Банкротство некоммерческой организации

Банкротство некоммерческой организации

Процедура банкротства некоммерческой организации

Банкротство – процедура, актуальная в условиях невозможности рассчитаться с долгами. Как правило, к ней прибегают коммерческие фирмы. Однако и некоммерческая компания имеет право заявить о своем банкротстве.

Законодательное обоснование

Понятие некоммерческой компании изложено в статье 65 ГК РФ. Это субъект, деятельность которого не направлена на извлечение прибыли. Там же прописаны особенности функционирования таких учреждений. Банкротами такие субъекты могут признаваться только в судебном порядке. Однако есть исключения для казенных учреждений. О своем банкротстве не могут объявить следующие субъекты:

  • Образования религиозного характера.
  • Политические партии.

Процедура банкротства регламентируется ФЗ №127 «О несостоятельности» от 26.10.2002 года. Этот закон актуален только для тех некоммерческих субъектов, которые имеют право объявить о своей несостоятельности. В 30 статье ФЗ №127 указано, что руководители НКО могут принимать законные меры для предупреждения банкротства. Признание несостоятельности отчасти регламентируется этими актами:

  • Арбитражным Кодексом, утвержденным 14.06.2002 года.
  • Правительственным Постановлением №29 «О банкротстве» от 15 декабря 2004 года.

Нужно учитывать, что рассматриваемые акты не касаются образований политического и религиозного характера.

Признаки банкротства НКО

Банкротство можно объявлять при наличии этих условий:

  • Невозможность оплатить свои долги перед кредиторами.
  • Невозможность совершать обязательные платежи в бюджет и фонды.
  • Просрочка задолженностей сроком более 3 месяцев.

Инициировать признание несостоятельности может руководитель НКО, его владелец, кредиторы субъекта, государственные прокуроры.

Порядок инициирования банкротства

Если у субъекта имеются непокрытые задолженности, ликвидировать его можно только через банкротство. Для признания несостоятельности размер долгов должен превышать 100000 рублей. Для инициирования банкротства необходимо составить иск. Сделать это может как руководитель субъекта, так и его кредитор. Подавать заявление нужно в арбитражный суд, расположенный по адресу НКО. Иск сопровождается этими документами:

  • Бумаги, подтверждающие невозможность оплатить долг.
  • Учредительные бумаги.
  • Бухгалтерский баланс за крайний отчетный период.
  • Список кредиторов и перечень долгов с указанием их размеров.

Иск рассматривается представителями суда. В зависимости от обстоятельств, могут выноситься эти решения:

  • Отказ.
  • Назначение финансового оздоровления.
  • Достижение мирового соглашения.
  • Признание субъекта банкротом.

Суд также может закрыть дело о несостоятельности. Для того чтобы получить положительное решение, нужно предоставить все документы, подтверждающие невозможность уплаты долгов.

Основные этапы банкротства

НКО не ликвидируется сразу же. Как правило, предварительно проводятся дополнительные процедуры. Направлены они на погашение существующих задолженностей.

Наблюдение

Рассматриваемый этап длится на протяжении 7 месяцев. НКО в данный период продолжает работать, но вводится особый режим деятельности (основание – статья 62 ФЗ №127). Наблюдение проводится специально назначенным управляющим. Он исполняет эти функции:

  • Оценка стоимости собственности НКО.
  • Нахождение путей для покрытия задолженностей.
  • Анализ работы НКО.

В рамках этапа организуется собрание кредиторов. На нем выдвигаются требования, устанавливаются сроки покрытия обязательств.

Финансовое оздоровление

Цель финансового оздоровления – восстановление платежеспособности НКО. Осуществляются меры, направленные на поиск возможностей покрытия долгов. В рамках оздоровления могут проводиться эти процедуры:

  • Взыскание долгов перед НКО.
  • Прекращение работы убыточного производства.
  • Продажа ненужной собственности.
  • Изменение профиля работы.

Финансовое оздоровление – достаточно продолжительный этап, так как для возобновления платежеспособности нужно много времени. Длительность составляет, на основании статьи 80 ФЗ №127, 2 года. В рамках оздоровления руководители не могут принимать свои решения самостоятельно. Оформление любых сделок должно быть согласовано с административным управляющим.

В рамках процедуры фигурируют эти документы:

  • График погашения задолженностей.
  • Схема, по которой будет проводиться оздоровление.

Этап признается успешным, когда НКО смогла выплатить все задолженности.

Внешнее управление

Если у НКО есть возможности для восстановления платежеспособности, назначается внешнее управление. Основание – статья 93 ФЗ №127. Рассмотрим основные особенности внешнего управления:

  • Стандартная длительность – 1,5 года. По решению суда этап может быть продлен на полгода.
  • Изначальный руководитель утрачивает свои прежние полномочия.
  • Назначается арбитражный управляющий, который следит за исполнением плана внешнего управления.
  • Введение отсрочки для исполнения требований кредитора.

По окончании срока внешнего управления лицу с соответствующими полномочиями нужно составить отчет, в котором излагаются результаты деятельности.

Ликвидация

Если внешнее управление не улучшило положение, вводится конкурсное производство. Только на этом этапе организация признается несостоятельной. В рамках ликвидации выполняются эти действия:

  • Поиск имущества НКО для его последующей продажи.
  • Исполнение требований кредиторов.
  • Ликвидация.

Продолжительность конкурсного производства составляет год. Этот срок может быть продлен на полгода. Последствия конкурсного производства:

  • Расчеты с кредиторами НКО.
  • Отмена начислений процентов по задолженности.
  • Создание конкурсной массы, куда входит имущество, с ее последующим распределением между кредиторами.

По итогам производства составляются отчеты. После завершения этапа происходит ликвидация.

Рассмотрим все этапы производства и ликвидации:

  1. Принятие решение о закрытии НКО.
  2. Создание ликвидационной комиссии, выбор ликвидатора.
  3. Направление уведомления о ликвидации в Единый государственный реестр.
  4. Размещение в «Вестник государственной регистрации» сообщения о том, что компания объявлена банкротом. Нужно это для того, чтобы кредиторы НКО узнали о положении своего дебитора и смогли направить требования по покрытию задолженности.
  5. Направление уведомления каждому из кредиторов.
  6. Утверждение ликвидационного баланса.
  7. Расчеты со всеми кредиторами, которые предъявили свои требования.
  8. Составление заключительного ликвидационного баланса.
  9. Регистрация ликвидации.

ВАЖНО! В рамках конкурсного производства изыскиваются средства для погашения долгов. Для этого распродается имущество НКО. Полученные средства распределяются между кредиторами.

Банкротство может быть добровольным и принудительным. В первом случае процедура инициируется руководителями НКО. Во втором случае инициаторами являются кредиторы или государственные органы.

Дополнительная информация

Банкротство считается крайней мерой. Оно выгодно НКО только при больших долгах, которые невозможно выплатить. Поэтому руководитель некоммерческого объединения имеет право на принятие предупредительных мер, о чем сказано в статье 30 ФЗ «О банкротстве». К примеру, это может быть реорганизация, распродажа собственности, смена руководящего состава.

Процедура банкротства некоммерческой организации

Гражданский Кодекс РФ в первой части определяет, что юридическое лицо по решению суда может быть признано несостоятельным. Не распространяется данный факт на:

  • учреждения;
  • политические партии;
  • религиозные объединения;
  • казенные предприятия.

По закону вопрос о том, возможно ли банкротство некоммерческой организации, не стоит. Ответ однозначен: возможно. Но банкротство НКО имеет свои особенности.

НКО – это организация, которая не ставит своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками.

Банкротство некоммерческих организаций имеет свои особенности, и связаны они с тем, что НКО выполняют особенные социальные роли и при введении процедур банкротства нужно учитывать их правовой статус.

Понятие и признаки

Несостоятельность, или банкротство, — такое состояние некоммерческой организации, когда она:

  • не способна удовлетворить требования кредиторов по оплате услуг, работ и товаров;
  • лишена возможность вносить обязательные платежи во внебюджетные фонды и в бюджет;
  • в основе банкротства лежит неспособность в течение 3 месяцев удовлетворить дебиторскую задолженность, размер которой достиг 100 000 рублей.

Этапы процедуры банкротства

Чтобы было открыто дело о банкротстве, необходимо в Арбитражный Суд подать заявление о признании должника несостоятельным. Документ подается по месту нахождения некоммерческой организации, и подать его могут сам должник, кредиторы и другие лица или органы, указанные законодательством, например, налоговая инспекция.

Копии заявления должны быть направлены кредиторам, уполномоченным органам, и иным лицам, предусмотренным Законом «О банкротстве».

К заявлению должны быть прикреплены:

  • документы о наличии задолженности и неспособности удовлетворить требования кредиторов;
  • учредительные документы должника;
  • бухбаланс на последнюю отчетную дату;
  • список кредиторов с включением сумм задолженностей и места их нахождения.

После рассмотрения искового заявления Арбитражный Суд может вынести решения:

  • отказ признания должника банкротом;
  • введение одного из следующих видов процедур: наблюдения, реабилитирующего финансового оздоровления, внешнего управления, мирового соглашения;
  • признание некоммерческой организации банкротом и открытие в отношении ее процедуры конкурсного производства;
  • решение, что дело о банкротстве прекращено.

Стоит отметить, что большинство перечисленных процедур, в частности, наблюдение, внешнее управление и финансовое оздоровление, не могут быть применены к некоторым субъектам:

  • Отсутствующий должник.
  • Должник, подлежащий ликвидации.

Для них характерно применение только конкурсного производства.

Особенности процедуры наблюдения в отношении НКО

Сроки наблюдения составляют 7 месяцев. Это время до первого заседания суда по рассмотрению поданного заявления о признании должника банкротом. Некоммерческая организация после введения процедуры продолжает функционировать, но в особом режиме.

Для деятельности характерны:

  • принятие мер для исключения злоупотребления со стороны руководителей;
  • невозможность совершения таких действий, как реорганизация и ликвидация некоммерческой организации;
  • создание новых юридических лиц;

В период наблюдения временным управляющим проводиться анализ финансового состояния должника.

Он направлен на решение следующих задач:

  • определение стоимости имущества некоммерческой организации;
  • определение возможностей восстановления платежеспособности должника, которая производится во время финансового оздоровления и внешнего управления и рассчитана на 2 года.

Если обнаружится, что имущества недостаточно восстановления баланса между должником и кредиторами, то временный управляющий предлагает варианты для дальнейших действий.

Наблюдения предполагает проведение первого собрания кредиторов, на котором лица, предъявившие свои требования в течение месяца после публикации о введении наблюдения, решают судьбу организации.

Собрание должно проводиться не позже 10 дней до даты окончания процедуры наблюдения.

Процедура финансового оздоровления НКО

Данная процедура направлена на улучшение и восстановление платежеспособности должника и исполнение требования кредиторов в соответствии с графиком и очередностью. Мерами для восстановления законом о банкротстве определены:

  • взыскание дебиторской задолженности;
  • закрытие неэффективных и нерентабельных производств;
  • продажа имущества, которая не имеет существенного значения для деятельности должника;
  • перепрофилирование деятельности.

Финансовое оздоровление осуществляется в течение 2 лет. В ходе процедуры органы управления и руководство не отстраняются, но на их деятельность накладываются ограничения: необходимо получение согласия со стороны административного управляющего при совершении ряда сделок.

Руководитель может быть отстранен при его злоупотреблении в отношении имущества и несоблюдении требований управляющего.

Основополагающие документы для процедуры – график погашения задолженности, которые подготавливается учредителями некоммерческой организации, и план финансового оздоровления, который содержит информацию об источниках получения дополнительных средств (например, от контрагентов или кредиторов), позволяющих полностью погасить задолженность, появившуюся до введения мероприятий по финансовому оздоровлению.

График погашения задолженности приобретает силу после утверждения его Арбитражным судом. Он включает список кредиторов 1,2,3 очередей, детали расчета с которыми закреплен законодательно.

Процедура должна завершаться полным исполнением графика погашения задолженностей. Вслед за финансовым оздоровлением вводится либо внешнее управление, либо суд выносит решение о банкротстве и дальнейшем конкурсном производстве, итогом которого станет прекращение деятельности некоммерческой организации.

Каков срок хранения документов после закрытия ООО с нулевым балансом, читайте тут.

Внешнее управление: особенности реабилитационной процедуры

Если на этапе наблюдения и финансового оздоровления у должника выявлены явные перспективы для восстановления и улучшения платежеспособности, то в отношении некоммерческой организации вводится внешнее управление.

Каковы его особенности?

  1. Длительность до 18 месяцев, по решению суда может быть продлен на полгода.
  2. Прекращение полномочий руководителя.
  3. План внешнего управления является обязанностью арбитражного управляющего.
  4. Вводится мораторий на исполнение требований кредиторов. Если функционирование некоммерческой организации предполагает какую-либо предпринимательскую деятельность, во время этого этапа организация может осуществлять это направление, не исполняя своих обязательств.
Читать еще:  Аутплейсмент персонала

Ликвидационные процедуры

С момента введения конкурсного производства некоммерческая организация является банкротом.

Все последующие мероприятия направлены на:

  • поиск и реализацию имущества;
  • удовлетворение требований кредиторов из средств, полученных в ходе реализации имущества;
  • ликвидация некоммерческой организации с долгами.

Арбитражный суд предоставляет организацию 1 год, чтобы достичь целей конкурсного производства. Срок может быть продлен на полгода, если есть для этого веские основания.

Последствия для некоммерческой организации после введения процедуры:

  1. Наступает срок исполнения всех требований кредиторов и уплаты обязательных платежей, в том числе и текущих.
  2. Отменяется начисление всех финансовых санкций.
  3. Прекращение режима конфиденциальности сведений о состоянии некоммерческой организации. Напротив, публикуется информация о введении процедуры и о торгах, на которых будет формироваться конкурсная масса.

Для осуществления мероприятий по ликвидации Арбитражным судом выбирается арбитражный управляющий, на которого возлагаются обязанности:

  • увольнение работников;
  • проведение инвентаризации имущества и выставление его на торги;
  • формирование конкурсной массы;
  • распределение конкурсной массы между кредиторами. Причем полное удовлетворение требований – явление редкое.

Арбитражный управляющий регулярно отчитывается перед судом о результатах проведенных мероприятий. После их завершения конкурсное производство считается завершенным по решению суда. Итогом становится ликвидация некоммерческой организации как юридического лица.

Все, о процедуре ликвидации некоммерческой общественной организации читайте по ссылке.

Каков предельный срок добровольной ликвидации юридического лица, узнайте тут.

Можно ли признать банкротство общественных некоммерческих организаций?

Общественные организации – это объединение граждан, в основе которого лежит общность нематериальных интересов. К ним относятся профессиональные и творческие союзы, политические партии, добровольные общества, религиозные объединения.

По п.1 Гражданского Кодекса РФ, не могут быть признаны банкротом политические партии и религиозные общества.

Таким образом, некоммерческие организации – это фирмы, которые направлены на достижение образовательных, научных, управленческих и других целей. По действующему законодательству в их отношении тоже может быть возбуждено дело о банкротстве, имеющее свои нюансы, связанные с организационно-правовой формой фирм. Порой трудно разграничить особенности банкротства коммерческих и некоммерческих организаций.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Банкротство некоммерческих организаций

Банкротство некоммерческих организаций – процесс сложный. В соответствии с действующим законодательством РФ признать в суде свою несостоятельность по оплатам счетов могут как коммерческие фирмы, так и НКО.

Что представляет собой некоммерческая организация? Это фирма, деятельность которой не связана с получением прибыли для собственных целей. Это не означает, что прибыль получать организация не может, просто направляются все полученные средства на достижения некоммерческих целей, то есть для целей, предусмотренных в уставе. Например, если это ТСЖ, с помощью полученных средств осуществляются расчеты с поставщиками коммунальных услуг, капитальный ремонт домов, уборка территории и прочее. В случаях, когда НКО не справляется со своими финансовыми обязательствами, возможна инициация процедуры банкротства некоммерческой организации.

ВНИМАНИЕ: если Вам требуется не ликвидация, а регистрация некоммерческой организации, то пройдите по ссылке, наши адвокаты оказывают и такую услугу: профессионально и в срок

Порядок и основания для признания банкротом некоммерческой организации

Состояние банкротства НКО характеризуется неспособностью отвечать по своим финансовым обязательствам перед кредиторами в размере более ста тысяч рублей в течение более чем три месяца. Если же такое состояние наступило, тогда необходимо действовать следующим образом.

Банкротство некоммерческой организации проводится по определенному сценарию, которой учитывает социальные задачи НКО и правовой статус. В любом случае все мероприятия направлены на реализацию имущества организации, на поиск дополнительных финансовых схем, чтобы удовлетворить кредитные требования. Если доход, полученный от продажи имущества, не покрывает обязательства перед кредиторами, инициируется банкротство НКО с долгами.

Все, что вы хотели знать о банкротстве НКО: пошаговая инструкция банкротства некоммерческой организации

Итак, банкротство некоммерческой общественной организации ориентировано сегодня на защиту кредиторов. Государство не просто признает НКО банкротом, но делает все, чтобы должник рассчитался в соответствии со своими обязательствами.

  1. Заявление о банкротстве. Первый шаг, который вы должны сделать, инициируя банкротство, — оформление и подача заявления в Арбитражный суд по месту юридического адреса компании.
  2. Стадия наблюдения подразумевает собой проведение анализа финансовой ситуации в конкретной НКО, целью её является сохранение активов должника.
  3. На стадии финансового оздоровления назначается специальное ответственное лицо, которое будет осуществлять контроль за погашением задолженности и препятствовать выводу имущества должника из-под его контроля. Если финансовое оздоровление не помогает – тогда вводится процедура внешнего управления, при которой новый руководитель – внешний управляющий пытается вывести финансовое состояние на положительный уровень.
  4. Конкурсное производство. За финансовым оздоровлением следует конкурсное производство, где конкурсный управляющий, понимая неизбежность ликвидации НКО определяет размер конкурсной массы и распродаёт всё имущество НКО с целью удовлетворения требований кредиторов.

При этом необходимо помнить о том, что при выведении НКО из кризиса если должник отсутствует или подлежит ликвидации, то некоторые процедуры банкротства являются не нему неприменимыми, а именно финансовое оздоровление, внешнее управление или наблюдение. Для таких должников применяется только процедура конкурсного производства. Как видите, все не так просто, вот почему услуги юриста по банкротству юридических лиц нашего бюро так востребованы со стороны наших клиентов.

Заявление о банкротстве некоммерческой организации

К заявлению прилагаются документы — бухгалтерский баланс за последний отчетный период, список кредиторов с суммой финансовых обязательств, учредительные, сведения о задолженности. Подать иск может как сам должник, так и заинтересованное лицо. В качестве заинтересованных лиц, помимо должников, могут выступать кредиторы, государственные органы, должностные лица, учредители НКО и другие лица.

Копии заявления в обязательном порядке направляются кредиторам, налоговым инспекторам и другим лицам, заинтересованным в исполнении финансовых обязательств должника. Данное требование является обязательным так как суд может возвратить заявления об инициации процедуры банкротства, если заявитель не уведомил лиц, поименованных в законе о банкротстве. Подробнее про иск о банкротстве юридического лица от кредитора или по собственной инициативе фирмы по ссылке на нашем сайте.

Получение ответа на исковое заявление от Арбитражного суда. Суд может отказать в удовлетворении требования и не начать процедуру, признать его и открыть конкурсное производство, а может принять меры по выведению НКО из финансового кризиса, предложив наблюдение, внешнее управление, реабилитирующее финансовое оздоровление, мировое соглашение.

Особенности банкротства некоммерческих организаций

Особенности банкротства некоммерческих организаций могут составить внушительный список, но суть сводится к одному — все усилия направляются на то, чтобы свести ответственность учредителей при ликвидации НКО к минимуму: изыскиваются способы восстановления платежной способности, ищется и реализуется имущество для расчета по долговым обязательствам, после чего проводится процедура ликвидации НКО.

Очередность удовлетворения требований кредиторов сводится к одному простому правилу: удовлетворение требований работников, государства и кредиторов.

Может ли общественная организация быть признана банкротом?

Нашим доверителям не следует забывать, что не все некоммерческие организации могут быть обанкрочены и признаны несостоятельными по решению суда. К примеру, религиозные общества и политические партии согласно гражданского законодательства и законодательства о банкротстве не могут быть признаны несостоятельными. Так как они являются общественными организациями.

Это подразумевает что независимо от размера кредиторской задолженности религиозной организации и сроков её неисполнения в отношении не может быть инициирована процедура банкротства. Однако учредители религиозной организации, могут принять решение о её добровольной ликвидации и после такого решения имущество, принадлежащее религиозной организации, кроме имущества, предназначенного для богослужебных целей, может быть направлено на удовлетворение финансовых требований кредиторов.

Политическая партия также юридически не может считаться несостоятельной, так как это обуславливается её юридическим и общественно-политическим статусом. Запрет на признание банкротом обуславливается простой причиной: поддержание политической жизни партии и её идей.

Наши адвокаты по регистрации и ликвидации помогут Вам в процедуре, составят все необходимые документы, будут отстаивать Ваше право в суде и на стадии досудебного урегулирования спора. Давайте заключим с Вами договор на сопровождение процедуры банкротства прямо сегодня?

Отзыв о наших услугах по банкротным делам в Екатеринбурге

Допускается ли прохождение процедуры банкротства некоммерческой организацией? Этапы процедуры по признанию некоммерческой организации банкротом

В настоящее время законодательство о банкротстве не содержит исключений для НКО. Некоммерческие организации наделены правом заявить о своем банкротстве в любой момент при наличии признаков несостоятельности.

Условия для банкротства

Некоммерческая организация, или НКО – это особый тип организаций, деятельность которых не связана с получением прибыли. Такая особенность не означает, что НКО не вправе получить прибыль от своей деятельности. Это говорит только о том, что все вырученные ею средства направляются на достижение некоммерческих целей, указанных в уставе. Например, ТСЖ из вырученных средств производит расчеты с поставщиками коммунальных услуг, занимается капитальным ремонтом, убирает территорию и пр. Благотворительные фонды из полученных средств в виде пожертвований помогают лицам, которые находятся под их опекой.

НКО, или некоммерческие организации банкротятся в стандартном порядке наряду с другими типами юридических лиц. Никаких ограничений для них не предусмотрено. Но по нормам 127-ФЗ о банкротстве не вправе заявлять о своей банкротстве НКО, функционирующие в виде политических партий, религиозных организаций и контролируемых государством учреждений: им стоит избрать иные способы для решения проблемы долга.

Если указанное выше условие соблюдено, то некоммерческая организация может заявить о своей финансовой несостоятельности.

Обычно с необходимостью подать заявление о банкротстве НКО сталкивается в процессе ликвидации. НКО ликвидируется в стандартном порядке по нормам ГК. Здесь сказано, что при невозможности погасить задолженность НКО за счет принадлежащего ей имущества организация обязана пройти процедуру банкротства. В этом случае положения Гражданского кодекса перестают действовать, а к организации применяются положения 127-ФЗ от 2002 года «О несостоятельности».

Банкротство НКО является необходимой процедурой при невозможности исполнить свои долговые обязательства:

  1. По оплате услуг, работ и товаров перед контрагентами.
  2. По долговым обязательствам по кредитам и займам, в том числе залоговым.
  3. По оплате обязательных платежей в виде налогов, сборов во внебюджетные фонды.
  4. По оплате административных штрафов и пр.
  5. По выплатам в пользу работников по трудовым договорам.
Читать еще:  Опись документов для налоговой

Организация вправе и самостоятельно продать часть своего имущества для погашения задолженности, но не всегда это оказывается достаточным для удовлетворения всех требований кредиторов НКО. Поэтому возникает необходимость воспользоваться процедурой банкротства. Для признания НКО банкротом ее финансовая ситуация должна характеризоваться следующими признаками:

  1. Наличие просроченной задолженности в размере 300 тыс. р. и более (речь в 127-ФЗ идет о совокупной задолженности перед всеми кредиторами).
  2. Наличие просрочки по долговым обязательствам в течение 3 месяцев и более.

В этом случае банкротство не запрещено, но у кредиторов будут минимальные шансы на взыскание задолженности.

Порядок добровольного банкротства некоммерческой организации

Для начала процесса банкротства некоммерческой организации она должна обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о банкротстве. В нем необходимо изложить следующие сведения:

  1. Наименование арбитражного суда.
  2. Сведения о кредиторах организации: наименование, реквизиты, контактные данные.
  3. Сведения об НКО: наименование, реквизиты, контактные сведения.
  4. Сведения о сумме долговых обязательств, дате их возникновения и сумме (в разбивке на величину основного долга и начисленные штрафные санкции).
  5. Сведения о кандидатуре арбитражного управляющего или СРО, из числа которых его предстоит выбрать.
  6. Сведения о величине активов НКО.
  7. Просьба к суду о введении процедуры банкротства и назначении кандидатуры управляющего.
  8. Дата подачи заявления.
  9. Перечень приложенных документов.
  10. Подпись заявителя.

Помимо искового заявления, в арбитражный суд передаются следующие документы:

  1. Общая документация на НКО: выписка из ЕГРЮЛ со сроком давности не более 30 дней, копия устава.
  2. Документы, подтверждающие полномочия заявителя: копия устава, приказ о назначении на должность директора, доверенность на представление интересов.
  3. Документы, подтверждающие отправку копий искового заявления всем кредиторам НКО.
  4. Документы, которые подтверждают уплату госпошлины за рассмотрение заявления в суде в размере 6000 р.
  5. Документы, которые служат основанием возникновения задолженности: исполнительные документы, гражданско-правовые или кредитные договоры и пр.
  6. Документы в отношении активов должника: сведения о банковских счетах, принадлежащей собственности (недвижимости, ТС и пр.).
  7. Прочие документы, которые сочтет необходимым приложить заявитель.

Этапы процедуры признания финансовой несостоятельности

Инициировать банкротство вправе сама НКО в лице ее руководства, кредиторы организации или уполномоченный государственный орган, перед которым у НКО образовалась задолженность по обязательным платежам. В зависимости от того, кто являлся инициатором процесса, банкротство НКО можно разделить на две крупные группы:

  1. Добровольное банкротство.
  2. Принудительное банкротство.

Рассмотрим процесс признания финансовой несостоятельности НКО поэтапно:

  1. В арбитражный суд по месту нахождения должника передается исковое заявление о признании банкротства НКО.
  2. При признании заявления обоснованным арбитражный суд вводит в отношении должника процедуру банкротства и назначает арбитражного управляющего.
  3. Первым этапом банкротства является период наблюдения. Он длится 7 месяцев, после чего юрлицо не прекращает своей работы, а вводится один из следующих этапов. Базовыми задачами на этапе наблюдения является проведение финансового анализа деятельности организации, подготовка реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов. В ходе финансового анализа временный управляющий оценивает активы и собственность должника, ищет решения для погашения долговых обязательств, анализирует деятельность должника и принимает прочие действия для оперативной оплаты задолженности юрлица. На данном этапе управляющий делает свое заключение по вопросу наличия или отсутствия признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.
  4. На этапе наблюдения управляющий формирует реестр требований кредиторов. Для включения в реестр у кредиторов есть месяц после вынесения определения арбитражным судом о переходе к процессу банкротства. Включение в реестр дает кредиторам право на участие в первом собрании кредиторов.
  5. Первое собрание кредиторов необходимо для определения дальнейшей судьбы должника. На нем кредиторы могут вынести решение о необходимости обращения в суд с ходатайством о переходе к внешнему управлению, финансовому оздоровлению или конкурсному производству. Первые две процедуры вводятся для предоставления возможности должнику восстановить свою финансовую динамику и вернуть долги без ликвидации. Они считаются реабилитирующими.
  6. По итогам наблюдения и с учетом поступившего ходатайства от кредиторов судом выносится определение о переходе к одному из следующих этапов банкротства.
  7. Финансовое оздоровление – это необязательная реабилитирующая процедура при банкротстве НКО. Данный этап вводится при наличии у должника плана погашения задолженности (при отсутствии поручительства или гарантий со стороны других организаций) и детального графика. По сути, это рассрочка по исполнению долговых обязательств, которая вводится на определенный период. Если в ходе финансового оздоровления должнику удалось погасить всю задолженность, то процесс банкротства сворачивается и ликвидации НКО не происходит.
  8. Внешнее управление внедряется в организации при наличии основания полагать, что до банкротства НКО довел неумелый менеджмент. Данный этап вводится на период до 1,5 лет. В рамках внешнего управления все руководящие функции передаются внешнему управляющему. Он должен разработать и согласовать с кредиторами план внешнего управления, которому в дальнейшем должен неукоснительно следовать. В комплекс мер может входить продажа имущества, увольнение персонала, закрытие непрофильных подразделений и пр. На данном этапе может быть введен мораторий на погашение задолженности перед кредиторами.
  9. В случае отсутствия у должника возможностей для восстановления платежеспособности или если этапы внешнего управления, финансового оздоровления остались неэффективными, судом вводится конкурсное производство. Это финальная стадия банкротства НКО, по результатам которого она подлежит ликвидации (исключению из ЕГРЮЛ). На стадии ликвидации выявляются все активы, которые принадлежат организации, в целях формирования конкурсной массы и ее последующей продажи. Назначенный конкурсный управляющий на данном этапе берет на себя все руководящие функции. Он производит инвентаризацию имущества, его оценку и организует торги. Имущество продается с помощью открытых или закрытых торговых процедур. Все вырученные средства от продажи направляются на погашение требований кредиторов. Такие требования погашаются в порядке очередности, которая содержится в ст. 134 127-ФЗ.
  10. Управляющий отчитывается перед судом о результатах погашения требований кредиторов.
  11. При принятии отчетности конкурсного управляющего арбитражным судом выносится определение о завершении процедуры банкротства.
  12. Данное определение служит основанием для внесения в ЕГРЮЛ отметки о ликвидации НКО (исключения ее из реестра).

С этого момента НКО перестает официально существовать, а все непогашенные долговые обязательства подлежат списанию.

Возможность подписания мирового соглашения

На любом этапе банкротства кредиторы и НКО вправе подписать мировое соглашение и предусмотреть свой вариант разрешения проблемы с непогашенными долговыми обязательствами. Мировое соглашение подписывается на свободных условиях, которые удовлетворяют обе стороны, и после утверждения арбитражным судом процесс банкротства прекращается.

Нужно ли проходить все этапы, если банкротится ликвидируемая НКО

В случае если банкротится ликвидируемая НКО, то прохождение всех этих этапов не требуется. Применение процедур реабилитации НКО лишено смысла, так как организация все равно подлежит закрытию.

Таким образом, признать свою финансовую несостоятельность в части оплаты по счетам вправе как коммерческая, так и некоммерческая организации. НКО должна соответствовать признакам банкротства: размер ее задолженности должен составлять 300 тыс. р. и более, а продолжительность просрочки – 3 месяца и более. НКО банкротится на общих основаниях с другими юрлицами и предполагает прохождение аналогичных этапов. Но по нормам 127-ФЗ запрещено заявлять о своем банкротстве политическим и религиозным организациям.

В чём особенности банкротства некоммерческих организаций

Законодательство Российской Федерации довольно четко объясняет, как происходит банкротство любой коммерческой организации, однако с организациями некоммерческого плана дела обстоят несколько сложнее. Существует ряд некоммерческих организаций, которые вообще не могут пройти процедуру банкротства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

К ним относят:

  • партии политической направленности;
  • организации, ориентированные на религиозную деятельность;
  • учреждения, находящиеся под управлением государства и некоторые другие.

Несмотря на то, что не все некоммерческие организации допускаются до процедуры банкротства, для части из них она все же возможна. В этом случае банкротство будет иметь ряд своих особенностей.

Прекращение деятельности

Некоммерческая организация может прекратить свое существование на основании добровольных начал или через принуждение.

Добровольно организация некоммерческого типа может закрыться, если так решили ее учредители. Чаще всего причины добровольного закрытия – это прекращение срока действия организации или достижение всех поставленных целей.

Фонды, являясь некоммерческими организациями, не могут закрываться без одобрения арбитражного суда, то есть добровольно. Банкротство некоммерческой организации в этом случае требует наличия подтверждающей документации от всех заинтересованных, иначе процедуру будет невозможно начать.

Фонды прекращают свою деятельность в следующих случаях, установленных законодательно:

  • фонду не хватает имущественного снабжения, чтобы реализовать свои цели, а получить имущество в достаточном количестве возможности нет;
  • невозможно достигнуть цели или изменить ее;
  • производство на организации идет не в соответствии с уставом;
  • некоторые другие случаи, описываемые в федеральных законах.

Если ликвидация организации происходит принудительно, поводы могут быть следующие:

  • деятельность организации противоречит уставу;
  • организация нарушает права юридических или физических лиц своей деятельностью;
  • в деятельности допущены ошибки, которые невозможно исправить;
  • присутствует систематическое нарушение законов.

Предпосылки ситуации

Ранее некоммерческие организации не могли проходить через процедуру банкротства, однако с недавнего времени их тоже может коснуться несостоятельность. Поправки в закон были внесены только в 2012 году.

Обращение в суд

В суд может обратиться как представитель организации, имеющий для того полномочия, так и кредитор, требующий возмещения потерянных средств. Рассмотрением дел занимается арбитражный суд.

Процесс банкротства некоммерческой организации включает в себя стандартные пять стадий, характерных для любой процедуры банкротства, начиная от наблюдения и заканчивая финансовым оздоровлением.

Возможно решить вопрос до обращения в суд, сразу заключив мировое соглашение или проведя санацию организации в целях ее восстановления.

Отсылки к закону и документам

Если внимательно знакомиться с 165 статьей Гражданского кодекса РФ, становится понятно, что некоммерческой организацией могут считаться юридические лица.

Любое юридическое лицо, представляющее организацию некоммерческого типа, может подвергаться процедуре банкротства, исключая предприятия, имеющие статус казенных.

Процедура банкротства регламентирована в ФЗ «О несостоятельности», который был принят в 2002 году 26 октября. На основании этого закона не все организации некоммерческого типа могут признаваться банкротами.

30 статья Федерального закона дает учредителям право предпринимать какие-либо меры, чтобы избежать банкротства, если это возможно.

Помимо перечисленных законов стоит руководствоваться также арбитражным процессуальным кодексом, который действует с 2002 года и постановлением Правительства РФ, которое действительно с 2004 года.

Требования

К некоммерческой организации, если ей предстоит пройти процедуру банкротства, предъявляется ряд особых требований. В этом случае мало неспособности организации заплатить по долгам кредиторам.

Обязательное условие для начала процедуры банкротства – это наличие в собственности у некоммерческой организации какого-либо имущества, которое может подвергнуться взысканию. Имущество организации должно быть обособленным. Это значит, что организация вправе распоряжаться этим имуществом.

Читать еще:  Отложенный налог на прибыль

Именно из-за обособленности имущества банкротство не может распространяться на заводы казенного типа. В этом случае ответственность за них несет государство.

Важным элементом банкротства некоммерческой организации является очередность удовлетворения требований. Таким образом, удается не только заплатить долги кредиторам, но и обеспечить защиту интересов работников организации.

Этапы ведения дела

Если рассматривается дело о банкротстве некоммерческой организации, используются следующие этапы, традиционные для любой процедуры банкротства:

Возможно ли банкротство некоммерческих организаций?

Ю. Свит, кандидат юридических наук (г. Москва).

Статья 65 ГК РФ устанавливает, что «юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). «.

Таким образом, ГК распространяет действие норм о несостоятельности в основном на коммерческие организации. При этом норма п. 1 ст. 65 ГК императивна и не допускает дополнения перечня некоммерческих организаций, к которым применимы процедуры банкротства, какими-либо иными видами некоммерческих организаций. Подобный подход плохо согласуется с положением п. 3 ст. 50 ГК, содержащим открытый перечень некоммерческих организаций. В результате заранее исключается возможность распространения положений о банкротстве на вновь вводимые формы некоммерческих организаций. Если же такая необходимость возникнет, придется вносить соответствующие изменения в п. 1 ст. 65 ГК и в ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о несостоятельности).

С учетом данных обстоятельств представляется, что определение круга некоммерческих организаций, в отношении которых применимы процедуры банкротства, путем перечисления их конкретных форм вряд ли оправданно. Более рациональным с точки зрения юридической техники в рассматриваемой ситуации было бы установление критериев отнесения некоммерческих организаций к числу юридических лиц, на которые распространяется законодательство о банкротстве. Ни ГК, ни Закон о несостоятельности не содержат таких критериев. Однако их можно выявить путем анализа норм, определяющих понятие и признаки несостоятельности, а также цель применения процедур банкротства.

Из смысла п. 1 ст. 65 ГК следует, что отправным критерием является цель деятельности организации — извлечение прибыли. Для того чтобы определить, насколько занятие предпринимательской деятельностью связано с возможностью применения положений о банкротстве, необходимо рассмотреть, во-первых, особенности правоспособности коммерческих и некоммерческих организаций, во-вторых, цели применения института несостоятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с ней обязанности. В этом же пункте указывается, что коммерческие организации, за некоторыми исключениями, могут иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. В отношении некоммерческих организаций установлено общее ограничение на занятие предпринимательской деятельностью — такая деятельность допускается только постольку, поскольку она необходима для достижения уставных целей организации (п. 3 ст. 50 ГК). Помимо этого, в ГК установлены ограничения возможности участия некоммерческих организаций в некоторых обязательствах. Так, только коммерческие организации могут выступать в качестве финансовых агентов по договору финансирования под уступку денежного требования (ст. 825 ГК), сторонами в договоре коммерческой концессии (п. 3 ст. 1027 ГК). По общему правилу, доверительным управляющим также может быть только коммерческая организация (п. 1 ст. 1015 ГК). Однако и коммерческие организации не могут быть субъектами некоторых обязательств. В частности, они не могут выступать в качестве одаряемых (п. 4 ст. 575 ГК), получателей постоянной ренты (п. 1 ст. 589 ГК). В некоторых сделках одной из сторон могут участвовать только специализированные коммерческие организации. Например, только кредитные организации могут являться стороной, принимающей денежные средства и осуществляющей операции по счету в договорах банковского вклада (ст. 834 ГК) и банковского счета (ст. 845 ГК). Только банки, иные кредитные учреждения и страховые организации вправе выдавать банковскую гарантию (ст. 368 ГК) и т.д.

Необходимо отметить, что имеющиеся ограничения участия в хозяйственном обороте для некоммерческих организаций весьма незначительны и позволяют им принимать активное участие в гражданско — правовых отношениях. Следовательно, по части возможностей совершения различных сделок правоспособность некоммерческой организации по существу мало отличается от правоспособности коммерческого юридического лица. К тому же закон закрепляет за некоторыми видами некоммерческих организаций право заниматься предпринимательской деятельностью, а потребительскому кооперативу даже предоставляет право распределять часть прибыли среди участников (ст. 116 ГК). Правом на занятие предпринимательской деятельностью для достижения уставных целей, кроме фондов и потребительских кооперативов, наделены, в частности, некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации (ст. ст. 8, 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Участие в предпринимательской деятельности не противоречит сущности некоммерческих организаций — ведь основным отличием их от коммерческих является то, что вся прибыль первых должна идти на достижение уставных целей, а не распределяться между учредителями. Некоммерческая организация участвует в различных имущественных отношениях и может выступать в роли должника и кредитора. Как и коммерческие юридические лица, некоммерческие организации (за исключением учреждений) самостоятельно отвечают по своим обязательствам в полном объеме, и если ответственность вытекает из обязательства, связанного с предпринимательской деятельностью, она наступает независимо от наличия вины организации. Причем для кредитора безразлично, в связи с чем возникло обязательство должника. В любом случае действует принцип ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. В определении несостоятельности также отсутствует указание на то, что задолженность должна возникнуть при осуществлении предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 2 Закона о несостоятельности «несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом». Из этого следует, что основанием для признания должника банкротом является невозможность удовлетворения любых требований кредиторов в течение определенного срока, если задолженность достигает установленного законодательством размера. Под должником согласно той же ст. 2 Закона о несостоятельности понимается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо.

Из сказанного можно сделать вывод, что ограничение некоммерческих организаций в занятии предпринимательской деятельностью не может являться достаточным основанием, чтобы исключить возможность применения к ним процедур банкротства.

Следующим требованием, необходимым для реализации процедур банкротства, выступает наличие в собственности или хозяйственном ведении организации обособленного имущества, на которое может быть обращено взыскание. Данный критерий связан с таким признаком юридического лица, как способность нести самостоятельную имущественную ответственность. В том случае, если у организации имеется обособленное имущество, но оно принадлежит ей на праве оперативного управления, для восполнения ограничения на распоряжение закрепленным за организацией имуществом и защиты интересов кредиторов введено правило о дополнительной ответственности собственника по долгам такой организации (ст. ст. 115, 120 ГК). Подобная организация не может быть признана банкротом, так как не обладает имуществом (кроме выделенных собственником денежных средств), которым может самостоятельно распоряжаться. Банкротство здесь не имеет смысла, так как все имущество принадлежит собственнику, который несет дополнительную ответственность по долгам организации. Следовательно, банкротом должен признаваться именно он. В силу этого процедуры банкротства неприменимы к казенным заводам. Последние не имеют права самостоятельно распоряжаться переданным им имуществом (ст. 296 ГК), дополнительную ответственность по их обязательствам несет государство (ч. 5 ст. 115 ГК).

Таким образом, возможность признания организации несостоятельной определяется прежде всего способностью нести самостоятельную имущественную ответственность. Большинству некоммерческих организаций имущество принадлежит на праве собственности. Лишь один вид некоммерческих организаций — учреждение — обладает имуществом на праве оперативного управления и имеет весьма ограниченные возможности им распоряжаться. Можно сделать вывод, что практически у всех некоммерческих организаций есть экономические предпосылки для применения к ним процедур несостоятельности.

Поскольку некоммерческие организации активно участвуют в гражданском обороте, необходимо обеспечить как интересы их кредиторов, в том числе работников организации, так и интересы самой организации на случай наступления неплатежеспособности. В связи с этим следует отметить, что задачей института банкротства является защита интересов кредиторов и соразмерное удовлетворение их требований в порядке установленной очередности, а также предоставление возможности должнику восстановить свое финансовое положение, продолжить деятельность после погашения требований кредиторов. Неприменение к некоммерческим организациям процедур банкротства не только снижает возможности кредиторов по взысканию задолженности с неплатежеспособной некоммерческой организации, но и ущемляет интересы самой организации — должника, так как лишает ее права использовать предусмотренные законодательством о несостоятельности средства, направленные на восстановление платежеспособности.

В пользу распространения на некоммерческие организации процедур несостоятельности можно указать на общую тенденцию расширения круга субъектов несостоятельности, проявляющуюся в российском законодательстве, и постепенный отход от прямой зависимости между осуществлением предпринимательской деятельности и возможностью признания должника банкротом. Так, ранее действовавший Закон РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» допускал применение процедур банкротства только к юридическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, каковыми на тот момент являлись предприятия. ГК отступил от данного принципа, признав субъектами несостоятельности фонды и потребительские кооперативы.

Следует отметить, что правило о признании банкротами в зависимости от характера и целей деятельности ГК установил не только в отношении юридических лиц, но и граждан. По ГК банкротами могут признаваться только граждане — предприниматели (ст. 25 ГК), а в Законе о несостоятельности есть глава, посвященная признанию банкротом гражданина, не занимающегося предпринимательской деятельностью.

Представляется, что для обеспечения истинного равноправия субъектов гражданских правоотношений необходимо включить некоммерческие организации (кроме тех, которые обладают имуществом на праве оперативного управления) в число субъектов несостоятельности. Это позволит создать дополнительные гарантии для кредиторов в отношении возможности взыскания задолженности, а также позволит некоммерческим организациям использовать меры по восстановлению платежеспособности и освобождению от долгов, предусмотренные законодательством о банкротстве.

Однако к некоммерческим организациям вряд ли можно применить общие процедуры банкротства без соответствующей корректировки с учетом целей их деятельности. В частности, это касается восстановительных мероприятий и процедуры внешнего управления. Проведение мероприятий по восстановлению платежеспособности не должно приводить к доминированию предпринимательской деятельности над деятельностью некоммерческого характера, ради которой создана организация. Поэтому важная роль в восстановлении платежеспособности должна отводиться не расширению предпринимательской деятельности организации, а приведению в надлежащее состояние ее дел (взыскание долгов, реализация недвижимого имущества, не имеющего существенного значения для деятельности организации и т.п.) и получению помощи от учредителей и иных лиц. Это согласуется с положениями ст. 26 Закона о несостоятельности, где говорится, что меры по восстановлению платежеспособности могут быть приняты кредиторами или иными лицами по соглашению с должником.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector