Налогообложение при работе с иностранными компаниями

Налогообложение при работе с иностранными компаниями

Порядок уплаты НДС при работе с иностранными организациями

В соответствии со статьей 24 НК РФ под налоговыми агентами понимаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

Права налоговых агентов соответствуют правам налогоплательщиков, если иное не установлено НК РФ (пункт 2 статьи 24 НК РФ). Обязанности же носят отличный от обязанностей налогоплательщиков характер и перечислены в пункте 3 статьи 24 НК РФ. На налоговых агентов налагаются следующие обязанности:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги;
2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Исчисление налога

В соответствии со статьей 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются иностранные организации.

При реализации иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации налоговая база по налогу на добавленную стоимость должна определяться налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных организаций.

Налоговый агент обязан исчислить, удержать у иностранной организации — налогоплательщика соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, а также уплатить ее в бюджет вне зависимости от того, исполняет ли он обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость.

Исчисление налоговым агентом сумм НДС должно производиться отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Налоговый период по налогу на добавленную стоимость для налоговых агентов, также как и для налогоплательщиков, установлен статьей 163 НК РФ как календарный месяц в случае, если ежемесячная сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) в течение квартала превышает один миллион рублей.

В противном случае, налоговый период устанавливается как квартал.

При удержании налога налоговыми агентами сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет, должна определяться расчетным путем. При налоговой ставке 10% — по расчетной ставке 9,09, при 20% — 16,67.

Налоговые вычеты

Налоговые агенты, также как и налогоплательщики НДС, имеют право уменьшить общую сумму исчисленного налога на налоговые вычеты.

В соответствии с пунктом 3 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налоговыми агентами-покупателями товаров (работ, услуг) при соблюдении ряда условий:

1) покупатели — налоговые агенты состоят на учете в налоговых органах и исполняют обязанности налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость;
2) товары (работы, услуги) приобретены налоговым агентом для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, либо товары (работы, услуги) приобретены для перепродажи.

Следует обратить особое внимание на тот факт, что право на налоговые вычеты покупатели — налоговые агенты имеют лишь в том случае, если при приобретении товаров (работ, услуг) налог из доходов иностранной организации удержан и уплачен.

На данное условие указывают как положения пункта 3 статьи 171 НК РФ, так и пункта 1 статьи 172 НК РФ — «налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами».

Порядок и сроки уплаты налога

Порядок и сроки уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет определен статьей 174 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 уплата налога по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации производится по итогам налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Возникает вопрос, распространяется ли указанная норма на налогового агента?

В соответствии со статьей 23 НК РФ обязанность по уплате налога возложена на налогоплательщика, на налогового агента возложены принципиально иные обязанности: правильно и своевременно исчислить, удержать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет соответствующие налоги.

Однако пунктом 4 статьи 24 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком. Таким образом, обязанности по уплате налога и по перечислению удержанных налогов в контексте данной статьи могут рассматриваться как тождественные.

Сумма налога на добавленную стоимость, удержанного у иностранной организации при реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), должна перечисляться налоговым агентом за счет средств иностранной организации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 174 НК РФ налоговые агенты, также как и налогоплательщики налога на добавленную стоимость, обязаны предоставлять налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете исчисление, удержание и перечисление НДС налоговым агентом при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранной организации на территории Российской Федерации могут быть отражены следующим образом:

Дебет 60 Кредит 51, 52 — 100 руб. — перечислено иностранному лицу за товары, работы и услуги; Дебет 19 Кредит 68 — 20 руб. — начислен НДС со стоимости товаров, работ и услуг; Дебет 68 Кредит 51, 52 — 20 руб. — перечислен НДС; Дебет 68 Кредит 19 — 10 руб. — принят к вычету НДС со стоимости товаров, работ, услуг за предыдущий налоговый период; Дебет 41, 20, 26, 44 и др. Кредит 60 — 100 руб. — списана стоимость товаров, работ, услуг.

Рассмотрим вопрос уплаты НДС при приобретении товаров у иностранной организации на примере.

ООО «Н» приобретало в 2001 году у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, товар, облагаемый НДС по ставке 20%, на общую сумму 100 000 руб., в том числе: в январе 2001 года — на сумму 20 000 руб., в апреле 2001 года — на сумму 80 000 руб.
При приобретении товара у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДС возлагается на ООО «Н».
В бухгалтерском учете ООО «Н» указанные операции будут отражены следующим образом.
Налоговая база по НДС должна определяться налоговым агентом при каждой операции по реализации товаров. Исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается налоговым агентом за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику.

В январе 2001 г. делаются следующие проводки:

Дебет 19 Кредит 68 — 3 334 руб. — начислен НДС со стоимости товаров, приобретенных в январе 2001 г.; Дебет 41 Кредит 60 — 16 666 руб. — списана стоимость приобретенных товаров за январь 2001 г.; Дебет 60 Кредит 51 — 16 666 руб. — перечислено иностранному лицу за товары, приобретенные в январе 2001 г. По окончании налогового периода по сроку 20.04.2001 делается проводка: Дебет 68 Кредит 51, 52 — 3 334 руб. — налоговым агентом перечислен НДС за товары, приобретенные в январе 2001 г.

В апреле 2001 г. делаются следующие проводки:

Дебет 19 Кредит 68 — 13 336 руб. — начислен НДС со стоимости товаров, приобретенных в апреле2001 г.; Дебет 41 Кредит 60 — 66 664 руб. — списана стоимость приобретенных товаров за апрель 2001 г.; Дебет 60 Кредит 51 — 66 664 руб. — перечислено иностранному лицу за товары, приобретенные в апреле 2001 г.

По окончании налогового периода по сроку 20.07.2001 делаются следующие проводки:

Дебет 68 Кредит 19 — 3 334 руб. — принят к вычету НДС со стоимости товаров за предыдущий налоговый период (при условии, что налог удержан и перечислен в бюджет налоговым агентом); Дебет 68 Кредит 51 — 10 002 руб. — налоговым агентом перечислен НДС за 2 квартал 2001 г.

Налогообложение при работе с иностранными компаниями

Часто в ходе ведения бизнеса российские предприятия находят партнеров среди зарубежных компаний. И тогда российской компании может быть необходимо уплачивать налоги на прибыль и НДС. Впрочем, иностранную фирму может постигнуть та же участь, независимо от места ее регистрации. Все зависит от того, какие товары или услуги и на какой территории продаются и покупаются. Во всех случаях порядок регулируется международными налоговыми соглашениями – специальными нормами, позволяющими избежать двойного налогообложения с рядом стран. Сама по себе тема налогов включает множество непонятных и порой неочевидных вещей в законодательстве любой страны мира, и Россия не исключение. В случае же международного сотрудничества подводных камней может оказаться в разы больше. Как же осуществляется налогообложение при работе с иностранными компаниями? Выделим основные моменты.

Уплата налога на добавленную стоимость

Если иностранная компания осуществляет деятельность, которая облагается НДС, она обязана заплатить этот налог. При этом если она не зарегистрирована в России, то НДС придется платить российской организации-контрагенту. Для постановки на учет в российской налоговой иностранный партнер должен находиться на территории страны в виде филиала, представительства или отделения. Обычно создают филиал, так как он может заниматься предпринимательской деятельностью, в отличие от представительства (подробный разбор особенностей каждой из форм выходит за рамки данной статьи). Российская сторона по закону становится налоговым агентом и будет изымать НДС из прибыли зарубежного контрагента (п. 1 ст. 161 НК РФ). Затем она может вернуть его в форме налогового вычета (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Когда платить налог

Если российская компания реализует свои товары или услуги на территории России, она должна заплатить НДС. Местом деятельности (реализации товаров, услуг или заключения контрактов) фирмы является Россия, если соблюдается хотя бы один из следующих пунктов:

  • Организация зарегистрирована на территории РФ.
  • Исполнительный орган компании находится в России, или оттуда осуществляется управление фирмой.
  • У организации есть постоянное представительство в РФ, и товары (услуги) реализованы через него.

Из этого правила бывают исключения, и для некоторых видов услуг местом реализации могут оказаться либо место фактического предоставления услуги, либо место деятельности компании-покупателя. Все зависит от характера оказываемой услуги. Здесь надо быть очень осторожным и внимательно указывать в договоре наименование услуги, так как налоговый орган может заподозрить исполнителя в оказании не той услуги, что была прописана.

В этом случае результат будет соответствовать фактически оказанной услуге, и расчеты налога будут осуществляться исходя из ее типа. Предполагается, что все виды услуг должны быть определены российским законодательством. Но в силу того, что в НК РФ содержится описание лишь малого числа услуг, основным ориентиром будет служить ГК РФ.

Если компании будет нужно подтвердить место деятельности, то допускается использование любых документов (договоры, счета-фактуры, повестки и др.), способных доказать честность организации.

Уплата налога на прибыль

Согласно ст. 246 НК РФ, если зарубежная фирма осуществляет импорт товаров или оказание услуг в России, используя свое представительство, то она должна заплатить налог на прибыль. В этом случае российской организации не нужно самой удерживать налог с «иностранца». Если компания не зарегистрирована, то российская компания становится налоговым агентом и сама удерживает налог с перечисляемых компании средств. Ставка различается в зависимости от видов деятельности и составляет 10-20%.

Если между странами компаний заключен договор об отмене двойного налогообложения, то применяются прописанные в нем нормы. Российской компании в этом случае необходимо получить заверенное доказательство, что ее иностранный контрагент зарегистрирован в России и имеет представительство. По словам работников налоговой инспекции, таким подтверждением может служить справка, выданная компетентным органом того государства, с которым заключено международное соглашение. В случае отсутствия подобного доказательства российская сторона обязана удерживать налог без предоставления каких-либо льгот.

Читать еще:  Ведение кадрового делопроизводства

Ответственность

Согласно ст. 123 НК РФ, если агент не удержал или не перечислил налоги, то ему придется заплатить штраф: 20% от величины налога. Интересно, что в этом случае налоговая инспекция не может покрывать недоимку за его счет. Правда, здесь тоже все зависит от конкретной ситуации. Тем не менее подобные слабые места в законах часто используются недобросовестными людьми в корыстных целях.

Снижаем налоги

Часто предприниматели используют иностранные компании, чтобы уменьшить налоги или перевести капитал за границу. Как правило, действуют по такой схеме.

«Россиянин» заключает договор с компанией из страны-офшора, в которой очень низкие налоги. Главные условия:

  • Иностранный контрагент не имеет постоянного представительства на территории РФ.
  • Услуги для оказания выбираются такие, чтобы российская сторона не удерживала налог на прибыль.

В результате такой манипуляции российская компания уменьшает прибыль, подлежащую налогообложению на величину расходов по услугам «иностранца». Тот, в свою очередь, заплатит низкие налоги (офшор ведь!), и все останутся довольны. Правда, есть нюанс: в случае заинтересованности со стороны налоговых органов российской компании предстоит дать обоснование расходов на услуги иностранного контрагента, иначе снижения налоговой базы не будет.

Заключение

Налоговое законодательство России, как и любой другой страны, непрерывно меняется. Возникают возможности «сэкономить», и, как правило, их всегда применяют. Часто такие действия могут быть расценены как экономические преступления (например, если осуществляются на регулярной основе и с нарушениями), поэтому будьте внимательны, и если сомневаетесь – обращайтесь за помощью к квалифицированным специалистам. Они помогут избежать проблем с законом и оптимизировать расходы.

Налогообложение иностранных компаний в России

Иностранные инвестиции являются важнейшей нишей российской экономики, обеспечивая ежегодный приток в страну десятков миллиардов долларов и создание сотен новых рабочих мест. Понимая всю важность привлечения зарубежных инвесторов, законодатель гарантирует им национальный правовой режим, фактически приравнивая в правах создаваемые ими предприятия с российскими. Затрагивает этот вопрос и налогообложение иностранных юридических лиц. Какие правила и ставки к нему применяются и с каким статусом выгоднее всего работать?

Налоговое резидентство в России: что говорит закон

Ппожалуй, самым принципиальным является вопрос налогового резидентства: если организация является налоговым резидентом РФ, применяемые к ней правила налогообложения практически не отличаются от правил для российских компаний. В то же время российское резидентство обяжет такую зарубежную компанию уплачивать все предусмотренные в России для юридических лиц виды налогов, в том числе и с доходов, полученных не на территории России.

Так, налоговым резиденством, согласно п. 1 ст. 246.2 НК, обладают:

  • зарубежные компании, признанные налоговыми резидентами в соответствии с подписанными Россией международными договорами и соглашениями;
  • зарубежные компании, управление которой осуществляется с территории РФ.

Под управлением с территории РФ понимается нахождение на постоянной основе в России исполнительного органа компании или осуществление исполнительских функций с территории РФ главными руководящими лицами. Таким образом, если органы управления предприятия постоянно действуют в России, такое предприятие имеет статус российского налогового резидента.

Как подтвердить налоговый статус

Статус налогового резидента, независимо от того, на каком основании он возник (по международному договору или по месторасположению органов управления) позволяет зарубежному предприятию применять пониженные ставки при налогообложении и другие налоговые льготы. Кроме того, позволяет избежать двойного налогообложения, если между РФ и страной происхождения компании заключено соответствующее соглашение. В любом случае для этого потребуется подтверждение налогового резидентства иностранной компании.

Такое подтверждение обязательно должно иметь документальную форму. Российское налоговое законодательство не предписывает четких критериев и требований к такому документу. В зависимости от законодательства разных стран он может иметь разные наименования, особенности формы, содержания и так далее. Главная его функция – официальное подтверждение, что конкретная компания отвечает требованиям конкретного государства в части налогового резидентства.

Если это документ иностранного государства, с которым у РФ заключено соглашение, такой документ должен быть заверен соответствующим фискальным органом и переведен на русский язык.

В России сертификат о резидентстве выдается по форме КНД 1120008, утв. приказом ФНС № ММВ-7-17/ [email protected] от 07.11.2017. Чтоб его получить, необходимо направить заявление по форме, установленной приказом, в Межрегиональную инспекцию ФНС по централизованной обработке данных либо заказать ее через электронный сервис. Подробную информацию о порядке получения такого подтверждения можно найти на сайте ФНС.

Когда компания-нерезидент должна встать на учет в ФНС

Обязанность компании-нерезидента встать на учет в налоговых органах, как правило, возникает в связи с необходимостью открытия в РФ банковского счета: как только она откроет счет, она обязана пройти регистрацию в ФНС по месту открытия счета.

При этом закон обязывает становиться на учет в том числе в случаях:

  • осуществления деятельности через обособленные подразделения – филиалы, представительства;
  • осуществления поставок с территории РФ продукции;
  • наличия в собственности на территории РФ недвижимости или транспортных средств;
  • уплаты налогов на добычу полезных ископаемых и так далее.

Для предприятий, осуществляющих свою деятельность через филиал/представительство, как и для всех остальных иностранных компаний (ИК), срок постановки – не позже 30 дней с начала работы (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Место постановки на учет у разных компаний будет отличаться. Например, для плательщиков налога на добычу полезных ископаемых – по месту расположения участков разработки, для владельцев недвижимого или движимого имущества – по месту его расположения.

Порядок постановки на учет

Так, постановка на учет осуществляется в зависимости от ситуации в налоговых органах по месту нахождения филиала/представительства, по месту регистрации имущества или открытия банковского счета. Постановка иностранной организации на налоговый учет в РФ осуществляется в соответствии с поданным представителем такой компании заявлением.

Формы таких заявлений для каждой отдельной категории лиц, подлежащих учету, утверждены приказом ФНС N ММВ-7-6/ [email protected] от 13.02.2012.

В случаях, когда компания не является инвестором, заявление должно будет также отвечать особенностям, утв. приказом Минфина № 117н от 30.09.2010. Согласно п. 4 таких особенностей, вместе с заявлением обычно подается пакет документов, включающий в себя:

  • свидетельство о регистрации или выписку из торгового реестра по месту регистрации;
  • учредительные документы, в частности, учредительный договор или устав хозяйственного общества;
  • решение о назначении исполнительного органа управления;
  • справку из налогового органа в стране регистрации о присвоении идентифицирующего налогоплательщика номера;
  • документы, подтверждающие аккредитацию, если это филиал/представительство;
  • документ, подтверждающий право на использование недр – в соответствии с деятельностью компании;
  • доверенность, если регистрационный учет будет проходить представитель.

В зависимости от особенностей компании пакет документов может отличаться. Все вышеуказанные документы должны иметь нотариально заверенный перевод на русский язык и должны быть легализованы апостилем.

Особенности налогового учета ИК

В соответствии со ст. 306 НК РФ, российское налоговое законодательство видит принципиальные отличия между зарубежными предприятиями, которые осуществляют свою деятельность в РФ через представительства и без создания таких представительств, получая при этом доход от российских источников.

Представительство считается образованным с того момента, как компания начала осуществлять деятельность через подразделение на регулярной основе.

Вспомогательная и подготовительная деятельность сама по себе не признается деятельностью подразделения – к ней в том числе можно отнести:

  • использование складов для хранения продукции, представления или организации ее поставки до ее фактического начала;
  • организация помещений для формирования товарных запасов;
  • организация помещений в целях закупки товаров;
  • обустройство помещений для сбора, обработки и распространения информации, ведения бухгалтерского или кадрового учета и в иных административных целях и так далее.

Учитывая это, налоговое законодательство предусматривает некоторые особенности для таких компаний как для плательщиков налогов, которые зависят от наличия или отсутствия представительства. Остановимся на них подробнее.

Особенности налогообложения ИК с представительствами

Согласно ст. 306 НК, постоянным представительством иностранного юридического лица в целях налогообложения считается филиал, бюро, отделение, контора, агентство или иное обособленное подразделение. При наличии такого представительства, согласно ст. 307 НК, в число доходов, подлежащих налогообложению, включены доходы от:

  • основной деятельности представительства, уменьшенные на объем осуществленных расходов;
  • использования и распоряжения имущества представительства, за вычетом расходов, вызванных получением этой прибыли;
  • любых других источников с территории России.

Когда речь идет о ведении подготовительной деятельности, результат которой – создание представительства, и такая деятельность ведется без получения вознаграждения, размер налоговой базы определяется в размере 20% от общего количества расходов, связанных с такой деятельностью.

Наличие нескольких подразделений обязывает ИК вести налоговый учет по каждому такому представительству отдельно.

Отчетность представляется в общем порядке, в конце каждого отчетного и налогового периода в виде налоговых деклараций по форме КНД 1113020, КНД 1151038 и другим. Отчетность представляется каждым таким отделением по месту его нахождения.

Особенности налогообложения ИК без представительства

В соответствии со ст. 309 НК, ИК, не имеющие постоянного представительства в РФ, в целях налогообложения учитывают такие виды доходов, которые не связаны с их коммерческой деятельностью:

  • дивиденды от участия в российских предприятиях и прибыль, полученная в результате распределения принадлежащего им имущества;
  • доход по процентам, полученный по кредитным сделкам и долговым обязательствам, в том числе по государственным ценным бумагам;
  • прибыль от использования прав на продукты интеллектуального труда, в том числе предметы науки, литературы, искусства, кино и т.д.;
  • доходы от продажи недвижимости или использования, в том числе сдачи в аренду иного имущества;
  • доходы от продажи акций, реализации паев;
  • доход в виде выплаченных российскими предприятиями в пользу ИК штрафов и пеней, и иные такие прибыли.

Указанные доходы являются полученными от российских источников, потому взыскание налогов с них осуществляется у источника. В соответствии с письмом Минфина № 03-08-13/33142 от 08.06.2015, это значит, что такие налоги подлежат удержанию той российской организацией, которая осуществляет их выплату. По факту она выступает налоговым агентом ИК. Такие доходы облагаются налогом вне зависимости от формы их получения.

Все остальные доходы, которые ИК получает от своей коммерческой деятельности (реализации товаров и услуг, имущественных прав и так далее), декларируются и облагаются налогом самостоятельно компанией.

Избежание двойного налогообложения

Предприятие с иностранной пропиской обязано платить в российскую казну налоги от всех источников с территории РФ. При этом очевидно существует риск повторного удержания таких налогов в стране происхождения такой ИК, особенно если она является ее резидентом. В этих целях была разработана некая правовая схема, снижающая налоговое бремя для налогоплательщиков: страны стали заключать соглашения об избежании двойного налогообложения.

Содержанием таких соглашений для некоторых видов сделок для иностранных компаний устанавливается льготный режим налогообложения либо же они вообще освобождаются от налога. Например, при выплате дохода в пользу ИК от российской компании и удержании последней сумм налогов с этих доходов применяется льготный режим налогообложения, если со страной происхождения ИК было заключено соглашение об этом.

В таком случае, согласно п. 1 ст. 312 НК, представитель ИК обязан представить налоговому агенту (российской компании) доказательство резиденства в стране компании, с которой такое соглашение заключено. Как мы писали выше, это может быть сертификат о резидентстве.

В 2018 году, например, заключенными считались соглашения между РФ и 83 странами, однако, по информации ФНС, на практике применяется лишь 80.

Налоги для иностранной компании

Налоги в России для иностранных фирм имеют ряд различий в зависимости от формы организации зарубежного бизнеса. Различия по большей части касаются налоговых ставок, а также исполнения обязанностей налогоплательщика.

Если деятельность ИК реализована через постоянное представительство, оно является самостоятельным плательщиком подоходного налога.

Налог с доходов нерезидентов юр. лиц без образования представительства, если они не связаны с ее коммерческой деятельностью, в свою очередь, взимается партнерами-резидентами РФ.

Но, помимо налога на прибыль, ИК обязана уплачивать ряд других налоговых платежей, в которые входят:

  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на имущество предприятия;
  • страховые взносы;
  • налог на землю;
  • транспортный налог.

Налог на прибыль для иностранных компаний

Налог на прибыль, пожалуй, важнейшая форма налогового платежа, обязанность уплатить который возлагается на всех юридических лиц, в том числе и с иностранным происхождением.

Читать еще:  Анализ объема продаж

Налоговые ставки зависят от того, в какой форме предприятие-нерезидент осуществляет свою деятельность – с/без образования представительства. В этих целях необходимо принципиально отличать налогообложение совместного предприятия с иностранной компанией, поскольку под совместным предприятием понимается организация с иностранным долевым участием, зарегистрированная в РФ. Она облагается налогами, предусмотренными для российских компаний. Мы же ведем речь об иностранных компаниях, изначально созданных за пределами РФ.

Применяемые в рассматриваемом случае налоговые ставки по налогу на прибыль оговорены в ст. 284 НК. Согласно ей, налогообложение прибыли ИК осуществляется по следующим ставкам:

Уплата налогов НДС при реализации услуг иностранной компанией в 2020 году

Налоговые поступления составляют немалую часть доходов бюджета. Это неудивительно, учитывая, что наша необъятная страна состоит из 85 субъектов, а налоги уплачиваются как физическими лицами, так и организациями. Что касается последних, то многие иностранные компании находят российский рынок привлекательным (по крайней мере, на первых порах) и открывают здесь свои филиалы и представительства. И не последний вопрос, который должен волновать зарубежных предпринимателей: как по законам РФ осуществляется налогообложение при оказании услуг иностранной компанией в 2020 году.

Реализация работ и услуг иностранными компаниями

Два основных налога, которые взимаются с организаций, – это налог на добавленную стоимость (далее – НДС) и налог на прибыль. Но в данной статье мы сосредоточимся на первом и рассмотрим, каким образом он исчисляется, кем и когда уплачивается.

Руководство иностранной организации, решившей вступить в борьбу за российского потребителя, должно понимать специфику нашего рынка и налогового законодательства. Начать можно с малого и выяснить, например, платят ли иностранные компании НДС, если реализуют свои услуги в России. И хотя понятие НДС знакомо практически любому обывателю (а топ-менеджеру тем более), порядок работы с этим налогом имеет свои особенности в каждой стране.

Российская Федерация в этом смысле не является исключением: деятельность иностранных компаний подлежит налогообложению (включая уже упомянутый НДС). Но наше законодательство никак нельзя назвать простым и однозначным, ведь иногда разобраться в его хитросплетениях под силу лишь юристам. Именно поэтому, прежде чем расширять зону своего присутствия, нужно уточнить, как уплачивается НДС при реализации услуг на территории РФ.

Существует лишь два варианта ответа на этот вопрос: в первом случае компания самостоятельно рассчитывает и перечисляет сумму налога в бюджет, во втором все то же самое проделывает посредник – налоговый агент. Все зависит от того, зарегистрирована ли иностранная организация в российском налоговом органе – Федеральной налоговой службе (далее – ФНС).

В российском законодательстве есть такие понятия, как резидент и нерезидент.

Резидентом называется физическое или юридическое лицо, зарегистрированное и состоящее на налоговом учете на территории РФ, а к нерезидентам, как несложно догадаться, относятся все те, у кого отсутствует регистрация (в том числе и в ФНС) в России.

Если заграничная компания встала на учет в ФНС, то взаимодействие с налоговым ведомством целиком и полностью ляжет на ее плечи. В противном случае – если регистрация в налоговых органах отсутствует – рано или поздно клиенту придется задуматься, что делать с НДС при покупке услуг у иностранной компании.

Ведь Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) не оставляет выбора: налог в любом случае должен быть уплачен. И это как раз та ситуация, когда покупатель будет выступать в роли налогового агента, который улаживает все вопросы с перечислениями в бюджет.

Если услуги оказываются нерезиденту

Основная цель этой статьи – осветить, как уплачиваются налоги иностранной организацией, которая оказывает услуги на территории нашей страны. Тем не менее уделим немного внимания обратной ситуации, когда услугу оказывает российское юрлицо иностранному, и выясним, как будет уплачиваться НДС российской компанией в данном случае.

Все довольно просто: если услуга была реализована на территории РФ, то и НДС подлежит уплате в установленном порядке. Если же это произошло за пределами российских границ, налогообложение не производится. Теперь перейдем к логичному вопросу: что такое место реализации услуг и каким образом оно определяется.

В России довольно распространена такая форма организации бизнеса, как индивидуальное предпринимательство (далее – ИП), которое принято относить к так называемому малому бизнесу. Деятельность ИП может быть связана как с реализацией товаров, так и с оказанием услуг.

Амбициозные владельцы ИП, как правило, стремятся к постоянному развитию не только внутри российских границ, но и за их пределами. Это и объясняет их заинтересованность в том, может ли ИП оказывать услуги иностранным фирмам. И надо сказать, что в данном случае нет никаких запретов и законодательных препон: ИП так же, как и юридические лица, могут заключать контракты, оказывать услуги, вести расчеты с иностранными компаниями. Порядок налогообложения также не изменится. Единственный момент, который нужно учесть, касается валютного контроля: в случае с ИП он более тщателен.

Место оказания услуг

Для корректного исчисления налогов большое значение имеет место оказания услуг. Общее правило можно сформулировать примерно так: налоги должны быть перечислены в бюджет той страны, на территории которой оказывались услуги. Для целей налогообложения принято выделять несколько признаков, определяющих место реализации услуг.

Местонахождение имущества

Этот признак предполагает, что услуги были связаны с любым имуществом. Территория страны, где находилось это имущество на момент реализации услуг, будет считаться местом их оказания. Соответственно, и налоги будут исчисляться согласно законодательству указанного государства.

Место фактического оказания услуг

Этот критерий характерен для услуг, связанных с определенными сферами и объектами повседневной жизни. Как правило, к ним относятся те услуги, которые оказываются в стационарных общественных учреждениях и организациях.

Место деятельности покупателя

Местом реализации услуг может быть признана территория той страны, где покупатель осуществляет свою деятельность. Важно, что эта деятельность должна быть зарегистрирована в соответствии с законами государства.

Подтверждающие документы

Место оказания услуг подтверждают следующие документы:

  • контракт;
  • документы, подтверждающие оказание услуг (например, акты приемки-передачи, квитанции и т. п.).
  • при оказании услуг в электронной форме физическим лицам (не ИП) – реестры операций с указанием стоимости услуг.

Российская Федерация: особенности признания места оказания услуг

Данная статья посвящена требованиям российского налогового законодательства, соответственно, мы рассматриваем, какому налогообложению подлежат услуги, которые оказывались на территории РФ. Как же определить, что работы или услуги были реализованы именно в границах нашего государства? Этот вопрос регулируется ст. 148 Налогового кодекса РФ.

Российская организация оказывает услуги иностранной организации, нужно ли платить НДС

При выходе российской компании на международные рынки сбыта перед ней неизбежно встает вопрос: нужно ли платить НДС при оказании услуг на внешних рынках в пользу иностранной организации? Для ответа на него следует обратиться к действующему налоговому законодательству и сложившейся судебной практике.

НДС при оказании услуг иностранному контрагенту

Объектом налогообложения НДС становятся работы и услуги, выполненные на российской территории.

Если с экспортируемыми или импортируемыми товарами вопрос начисления НДС достаточно хорошо урегулирован нормами Налогового и Таможенного кодексов, то в плане оказания услуг нередко возникает немало спорных моментов. Дело в том, что обычно весьма непросто определить место выполнения определенной работы.

Именно от ответа на вопрос, оказывалась ли услуга на территории РФ, будет в конечном итоге зависеть облагается ли она НДС или нет.

Если в конечном итоге будет доказан факт оказания услуги на территории России, то и уплачивать НДС нужно будет в российский бюджет с учетом специфики внутреннего налогового законодательства. Это значит, что с полученной выручки необходимо будет рассчитать и заплатить НДС в размере 18%. При этом размер НДС допускается уменьшить на «входящего» НДС, полученного от других поставщиков в части затрат на оказание услуги иностранной организации (это, например, оплата услуг субподрядчиков или расходы на программное обеспечение).

Соответственно, если местом оказания услуги признается не Россия, а территория другого государства, то налоги начисляются и уплачиваются по законам иностранной державы. Налоговый кодекс указывает на то, что получение вычета по входящему НДС, израсходованному на оказание такой услуги, невозможно.

Правила и особенности

Правила определения места реализации услуг прописаны в Налоговом кодексе в статье 148. Законодательство предлагает определять место реализации по местонахождению имущества, с которым связаны работы и услуги; месту их фактического оказания; месту деятельности покупателя или исполнителя услуг.

Так, услуги считаются реализованными на территории РФ, если:

  • Их покупатель фактически ведет деятельность на территории России.
  • Они непосредственно связаны с операциями с недвижимостью, расположенной на российской территории. Это, например, услуги по выполнению отделочных, строительно-монтажных и ремонтных работ, арендных, реставрационных и озеленительных работ.
  • Они фактически оказываются на российской территории и связаны со сферами искусства и культуры, образования, физкультуры и спорта.
  • Они предполагают ремонт, обработку, техническое обслуживание, сборку, переработку воздушных и морских судов, движимого имущества на территории России.

Когда иностранный контрагент ведет свою деятельность на территории РФ, то НДС начисляется на выручку, полученную в результате:

  • разработки ПО, его адаптации и модификации;
  • оказания услуг по подбору и обучению персонала, который в дальнейшем будет работать в России;
  • передачи патентов, торговых марок, лицензий, авторских прав;
  • оказания услуг по сдачу в аренду недвижимости, автомобилей и автотранспорта;
    оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, маркетинговых, инжиниринговых услуг (Минфин в своем информписьме дополнил данный список аудиторскими услугами);
  • оказания агентских услуг.

Это, в частности, перевозка транзитных товаров, пассажиров и багажа (если их пункт назначения, либо отправления находится за пределами РФ); сопровождению, транспортировке и погрузке экспортируемых и импортируемых товаров. Нельзя забывать, что для некоторых таких транспортных услуг предусмотрено освобождение НДС ввиду нулевой ставки.

Отдельный пункт Налогового кодекса посвящен услугам геологоразведки и добычи углеродного сырья, бурению скважин, первичной переработки углеводородов на территории континентального шельфа или исключительной экономической зоны. Они также считаются выполненными на территории РФ.

Для подтверждения места оказания услуги иностранному производителю необходимо представить контракт, заключенный с иностранным производителем; акт выполненных работ и регистрационные сведения на иностранное юрлицо. Компании необходимо предварительно оценить, что для нее будет более выгодно: вынести место реализации услуги за пределы страны и не платить НДС (это можно сделать, например, через заключение контракта за пределами территории РФ) или же, напротив, оформить документы так, чтобы получить налоговый вычет по НДС.

Приведем несколько примеров, когда нужно платить НДС при оказании услуг иностранной компании, а когда можно этого не делать.

Платим НДС

Иностранный производитель продуктов питания решил открыть производство на российской территории. Он заказал услуги по выполнение проектных и строительно-монтажных работ своего завода российскому подрядчику. Местом реализации услуг будет признана Россия, так как они предполагают операции с недвижимостью. Российская строительная компания должна будет перечислить НДС в бюджет по прибыли, полученной при возведении завода.

Другой пример. Иностранный производитель заказал у российской инжиниринговой компании услугу по обучению своего персонала работе на производственной линии. Так как образовательные услуги ведутся на территории России, то и местом их оказания является РФ.

Что такое государственный жилищный сертификат, зачем он нужен и как его получить? На все эти вопросы вы найдете ответ в нашей статье.

Планируете купить квартиру в Краснодарском крае? Все важные подробности описаны в материале.

Оплата не требуется

Иностранная компания заказала у российской юридическую консультацию. При этом филиалов и представительств зарубежная компания в РФ не имеет, деятельность здесь не ведет. Соответственно, НДС по таким услугам не начисляется и не платится.

Российская компания занимается проведением маркетинговых исследований рынка. У нее заказал отчет о состоянии российской рынка соков иностранный производитель. Он не зарегистрирован на территории РФ. Налог за оказание таких консультационных услуг не платится.

Читать еще:  Букмекерская контора

Таким образом, однозначного ответа на вопрос, платится ли НДС при оказании услуг иностранным компаниям, невозможно. Если иностранная компания не имеет представительств на территории России и не ведет здесь деятельность, то оказанные в ее пользу услуги могут освобождаться от НДС. При этом речь не должна идти об услугах, связанных с движимым и недвижимым имуществом, расположенном на российской территории.

НДС при «импорте» работ и услуг

Когда при приобретении работ и услуг НДС исчисляется налоговым агентом?

Налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость при перечислении денежных средств иностранному партнеру (п.4 ст.173 и п.4 ст.174 НК РФ).

Если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании работы или услуги, то обязанности налоговых агентов по НДС возникают при выполнении одновременно двух условий:

  • Местом реализации таких услуг (работ) является территория РФ;
  • Иностранные лица (налогоплательщики) не состоят на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.

Исключение составляют иностранные компании, зарегистрированные на сайте ФНС РФ в качестве плательщиков НДС при оказании «интернет-услуг» физическим лицам на территории РФ (п.4.6 ст. 83 НК РФ, п.2 ст.161 НК РФ). Перечень таких услуг приведен в п.1 ст.174.2 НК РФ.

При приобретении «интернет-услуг» российские покупатели не являются налоговыми агентами только в том случае, если услуги оказываются через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории РФ, т. е. когда иностранная компания «физически» зарегистрирована в российской налоговой инспекции.

Если же иностранная компания (нерезидент) зарегистрирована только на сайте ФНС РФ, организации и ИП, приобретающие у нее «интернет-услуги», до 1 января 2019 года, придется исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.161 и п.9 ст.174.2 НК РФ).

С 1 января 2019 года иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, должна будет встать на учет на сайте ФНС РФ не только в случае оказания «интернет-услуг» физическим лицам, но и юридическим лицам (п.4.6 ст. 83 НК РФ в ред. Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ с 01.01.2019). Т. е. с 01.01.2019 г. она сама будет уплачивать НДС в бюджет и предъявлять его своим покупателям.

Такие поправки внесены в ст. 161 и 174.2 НК РФ Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, если работы (услуги) приобретаются у представительств иностранных компаний, зарегистрированных в налоговых органах на территории РФ, российский покупатель НЕ является налоговым агентом по НДС.

Если же работы и услуги приобретаются у компании — нерезидента, российская организация (или ИП), приобретающая такие услуги (работы) должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, только в том случае, если местом реализации услуг (работ) является территория РФ.

Как определить место реализации услуг (работ)?

Чтобы определить место реализации правильно, необходимо разобраться, каким документом пользоваться. А это зависит от того, с налогоплательщиком какого государства заключен договор.

Если партнером российской организации или ИП является налогоплательщик государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), то место реализации услуг (работ) нужно определить в соответствии с Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол), поскольку международные договоры имеют приоритет перед нормами НК РФ (Ст.7 НК РФ).

В остальных случаях заключения договоров с иностранными партнерами место реализации услуг (работ) определяется в соответствии со ст.148 НК РФ.

Приведем несколько примеров определения места реализации услуг (работ) для целей НДС.

Для услуг, связанных с недвижимостью:

Место реализации услуг, связанных с недвижимостью (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов) определяется по месту ее нахождения.

Иными словами, если иностранная организация выполняет строительно-монтажные работы по строительству недвижимости на территории иностранного государства или сдает в аренду недвижимость, находящуюся за рубежом, то территория РФ не является местом реализации таких услуг, а значит российский заказчик или арендатор не является налоговым агентом по НДС (пп.1 п.1 и пп.1 п. 1.1 ст.148 НК РФ, п.2 и пп.1 п.29 Протокола).

Для услуг, связанных с движимым имуществом:

Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание) определяется по месту нахождения имущества. Так, если, например, иностранная компания осуществляет ремонт оборудования (движимого имущества), находящегося на территории иностранного государства, то территория РФ не является местом реализации таких работ (пп.2 п.1.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Но если для ремонта оборудования специалисты иностранной компании выезжают к российскому клиенту и производят ремонт на территории РФ — у российского заказчика возникают обязанности налогового агента по НДС, поскольку местом реализации таких услуг будет территория РФ (пп.2 п.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта:

Если фактически услуги оказываются на территории РФ, то местом их реализации является РФ (пп. 3 п.1 ст.148 НК РФ, пп.3 п.29 Протокола). И наоборот. Например, при проведении обучения за рубежом у российского покупателя обязанностей налогового агента по НДС не возникает.

Для услуг иностранного перевозчика (НЕ налогоплательщика ЕАЭС):

Местом реализации таких услуг будет являться территория РФ только в случае, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, т. е. если с иностранным перевозчиком заключен договор на перевозку груза по территории РФ. Исключение составляют услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ).

Но если договор перевозки заключен с налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, местом реализации будет считаться территория этого государства ЕАЭС. Т. е. заключая договор на перевозку грузов с налогоплательщиком Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии, российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от маршрута пути такого перевозчика (пп.5 п.29 Протокола).

Место реализации многих услуг (работ) определяется «по покупателю», т. е. местом их реализации является территория РФ, если покупатель — российский налогоплательщик. Так, российская организация или ИП станет налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранной компании услуги по передаче, и предоставлению патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, в т. ч. через Интернет. (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола).

Также «по покупателю» определяется место реализации услуг по передаче прав на программы ЭВМ, в т. ч. через Интернет (пп.4 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола). Т. е. если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании права на программы ЭВМ, местом реализации таких услуг является территория РФ.

Для услуг иностранных посредников (агентов, комиссионеров):

Территория РФ не является местом реализации услуг таких посредников, реализующих или оказывающих содействие в реализации товаров (работ, услуг) российских компаний или ИП, а также приобретающих для российского комитента или принципала товары (работы, услуги) от своего имени. Соответственно при приобретении таких услуг российский комитент или принципал не будет исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола).

Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС?

Когда платить?

При приобретении работ или услуг налоговый агент должен исчислить и уплатить в бюджет НДС при перечислении денег иностранной компании (Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467), т. е.:

  • при перечислении предварительной оплаты и (или)
  • при оплате уже оказанных услуг (выполненных работ).

Исчисленный и удержанный НДС налоговый агент, приобретающий услуги (работы), должен перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств при работе с иностранными партнерами.

Причем банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п.4 ст.174 НК РФ).

Когда исчислить?

Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом российского НДС (п.1 ст.161 НК РФ). Ставка НДС — 18/118 (п.4 ст.164 НК РФ).

Как правило, иностранные компании не включают в стоимость своих услуг (работ) сумму российского НДС, делая оговорку, что их стоимость не включает косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В этом случае, чтобы определить налоговую базу по НДС налоговому агенту нужно увеличить стоимость, указанную в договоре на сумму НДС, т. е. начислить 18% сверх стоимости услуг (работ).

Также можно поступить, если о российском НДС (косвенном налоге) вообще нет упоминания в иностранном контракте (Письма Минфина России от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, от 04.02.2010 N 03-07-08/32, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).

Пример: в договоре установлено, что стоимость услуг составляет 100 евро без учета НДС. В таком случае сумма дохода от реализации, с которой налоговому агенту придется удержать НДС, составит 118 евро (100 евро + 100 евро x 18%).

Если расчеты с иностранной компанией производятся в иностранной валюте, налоговую базу по НДС в рублях нужно определить по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты услуг, работ (на дату фактического осуществления расходов) (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).

Налоговый агент по НДС при исчислении налога должен составить счет-фактуру с учетом требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Несмотря на то, что срок выставления счета-фактуры для налогового агента нормами НК РФ не установлен, сделать это лучше в течение пяти календарных дней считая со дня перечисления денег иностранному партнеру (предварительной оплаты или оплаты принятых на учет услуг (работ).

Так считают налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@@) — данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»)).

При приобретении работ и услуг в «агентском» счете-фактуре нужно указать:

в строке 5 — номер и дату «платежки» на перечисление НДС в бюджет. (п. п. «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее Правила заполнения счета-фактуры и Постановление N 1137 соответственно).

в строках 2 и 2а — полное или сокращенное наименование и место нахождения иностранца-продавца согласно договору, заключенному с иностранным контрагентом (абз. 2 пп. «в», абз. 2 пп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

в строке 2б (ИНН/КПП продавца) ставится прочерк (абз. 2 пп. «д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

Остальные показатели счетов-фактур заполняются в обычном порядке. Единственное, что еще необходимо помнить — ставка НДС у налоговых агентов 18/118. Поэтому если российский покупатель-налоговый агент самостоятельно рассчитал налоговую базу по НДС, добавив сверх стоимости услуг 18%, в графе 7 счета-фактуры нужно указать расчетную налоговую ставку 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ), а в графе 9 — стоимость услуг с учетом НДС. В графе 5 указывают стоимость оплаченных услуг без учета НДС (разность граф 9 и 8) (См. также письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге продаж, в том квартале, когда возникла обязанность по уплате НДС (т. е. в день перечисления денег иностранному партнеру), независимо от даты его выставления (п. п. 2 п.3 и п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137, Письмо Минфина России от 16.12.2015 N 03-07-11/73742). При заполнении книги продаж в графе 2 «Код вида операции» нужно указать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector