № 73-ФЗ о внесении в Уголовный кодекс РФ изменений, связанных с привлечением к ответственности за налоговые и валютные преступления.

1. Изменения в части налоговых преступлений.

Федеральным законом от 01.04.2020 года № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 01.04.2020 года № 73-ФЗ) в статьях 198[1], 199[2], 199.1[3], 199.3[4] и 199.4[5] УК РФ изменены примечания, определяющие крупный и особо крупный размер, установление которого необходимо для квалификации деяния как преступного. Согласно внесенным изменениям законодатель отказался от расчета относительных величин (долей в процентах) при определении крупного и особо крупного размера, сохранив твердые (фиксированные) пороговые суммы, превышение которых возможно только в пределах трех финансовых лет подряд.

В частности, в новой редакции примечания 1 к статье 199 УК РФ крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов (далее – налогов), превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов рублей.

Отметим, что первоначальная редакция проекта Федерального закона от 01.04.2020 года № 73-ФЗ, внесенного Президентом РФ на рассмотрение в Государственную Думу РФ, определяла крупный и особо крупный размер исключительно как превышение пороговых сумм без привязки к какому-либо периоду времени. Тем самым первоначальная редакция проекта закона предоставляла возможность правоохранительным органам при определении крупного или особо крупного размера учитывать суммы за период времени вплоть до десяти лет (срок давности привлечения к ответственности за тяжкие преступления).

В ходе рассмотрения законопроекта во втором чтении определение крупного и особо крупного размера было дополнено указанием на период в течение которого подлежит определению крупный и особо крупный размер – в пределах трех финансовых лет подряд. Фактически, внесенное в первоначальную редакцию проекта Федерального закона от 01.04.2020 года № 73-ФЗ дополнение привязало определение пороговых сумм при квалификации деяния как преступного к результатам налоговой проверки, глубина которой составляет три года.

Тем не менее, не умаляя важность как самого законопроекта, так и принятой в ходе его рассмотрения в Государственной Думе РФ поправки, внесенные изменения имеют наибольшую актуальность для малого и среднего бизнеса и менее значительны для крупного бизнеса, уплачивающего в бюджетную систему десятки и сотни миллионов рублей.

2. Изменения в части валютных преступлений.

Федеральным законом от 01.04.2020 года № 73-ФЗ внесены существенные изменения в ст. 193 УК РФ, устанавливающую ответственности за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации. Внесенные изменения связаны с двумя обстоятельствами, влияющими на квалификацию деяния как преступного.

Первое изменение связано с многократным увеличением пороговых сумм, признаваемых крупным и особо крупным размером. В новой редакции крупным размером признается сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает 100 миллионов рублей, а в особо крупном размере – 150 миллионов рублей (ранее – 9 миллионов и 45 миллионов рублей соответственно).

Второе изменение связано с установлением дополнительного условия для привлечения к ответственности за совершение преступления в крупном размере (ч. 1 ст. 193 УК РФ) заключающееся в том, что к ответственности может быть привлечено лицо, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за деяния, предусмотренные ч. 5.2. ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Для привлечения к ответственности за совершение преступления в особо крупном размере (ч. 2 ст. 193 УК РФ), привлечение к административной ответственности по ч. 5.2. ст. 15.25 КоАП РФ не требуется.

Теперь лицо, допустившее невозвращение валютной выручки в крупном размере, может не опасаться уголовного преследования «без предупреждения». Таким «предупреждением» будет служить привлечение к административной ответственности.

3. Иные изменения, относящиеся к предпринимательской деятельности.

Федеральным законом от 01.04.2020 года № 73-ФЗ дополнено примечание к ст. 210 УК РФ (устанавливающей ответственность за организацию преступного сообщества или участие в нем), которое исключает возможности применения данной статьи к преступлениям, связанным с осуществлением законной предпринимательской деятельности.

В соответствии с введенным примечанием 1 к ст. 210 УК РФ учредители, участники, руководители, члены органов управления и работники организации, зарегистрированной в качестве юридического лица, и (или) руководители, работники ее структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности по ст. 210 УК РФ только в силу организационно-штатной структуры организации и (или) ее структурного подразделения и совершения какого-либо преступления в связи с осуществлением ими полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случая, когда эти организация и (или) ее структурное подразделение были заведомо созданы для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений

Внесенное изменение направлено на предотвращение возникшей правоприменительной практики по дополнительной квалификации по ст. 210 УК РФ действий учредителей, руководителей и работников организации, которые осуществляют обычную предпринимательскую деятельность и не имеют отношения к профессиональной организованной преступности.

Дополнительное вменение по ст. 210 УК РФ позволяло применять в отношении лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, связанных с предпринимательской деятельностью, меры пресечения в виде заключения под стражу, запрет на применение которой в отношении предпринимателей установлен ч. 1.1. ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Полагаем, что внесенные изменения в ст. 210 УК РФ позволят более эффективно противостоять сложившейся порочной практике вменения указанного состава преступления предпринимателям, осуществляющим законную экономическую деятельность.

Внесенные изменения в Уголовный кодекс РФ устраняют преступность части деяний в области налогового и валютного законодательства и на основании ч. 1 ст. 10 УК РФ имеют обратную силу, то есть распространяют свое действие на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления Федерального закона от 01.04.2020 года № 73-ФЗ в законную силу. Придание обратной силы Федеральному закону от 01.04.2020 года № 73-ФЗ влечет невозможность возбуждения и необходимость прекращения уже возбужденных уголовных дел в декриминализированной части, если, разумеется, в деянии не содержатся признаки составов преступлений с учетом внесенных изменений. Отметим, что прекращение уголовного дела в связи с принятием закона, устраняющего преступность деяния, является нереабилитрующим основанием и не порождает права подозреваемого, обвиняемого или виновного лица на возмещение имущественного вреда и устранение последствий морального вреда.

Помощь консультанта

Обладая обширным опытом в уголовно-правовой защите руководителей и работников компаний на всех стадиях уголовного преследования с момента проведения доследственной проверки (вызовы для дачи объяснений, получение запросов о предоставлении информации и т.д.) и до осуществления защиты в суде, специалисты «Пепеляев Групп» могут помочь оценить уголовно-правовые риски в связи с внесенными в Уголовный кодекс РФ изменениями, связанными с налоговыми и валютными преступлениями.

Правовая и методическая поддержка может быть оказана при разработке и практическом внедрении в компании комплаенс-систем, подготовке рекомендаций по снижению уголовно-правовых и налоговых рисков действующей корпоративной структуры и системы принятия решений в компании.

[1] Ст. 198 УК РФ предусмотрена ответственность за уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов;

[2] Ст. 199 УК РФ предусмотрена ответственность Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов;

[3] Ст. 199.1 УК РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента;

[4] ст. 199.3 УК РФ предусмотрена ответственность за уклонение страхователя — физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд;

[5] ст. 199.4 УК РФ за уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector