Аренда муниципального имущества

Аренда муниципального имущества

Порядок аренды муниципального имущества

Аренда муниципального имущества – один из способов сэкономить на аренде помещения. Такие договоры отличаются повышенной стабильностью, что также выгодно компании. Понятие муниципального имущества раскрыто в статье 214 ГК РФ. Это объекты, принадлежащие государству. К примеру, это помещение, права собственности на которое есть у автономного округа, края, автономной области.

Вопрос: Как отражаются в учете арендатора расходы по аренде здания, находящегося в муниципальной собственности? Арендодателем является орган власти (Комитет по управлению муниципальным имуществом).
Плата за аренду здания, используемого для производственных нужд организации, за март составляет 144 000 руб. (в том числе НДС 24 000 руб.). Организация перечисляет арендную плату не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем пользования арендованным зданием, на основании счета, ежемесячно выставляемого арендодателем на последнее число каждого месяца аренды.
Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы определяются методом начисления.
Посмотреть ответ

Основные особенности заключения соглашения

Нюансы заключения договора устанавливаются статьей 17.1 ФЗ №135 «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года. Оформлено такое соглашение может быть данными путями:

  • По итогам проведенных торгов.
  • Без торгов.

6 декабря 2011 года был принят ФЗ №401 «О внесении корректировок в ФЗ «О конкуренции» и другие нормативные акты». В нем прописаны новые основания, по которым можно получить в аренду объект.

Торги на право оформления договора

Торги могут осуществляться в различных формах: аукцион, конкурс и прочее (на основании пункта 4 статьи 447 ГК РФ). Они могут быть проведены в электронной форме. Все эти виды отличаются. К примеру, аукцион предполагает состязание между сторонами касательно стоимости аренды. Выиграет то лицо, которое предложит наибольшую цену за съем помещения. На конкурсе рассматривается совокупность условий (к примеру, стоимость, сроки и прочее). Выигрывает тот, кто предлагает наилучшие условия.

Порядок организации мероприятия регулируется Правилами проведения конкурсов и аукционов, утвержденными приказом ФАС №67 от 10.02.2010 года. Рассмотрим основные этапы торгов:

  1. Направление извещения об организации торгов.
  2. Заполнение конкурсной документации и документов о торгах.
  3. Прием и рассмотрение заявок.
  4. Проведение мероприятия.
  5. Заключение соглашения с лицом, выигравшим торги.

Вопрос: Можно ли взыскать с налогового агента — арендатора (покупателя, получателя) государственного или муниципального имущества неудержанную сумму НДС, штраф и пени (п. 3 ст. 161, пп. 5 п. 3 ст. 45, п. 1 ст. 75 НК РФ)?
Посмотреть ответ

В договор об аренде вписываются те условия, которые прописаны в извещении о проведении мероприятия. Условия эти устанавливаются организатором торгов. Соответствующее правило содержится в пункте 3 статьи 448 ГК РФ. В извещении прописывается эта информация:

  • Дата и место проведения мероприятия.
  • Предмет торгов (муниципальное помещение).
  • Наличие обременений.
  • Порядок проведения аукциона или конкурса.
  • Начальная стоимость.

Вопрос: Является ли налоговым агентом арендатор земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, если предоставление этих участков в аренду освобождено от НДС (п. 3 ст. 161, пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Необходимое содержание извещения регулируется пунктом 2 статьи 448 ГК РФ. В торгах принимают участие любые ЮЛ вне зависимости от их статуса, адреса, величины капитала. Участвовать в мероприятии также могут ИП. Лица, подающие заявки, не допускаются к торгам в следующих случаях:

  • На дату рассмотрения заявления деятельность ЮЛ приостановлена.
  • Не отправлен нужный перечень документов.
  • В предоставленных бумагах имеются неточности.
  • Потенциальный участник не внес задаток, если он требуется.

ВАЖНО! Организатор торгов не может устанавливать прочие требования, которые не прописаны в законе. Он не может запрашивать дополнительные документы и информацию.

Заключение договора без проведения торгов

Основания для заключения соглашения об аренде без проведения торгов содержатся в части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции. В частности, в торгах могут не участвовать эти лица:

  • Товарищества собственников недвижимости.
  • Лицо, являющееся единственным участником торгов.
  • Образовательный субъект.
  • Частное медицинское учреждение.

Муниципальные объекты могут арендоваться без торгов любыми лицами при наличии этих условий:

  • Помещения сдаются в аренду на срок, не превышающий месяц.
  • Являются частью здания, площадь помещения составляет не больше 10% от общего метража. Максимальная площадь такого помещения равна 20 кв. метров.

Порядок передачи помещений в аренду без торгов не действует в отношении объектов, распоряжение которыми осуществляется на основании земельного, водного и прочих кодексов. Соответствующие ограничения приведены в части 2 статьи 17.1 ФЗ «О конкуренции».

Заключение договора аренды

По итогам торгов заключается соглашение об аренде. Договор также составляется в том случае, если торгов не было проведено. Особенности составления соглашения регламентированы статьей 447 ГК РФ. Срок аренды определяется организатором торгов. Продлить соглашение можно посредством проведения нового конкурса (основание – статья 17.1 ФЗ №135). В некоторых случаях можно обойтись без проведения торгов. Возможно это в том случае, если арендатор на протяжении всего срока аренды соблюдал все условия, выставленные в соглашении. Договор заключается на следующих условиях:

  • Продолжительность действия нового соглашения составляет минимум 3 года. Этот срок может быть сокращен в том случае, если имеется соответствующее заявление от арендатора.
  • Величина арендной платы устанавливается после оценки рыночной стоимости помещения. Оценка должна быть проведена в соответствии с законом. В обратном случае она будет признана недействительной.

В статье 651 ГК РФ указано, что аренда муниципального имущества продолжительностью более года предполагает государственную регистрацию. За ней нужно обратиться в Комитет по управлению имуществом.

Можно ли расторгнуть договор?

Расторгнуть соглашение можно при следующих условиях:

  • По соглашению сторон.
  • В том случае, если одна из сторон не выполнила условия соглашения, а вторая сторона понесла вследствие этого убыток.
  • Истек срок аренды.
  • Одна из сторон потребовала досрочного прекращения договоренностей.

Для расторжения нужно оформить договор об окончании аренды. Составляется он по форме, аналогичной соглашению об аренде (основание – статья 452 ГК РФ).

Если аренда регистрировалась, прекращение отношений также должно быть зарегистрировано. Для этого обе стороны подают в Комитет по управлению имуществом заявления о том, что расторжение соглашения было добровольным. Если одна из сторон отказывается подавать заявку, вопрос решается через суд.

Бухучет и налоговый учет аренды муниципального имущества

Арендованное имущество принимается на забалансовый учет. В учете указывается та стоимость, которая прописана в соглашении об аренде. Выполняется эта запись: ДТ001. Получение в аренду имущества. По окончании срока аренды выполняется эта запись: КТ001. Возврат арендодателю имущества.

Аренда муниципальных объектов является возмездной. То есть компания должна уплачивать деньги за пользование помещением. Плата признается расходом по обычным формам деятельности. Она будет учитываться на счетах 20, 23, 25, 26, 44. НДС фиксируется на счете 19 (открывается субсчет). Когда все платежи за аренду выполнены, размер НДС списывается на сокращение долгов перед бюджетом.

Рассмотрим признаки, по которым сопутствующие платежи относятся к категории расходов:

  • Оплата выполняется на основании заключенного договора, соответствующих законов.
  • Установлен точный размер арендной платы.
  • Есть признаки того, что благодаря начислению платежей арендатор снизит свои экономические выгоды.

Если все рассматриваемые условия соблюдены, можно отнести платежи к расходам. В обратном случае платеж включается в состав дебиторского долга.

В процессе аренды муниципального имущества выполняются эти проводки:

  • ДТ20, 26, 44 КТ76. Долг перед арендодателем.
  • ДТ19 КТ76. НДС по платежам.
  • ДТ76 (открывается субсчет) КТ68. Удержание НДС с арендодателя.
  • ДТ68 КТ51. Перечисление НДС в бюджет.
  • ДТ68 КТ19. Принятие НДС к вычету.
  • ДТ76 КТ51. Погашение долга перед арендодателем.

ВАЖНО! Объект налогообложения образуется в дату оплаты аренды. На протяжении 5 суток фирма должна заполнить счет-фактуру с указанным налогом.

Особенности аренды муниципальной собственности

Временная передача имущества местной власти для субъектов предпринимательской сферы это в первую очередь возможность наладить с муниципальными органами взаимовыгодное сотрудничество. Если аренда муниципального имущества проводится впервые, необходимо основательно изучить основы имущественного законодательства.

В этой статье разберем механизм оформления муниципальной вещи во временное владение и пользование, а также некоторые законодательные особенности заключения подобных договоров.

Что входит в основу объектов собственности муниципалитета

Под муниципальной собственностью принято понимать следующее имущество:

  • жилищный фонд, который находится на балансе определенного муниципалитета;
  • различные учреждения образовательного или культурного характера;
  • объем финансов, выделенных для муниципальных и местных нужд;
  • земельный фонд, закрепленный за собственностью городских или местных властей;
  • предприятия и организации, образованные в рамках определённой административно-территориальной границы.

Регламент из ст. 17.1 ФЗ-135 указывает, что лица заинтересованные в аренде муниципальной собственности могут найти информацию об арендуемых объектов на официальном сайте РФ или на сайтах органов местного самоуправления, в распоряжении которых наличествует собственность.

Упрощенный порядок аренды

Начиная с п.1 ст. 17.1. законодатель отмечает некоторые преференции, которые позволяют определенным субъектам получить право на аренду муниципального имущества в упрощенном порядке (без торгов в форме конкурса или аукциона). Вот список некоторых исключений из общего правила аренды муниципальной собственности:

  • при повторной аренде одного и того же имущества. При этом есть небольшое условие: новая сделка может быть заключена без торгов, если предыдущий контракт не был продлен;
  • когда стороной договора становится представитель Центрального банка, государственных органов и внебюджетных фондов;
  • аренда, где одна сторона признается некоммерческой организацией, призванной решать социальные проблемы, защищать интересы определенных слоев общества и выполнять духовно-нравственную политику государства тоже проводится в упрощенной форме. К таким организациям относят различные ассоциации, союзы, общественные и религиозные организации;
  • медицинские учреждения;
  • субъект, который имеет доступ к сетям инженерно-технического характера, может заключить арендное соглашение на упрощенных началах, если передаваемое имущество будет присоединено к сетям инженерно-технического обеспечения города или сельского поселения;
  • передача имущества по принципам упрощенного порядка допускается и в отношении тех организаций, недвижимость которых была включена в план реконструкции или сноса. При этом в законе отмечено, что предоставляемая альтернатива должна иметь равнозначный характер в соответствии с правилами законодательства об оценочной деятельности;
  • торги не проводятся в отношении кандидата на получение имущества во временное пользование и владение, чья заявка для участия в конкурсе была единственной;
  • если предметом договора является часть отдельного здания или сооружения. При этом исключение действует только в том случае, если доля недвижимости от общего помещения не превышает 10% и не более 20 кв. м.

Заключение договора

Кульминационным моментом во всей процедуре передачи муниципального имущества является фиксация обоюдного характера будущей сделки путем составления договора аренды. Сделка заключается на общих началах гражданского законодательства. Однако при предоставлении недвижимой собственности действует правило обязательной регистрации соглашения в Росреестре.

Чтобы иметь ориентировочное представление о правилах заключения договора аренды, рассмотрим ее структуру. Итак, образец договора аренды должен состоять из следующих разделов:

  1. Полное наименование соглашения. Посередине листа А4 должна быть надпись «договор аренды муниципальной собственности».
  2. Дата заключения.
  3. Информация о сторонах. Здесь формат изложения таков: организация Z именуемая «арендодатель», муниципальное учреждение X, именуемая «балансодержатель» и индивидуальный предприниматель C, именуемый «арендатор».
  4. Предмет будущего соглашения. В договоре указывается, что определенное учреждение передает во временное владение и пользование собственность муниципалитета. При этом нужно указать точный адрес недвижимости и номер тех. паспорта БТИ.
  5. Срок. Указывается период начала аренды и окончания срока договора.
  6. Периодичность внесения арендной платы. Здесь стороны согласуют, что арендатор будет по наступлению определенного числа вносить в бюджет муниципалитета оговоренную стоимость аренды. В дополнении указывается обязанность арендатора исчислять НДС.
  7. Раздел посвященный комплексу прав и обязанностей сторон. Считается наиболее важным разделом, так как именно в нем участники договора расписывают модель взаимоотношений. Со стороны арендодателя первоначальной обязанностью признается передача имущества в том виде, в котором она находилась при согласовании условий. Арендатор же обязуется содержать собственность в первоначальном виде и вовремя вносить плату за пользование и владение имуществом.
  8. Обязанности балансодержателя. Балансодержателя – это лицо, которое занимается передачей арендованного имущества путем составления акта приема-передачи. Кроме передачи предмета договора, в обязанности балансодержателя входит и прием имущества в присутствии арендодателя.
  9. Условия, при которых сделка может быть расторгнута в досрочном порядке.
  10. Прочие условия. Как правило, в дополнительном разделе отмечается, что сторона получает возможность на одностороннее изменение условий только путем согласования своих действий с представителями уполномоченных органов муниципального образования. При возникновении нерегулируемых вопросов, спорные моменты могут быть разрешены в судебном порядке. Это тоже указывается в разделе дополнительных условий.
  11. Банковские реквизиты сторон сделки.
  12. Внизу ставится отметка.

Образец договора относится к аренде имущества без проведения торгов. Если же временная передача связана с выигрышем в конусе или аукционе, то помимо основных моментов в документе указываются некоторые дополнения. В частности, в графе «предмет договора», отмечается, что собственность предоставляется на основе выигранного конкурса или аукциона. Кроме того, само название договора, составленного после торгов, выглядит в немножко ином формате: рядом с наименованием пишется: «заключенного путем проведения торгов».

Разница между конкурсом и аукционом

Итак, передача объекта аренды, закрепленного за органами местного самоуправления, осуществляется с помощью торгов на электронной площадке. Торги в свою очередь организуются с помощью конкурсной или аукционной процедуры.

Читать еще:  Опись документов для налоговой

По итогам проведенного конкурса члены комиссии определяют участника, чьи условия позволят заключить сделку на лучших условиях. При аукционе порядок действий выглядит так: участникам предоставляется полная информация о сдаваемом объекте со всеми условия договора. Впоследствии потенциальные арендаторы определяют размер арендной платы, которую они готовы предложить за предоставление имущества. Победитель определяется просто – кто больше платит, с тем и заключается сделка.

На первом этапе инициатор конкурса определяет дату проведения торгов. При этом согласно положениям ст. 17.1 ФЗ-135 сведения о предстоящем конкурсе должны быть доступны в открытой форме не менее чем за 30 дней до окончания приема заявок.

Еще одно принципиальное различие между двумя формами проведения торгов на предоставление муниципального имущество это открытый и закрытый характер мероприятия. То есть при аукционе все мероприятия проходят в открытом формате. Конкурс же предполагает закрытый формат, где каждый претендент предоставляет заявку в форме конверта с указанием всех условий, которые он готов предоставить арендодателю.

Подготовленные условия аренды имущества нужно передать в форме заявки членам комиссии вместе со следующими сопроводительными документами:

  1. Документ, подтверждающий внесение записей в государственный реестр юридических лиц. Это относится к тем ученикам, которым хотят взять имущество от лица организации.
  2. Документ, подтверждающий регистрацию гражданина в качестве ИП.
  3. Платежные реквизиты кандидата.
  4. Бухгалтерские документы, отражающие совокупность активов организации.
  5. Учредительные документы.

Некоторые льготы

Аренда собственности муниципального значения, за последние годы приобрела новый скачек на рынке недвижимости. Для укрепления роста малого и среднего бизнеса «как воздух» были необходимы выгодные предложения о приобретении во временное пользование муниципального имущества.

В 2007 году Госдума приняла ФЗ-209, в котором государство отмечает важность стимулирования отраслей малого и среднего бизнеса с помощью федеральных средств.. Согласно ч. 1 ст. 18 органы государственной власти, а также учреждения местного самоуправления обязаны оказывать содействие учредителям малого и среднего бизнес путем передачи имущественных прав на собственность во временное владение.

В ч. 4 той же статьи уже раскрывается конкретный механизм поддержки. В частности, за административно-территориальной единицей закреплена обязанность по формированию перечня имущества, подлежащего предоставлению субъектом предпринимательской деятельности на условиях аренды. Кроме того, сформированный список необходимо опубликовать в источниках массовой информации, на официальном сайте собственника и в печатных изданиях.

Система налогообложения

Налоговые отчисления являются важной частью сделок с временным отчуждением имущества, находящегося в собственности муниципального органа. В качестве законодательной основы стороны договора должны придерживаться правил из ч.3 ст.161 НК. В соответствии с ее положениями процедура передачи объектов имущественных прав муниципалитета гражданам и юридическим лицам должна сопровождаться установлением налоговой базы. Объектом формирования налоговой базы выступает размер арендной платы.

За арендатором также закреплена обязанность по предоставлению налоговой декларации НДС в уполномоченные органы до 25 числа следующего отчетного периода.

Заключение

На первый взгляд, процедура предоставления муниципальной собственности во временное владение и пользование кажется неудобной для обычного гражданина или учредителя юр. лица. Во-первых, нужно принять участие в электронных торгах. Во-вторых, нужно предоставить такие условия, которые будут иметь преимущество перед конкурентами. Однако первоначальные неудобства с легкостью будут покрыты ввиду низкой стоимости арендуемого объекта. Из-за того, что часть муниципальной казны формируется за счет доходов от передачи имущественных прав, представители власти на местах охотно соглашаются на более низкие цены, чем рыночные.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Порядок аренды муниципального имущества: как получить в пользование государственный объект?

Краткое содержание:

Аренда имущества, принадлежащего муниципалитету, популярна среди предпринимателей и организаций. Это обусловлено в первую очередь стабильностью такого договора, а также возможностью экономии денежных средств. Только соблюдая порядок аренды муниципального имущества, можно заключить подобное соглашение.

Особенность имущества муниципалитета

Имущество муниципалитета представляет собой объекты жилого/нежилого типа, которые принадлежат муниципальному образованию. Чтобы получить подробную информацию о желаемом объекте, предпринимателю достаточно сделать запрос в местные органы самоуправления.

Получив необходимые сведения, предприниматель принимает решение о возможности заключить договор аренды, который, в свою очередь, может быть:

• долгосрочным (заключается на несколько лет);

• с возможностью последующего выкупа;

• договором безвозмездного пользования с соблюдением оговоренных условий.

Главной особенностью муниципального имущества является установленный порядок его использования. Чтобы получить желаемый объект недвижимости, недостаточно составить и подписать договор, необходимо пройти процедуру торгов.

Порядок предоставления в аренду муниципального имущества

Этап проведения торгов – главная составляющая всей процедуры аренды муниципальной недвижимости. Без торгов возможность пользоваться муниципальными объектами собственности появляется только в исключительных случаях.

Непосредственной процедуре торгов предшествует извещение о намерении провести мероприятие. После подготавливается и заполняется вся необходимая документация, создается комиссия, занимающаяся приемом и рассмотрением заявок.

Чтобы заявка была принята и рассмотрена, участникам необходимо собрать полный перечень документов:

• учредительные документы и банковские реквизиты;

• документацию, отражающую бухгалтерский баланс организации.

Весь перечень документов рассматривается комиссией, которая и принимает решение. Завершающим этапом мероприятия становится заключение соглашения с субъектом, выигравшим торги.

Соглашение на аренду содержит условия, которые оговаривались ранее в извещении:

• информацию о времени и месте проведения мероприятия;

• название муниципальной собственности, которая планируется сдаваться в аренду;

• наличие обременений на помещение;

• порядок проведения торгов;

• стоимость арендных отношений.

Кроме того, договор в обязательном порядке должен содержать в себе информацию о сторонах-участниках арендных отношений, их правах и обязанностях, а также срок, на который заключается аренда помещения.

При наличии вышеуказанных составляющих договор аренды считается заключенным.

Аренда муниципального имущества без торгов

Порядок аренды имущества муниципалитета не сводится только лишь к процедуре торгов. В отдельных случаях возможна аренда и без подобного мероприятия. Торги не проводятся, если:

• срок договора на протяжении 6 месяцев составляет 30 или менее суток;

• органы власти планируют продлить действующий контракт;

• имущество передается в ведомство другому региону;

• имущество передается компании в рамках международного или правительственного соглашения;

• объект передается религиозной организации, поскольку имеет культовое значение;

• объект передается органам власти;

• имущество передается политическим партиям, общественным организациям, медицинским учреждениям, отделениям связи, а также профсоюзам.

В таких случаях сразу составляется договор аренды.

Аренда муниципального имущества, хоть и представляет собой непростой процесс, однако пользуется вниманием у малых и средних предпринимателей. Помогая избавиться от лишних материальных затрат, она дает возможность пустить сэкономленные средства в развитие бизнеса. Кроме того, такое взаимодействие полезно и для муниципальных властей, поскольку избавляет от пустующих, порою заброшенных зданий.

Аренда Государственного и Муниципального Имущества — с Проведением Торгов и Без

Для ведения деловой деятельности на территории Российской Федерации юридическим лицам требуется коммерческая или любая другая недвижимость. Владельцы бизнесов заинтересованы получить для своей деятельности недвижимость по максимально выгодным ценам, так как от этого показателя напрямую будет зависеть ликвидность бизнес деятельности.

Практика показывает, что на начальных этапах приобретение в собственность остается чрезвычайно дорогим приобретением, поэтому многие ищут альтернативные способы. Конечно, аренда у частных лиц или прочих организаций имеет место быть, однако одним из наиболее выгодных вариантов остается аренда муниципального имущества. Государство максимально заинтересовано в том, чтобы юридические лица брали в аренду имущество, так как от этого зависит состояние экономики.

Чаще всего юридических лиц интересует аренда государственного имущества без проведения торгов, так как благодаря данному способу удается:

  • Добиться максимально выгодной цены;
  • Избежать дополнительных юридических проволочек;
  • Сэкономить время на оформление документации.

Тем не менее, сдача муниципального имущества в аренду без торгов имеет большое количество «подводных камней», о которых следует знать и помнить еще до начала процесса оформление документов.

Финансовая выгода всегда на первом месте

Муниципальное имущество – это такой вид недвижимости, которое принадлежит государству или муниципалитету. Зачастую его стоимость на несколько порядков ниже, чем те объекты, которые выставляются на аренду прочими юридическими лицами. Более того, передача во временное пользование приносит местному бюджету дополнительную прибыль.

В совокупности, все вышеперечисленные факторы приводят к тому, что администрация города заинтересована в сдаче недвижимости. Тем не менее, вопрос цены также не стоит на последнем месте, поэтому был создан специальный механизм – торги для аренды.

Его суть заключается в том, что собираются заявки от различных юридических лиц, а затем выбирается наиболее выгодное предложение. Все экономические и юридические процессы с данным видом имущества регламентируются 215 статьей Гражданского Кодекса Российской Федерации. Тем не менее, возможна сдача в аренду без торгов муниципального имущества.

Именно такой вариант развития больше всего интересует юридических лиц!

Кто выступает субъектом договора?

Прежде, чем понять, как сдать в аренду без торгов муниципальное имущество, необходимо понять, между какими сторонами заключается соответствующий договор. Согласно действующему законодательству и вышеупомянутой статье 215 ГК РФ, субъектами договора аренды могут выступать юридические лица (индивидуальные предприниматели и организации), а также администрация города, сельского поселения или любой другой представитель административно-территориальной единицы.

Согласно законам о регламентировании экономической деятельности на территории Российской Федерации и Федерального Закона «О борьбе с коррупцией» информация о доступной недвижимости для покупки и аренды размещается на соответствующих информационных порталах в сети Интернет.

Администрация берет на себя ответственность на предоставление подобной информации абсолютно бесплатно для всех категорий граждан. Именно по этой причине, если интересует аренда муниципального имущества без торгов, то следует провести мониторинг на соответствующих сайтах.

Аренда не единственное решение!

Многие юридические лица считают, что возможность использование той или иной недвижимости существует лишь при условии составления договора аренды. Аренда подразумевает, что объект передается во временное пользование лицу за определенную сумму.

Тем не менее, в юридическом поле Российской Федерации возможно заключение следующих типов договоров:

  • Аренды;
  • Безвозмездного использования;
  • Доверительное управление собственностью.

В российских условиях чаще всего заключается именно первый вид договоров для активного использования недвижимости. За последние годы отмечается повышение количества договоров второго и третьего типа, однако муниципалитет предпочитает заключать их с крупными предприятиями.

В некоторых случаях возможна и субаренда муниципального имущества без торгов, однако подобное должно быть оговорено в договоре. Тем не менее, в некоторых случаях подобный пункт в принципе отсутствует, что позволяет выполнять субаренду.

Помимо того, что нужно знать, как передать муниципальное имущество в аренду без торгов, следует помнить, что есть возможность заменить подобный договор на контракт. В таком случае арендодатель передает на ответственное хранение имущество, а вторая сторона имеет возможность эксплуатировать ее в собственных интересах.

Особенности действующего законодательства

Помимо того, что заключение договора аренды муниципального имущества без торгов регламентируется Гражданским Кодексом РФ, администрация муниципалитета также пользуется Федеральным Законом №135. В его тексте прямо указано, что те объекты, которые не были закреплены в какой-либо форме хозяйственного использования перед субъектами, могут быть переданы в аренду лишь после проведения конкурсного этапа отбора арендаторов (проведение аукциона).

В тех случаях, если имущество является собственностью унитарного предприятия, то аукцион также проводится в обязательном порядке. Таким образом, практически все договора заключаются лишь после проведения аукционов, однако существующие «лазейки» в действующем законодательстве позволяют обойти конкурсный этап.

Следует помнить, что за легитимностью процедуры аукциона следит Федеральный Антимонопольный Комитет РФ. Сфера его деятельности распространяется на многие этапы взаимодействия властей и бизнес представителей.

В правовой деятельности пользуются нормативными актами ФАС, однако некоторые из пунктов могут быть дополнены различными приложениями, которые продолжают выпускаться. На сайтах представителей местного органа власти имеются соответствующие документы. В том случае, если договор аренды муниципального имущества без проведения торгов был заключен с нарушениями, он может быть расторгнут досрочно, а лица, участвующие в его заключении, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности!

Существующие особенности торгов

Как упоминалось ранее, аренда госимущества торги выполняются в соответствии с требованиями и под контролем ФАС. Среди основных требований отмечается:

  • Торги должны проводится открыто, с предоставлением списка участников;
  • Процесс происходит в режиме реального времени на специализированных ресурсах в сети Интернет;
  • Информация об итогах торгов также размещается на специализированных сайтах.

Финальный результат о том, как провели торги по аренде государственного имущества, размещается на портале torgi.ru. Данный интернет ресурс находится во владении и полностью контролируется Министерству Экономического Развития Российской Федерации.

Благодаря существованию и функционированию прозрачного и автоматизированного процесса выполнения торгов и аукциона удается предотвратить проведение мошеннических схем и гарантировать выполнение всех пунктов действующего законодательства.

Тем не менее, для того, чтобы торги по аренде муниципального имущества прошли при Вашем участии, необходимо выполнить ряд требований. Среди них отдельно стоит акцентировать внимание на наличии функционирующей Электронной Цифровой Подписи (ЭЦП). Ее оформление занимает не один день, поэтому следует заранее озаботится ее приобретением.

Читать еще:  Налоговые каникулы для КФХ

Выдача ЭЦП проходит с участием ФСБ и применением современных криптографических инструментов. Данный шаг направлен на предотвращение взлома ЭЦП и их подделывания. Более того, существует несколько версий ЭЦП, которые могут подходить для различных аукционных платформ. Именно по этой причине требуется консультация профильных специалистов.

Многим кажется, что таким образом проведение торгов по аренде муниципального имущества серьезно осложняется, однако эти шаги применяются лишь для качественного и полноценного контроля. На самом деле в подготовке к процедуре аукционных торгов нет ничего сложного, а все, что может потребоваться, — это дополнительное время!

Когда торги не проводятся?

Ранее неоднократно упоминалось, что торги муниципального имущество на право аренды являются обязательной процедурой, однако из каждого правила есть исключения. Все они предварительно оговорены в 17 статьей Федерального Закона №135.

Одним из основных требований, когда муниципальные торги на право аренды не выполняются, подразумевают тот факт, что срок аренды не может составлять более 30 суток в течении 6 месяцев. В таком случае решение о передаче собственности в аренду принимается администрацией муниципалитета или руководителем соответствующего предприятия.

Кроме того, торги на право аренды муниципального имущества не проводятся в том случае, если выполняется продление ранее заключенного контракта. В таком случае информация на ресурсах, где проводится аукцион, не выставляется, но лишь заносится соответствующая запись на портале Министерства Экономического Развития региона.

Еще одна ситуация, подразумевающая отсутствие торгов, заключается в передаче безвозмездного использования культовых зданий или сооружений официально зарегистрированным религиозным коммунам и организациям. В таком случае выполняется проверка соответствующими государственными органами для выдачи заключения.

Законом подразумевается, что данный порядок передачи в аренду муниципальной собственности может иметь место, если данная сфера не регламентируется статьями следующих кодексов Российской Федерации:

В таком случае решение о передаче недвижимого имущества может приниматься лишь соответствующими отраслевыми министерствами, но не администрацией муниципалитета. Если договор будет заключен с нарушениями, то в будущем суд его сможет расторгнуть в одностороннем порядке. Финансовые потери арендатору не будут компенсированы!

«Налоговая» сторона вопроса

Несмотря на то, что юридическое лицо заключает договор с муниципалитетом, организация обязана оплачивать налоги с заключенной сделки. В частности, речь идет об уплате НДС, размер которого регламентируется действующим законодательством, а также Налоговым Кодексом Российской Федерации.

Размер налоговой базы соответствует суммам размеров арендных плат за каждый имеющийся в использовании объект недвижимости. Организация-арендатор обязуется формировать счета-фактуры не позже пятого дня с момента оплаты, а также передавать декларации в сроки до 20 числа месяца после налогового периода.

В целом, аренда государственного и муниципального имущества – достаточно «прозрачный» процесс, с которым может разобраться каждое юридическое лицо. Строгое следование действующему законодательству позволит избавиться от каких-либо юридических проволочек и проблем в будущем, а также получить максимальную выгоду от заключенного договора об аренде муниципального имущества!

Арендуем имущество у государства

Удачное расположение – это почти 100%-ный рецепт успеха для ресторана, кафе и вообще любой точки, связанной с питанием. Довольно часто наиболее удачный вариант помещения находится в собственности муниципалитета или государства. Как в таком случае оформляются отношения? Как отражать соответствующие операции в учете и налогообложении?

Аренда государственного имущества: бухучет

Арендованный организацией объект ОС учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре аренды имущества. По арендованному ОС арендатор амортизацию не начисляет (п. 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.03 № 91н, зарег. Минюстом России 21.11.03 № 5252).

По окончании срока аренды арендованное ОС списывается с забалансового счета 001 «Арендованные основные средства».

Плата за аренду помещения под офис признается расходами по обычным видам деятельности, как расходы, связанные с управлением, и принимается к бухгалтерскому учету ежемесячно в сумме, установленной в договоре аренды (без учета НДС) (п. п. 5, 6, 7, 16, 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н).

Расходы по арендной плате за офисное помещение относятся на общехозяйственные расходы (в дебет одноименного счета 26) или на расходы на продажу (в дебет одноименного счета 44) в корреспонденции с кредитом счета 76, субсчет «Расчеты с арендодателем по арендной плате».

НДС. Арендатор — налоговый агент

Напомним, что налоговый агент – это лицо, удерживающее какой-либо налог из доходов другого лица и перечисляющее его в бюджет (ст. 24 НК РФ).

Если организация арендует имущество у ГУПа, МУПа или учреждения, то предъявленный организации арендодателем НДС учитывается в обычном порядке (письмо Минфина России от 23.07.12 № 03-07-15/87).

При аренде на территории РФ федерального имущества (имущества субъектов РФ, муниципального имущества) у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления организация-арендатор признается налоговым агентом и обязана исчислять, удерживать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплачивать в бюджет соответствующую сумму НДС.

Порядок исчисления и удержания НДС зависит от условий договора. Если сумма НДС не выделена и сказано, что:

  • арендатор уплачивает налог самостоятельно, то НДС рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18%. Органу власти арендная плата перечисляется в сумме, определенной в договоре;
  • налог включен в сумму арендной платы, то НДС рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18/118. Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС.

Если сумма НДС выделена, то налог перечисляется в бюджет в этой сумме. Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС.

Приведем пример исчисления и удержания НДС арендатором — налоговым агентом. Предположим, что организация арендует два помещения: один у муниципалитета, а другой — у субъекта РФ. В таком случае…

договора об НДС

НДС включен в сумму арендной платы

Счет-фактура и книга продаж

При исчислении сумм налога налоговый агент должен составить счет-фактуру.

Срок для составления НК РФ не установлен, однако налоговики рекомендуют применять норму, устанавливающую срок выставления счетов-фактур налогоплательщиками НДС, т. е. пять календарных дней.

Счет-фактура в одном экземпляре составляется в соответствии с Правилами (утв. постановлением Правительства от 26.12.11 № 1137), при этом продавцом является арендодатель, указанный в договоре аренды, а подписывает счет-фактуру налоговый агент.

Составленный счет-фактура указывается в книге продаж в том периоде, в котором возникла обязанность удержать НДС (письмо ФНС России от 12.08.09 № ШС-22-3/634@).

Уплата НДС в бюджет

НДС с арендной платы следует перечислять в бюджет (п. 1 ст. 174 НК РФ):

  • или по 1/3 от удержанной суммы налога не позднее 25 числа каждого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором оплачена аренда (письмо ФНС России от 13.09.11 № ЕД-4-3/14814@);
  • или в полной сумме в том же квартале, в котором оплачена аренда.

При этом, что в платежном поручении (или ином платежном документе) должен быть указан статус плательщика 02 (налоговый агент).

Это касается и организаций, и индивидуальных предпринимателей.

Уплаченную в бюджет в качестве налогового агента сумму НДС арендатор имеет право принять к вычету на основании документов, подтверждающих уплату суммы НДС, удержанной им в качестве налогового агента (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Согласно НК РФ (абз. 3 п. 3 ст. 171) положения пункта 3 статьи 171 НК РФ применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для осуществления облагаемых НДС операций и при их приобретении он удержал и уплатил НДС из доходов налогоплательщика.

Таким образом, в квартале, когда налог был перечислен в бюджет, но не ранее последнего дня месяца, за который оплачена аренда, арендатор принимает НДС к вычету (письма Минфина России от 26.01.15 № 03-07-11/2136, ФНС России от 12.08.09 № ШС-22-3/634@), регистрируя в книге покупок счет-фактуру, составленный при перечислении арендной платы.

Налог на прибыль

Сумма ежемесячно начисляемой арендной платы учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Пример 1 Организация арендует офисное помещение, находящееся в государственной собственности.

Стоимость арендуемого имущества составляет 1 500 000 руб.

Ежемесячная сумма арендной платы — 590 000 руб. (в т. ч. НДС 90 000 руб.).

В учете организации, операцию по аренде офисного помещения, находящегося в государственной собственности следует отразить следующим образом:

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Первичный

документ

На дату получения имущества в аренду

Стоимость арендованного имущества отражена на забалансовом счете

Договор аренды, Акт о приеме-передаче объекта основных средств, Инвентарная карточка учета объекта основных средств

Ежемесячно в течение срока действия договора аренды

Отражена плата за

(590 000 — 90 000)

Отражен НДС с суммы

Начислен к уплате в

бюджет НДС, удержанный

с дохода арендодателя

Выписка банка по

Перечислен в бюджет НДС,

исчисленный и удержанный

с арендной платы

Выписка банка по

Принят к вычету НДС,

уплаченный в бюджет

Выписка банка по

Списана стоимость возвращенного арендодателю имущества

Договор аренды, Акт о приеме-передаче объекта основных средств, Инвентарная карточка учета объекта основных средств

Упрощенная система налогообложения

Организация на УСН, даже не будучи плательщиком НДС, должна сама исчислить налог, удержать его из арендной платы за имущество и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо Минфина России от 24.09.15 № 03-07-11/54577).

На сумму арендной платы и удержанного с нее НДС необходимо составить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж (письмо ФНС России от 12.08.09 № ШС-22-3/634@).

В квартале, когда налог был перечислен в бюджет (но не ранее последнего дня месяца, за который оплачена аренда), уплаченный в бюджет НДС учитывается организацией-арендатором в расходах при УСН с объектом «доходы минус расходы». Он указывается в книге доходов и расходов в периоде перечисления НДС в бюджет (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Книга продаж и Декларация по НДС

Организация-«упрощенец», не являющаяся плательщиком НДС, но являющаяся налоговым агентом по НДС в связи с арендой государственного имущества, обязана вести книгу продаж и заполнять раздел 9 налоговой декларации по НДС наравне с налогоплательщиками НДС.

Налоговый агент — организация на УСН обязана представить в ИФНС России по месту своего нахождения декларацию по НДС не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была оплачена аренда госимущества (п. 3 ст. 161, п. 5 ст. 174 НК РФ).

Декларация по НДС может быть представлена налоговым агентом-«упрощенцем» на бумажном носителе (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ, подп. 2 п. 5 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, письма ФНС России от 30.01.15 № ОА-4-17/1350@, от 08.04.15 № ГД-4-3/5880@).

Аренда земельных участков. Бухучет

По общему правилу расходы по аренде земельного участка учитываются как расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99). Аналогичная позиция высказана в письме Минфина России от 02.12.11 № 14-06-19/310-19.

Указанные расходы признаются ежемесячно исходя из суммы арендной платы, причитающейся арендодателю по договору за текущий месяц, независимо от даты фактического перечисления арендной платы (п. 6-6.1, 16, 18 ПБУ 10/99).

Если арендованный участок используется для строительства здания — объекта ОС

Плата за аренду земельного участка, предоставляемого на период проектирования и строительства здания, включается в состав прочих работ и затрат по строительству, формирующих сметную стоимость строительства данного здания (п. 1.7 Приложения N 8 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утв. постановлением Госстроя России от 05.03.04 № 15/1, далее — Методика, п. п. 4.78, 4.85 Методики).

Затраты, формирующие сметную стоимость строительства здания, не являются расходами организации, а рассматриваются как долгосрочные инвестиции, которые формируют первоначальную стоимость здания как объекта ОС (п. 3 ПБУ 10/99, п. п. 1.2, 3.1.5 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утв. письмом Минфина России от 30.12.93 № 160, п. 7-8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н).

Следовательно, арендная плата формирует первоначальную стоимость здания.

После окончания строительства и принятия построенного объекта в состав ОС расходы по аренде земельного участка учитываются как расходы по обычным видам деятельности.

Налог на добавленную стоимость

По общему правилу арендаторы муниципального имущества признаются налоговыми агентами по НДС и обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю-муниципалитету, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Однако из анализа законодательства следует, что плата за аренду муниципального земельного участка — это платеж за пользование природным ресурсом, который является неналоговым доходом местного бюджета (подп. 1 п. 1 ст. 6 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 41, ст. 42, 62 Бюджетного кодекса РФ).

Читать еще:  Анализ безубыточности

Платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами (к которым, как было рассмотрено, относится и плата за аренду муниципального земельного участка) не облагаются НДС (на основании подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Таким образом, арендная плата за пользование земельным участком, находящимся в муниципальной собственности, НДС не облагается.

Соответственно, у организации в отношении указанной арендной платы не возникает обязанностей налогового агента, предусмотренных пункта 3 статьи 161 НК РФ.

Налог на прибыль организаций

В общем случае арендные платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки) признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если арендованный земельный участок используется для строительства здания — объекта ОС, который будет учтен в качестве амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ), то расходы по арендной плате за земельный участок, осуществляемые в период подготовки и ведения строительства, должны рассматриваться как расходы, непосредственно связанные со строительством объекта ОС.

Такие расходы прямо в целях налогообложения не учитываются (п. 5 ст. 270 НК РФ), а формируют первоначальную стоимость строящегося объекта (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ), которая в дальнейшем подлежит списанию в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном ст. 259 НК РФ (см., например, письмо Минфина России от 20.05.10 № 03-00-08/65).

Имеются судебные акты, поддерживающие данную позицию (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.11.13 по делу № А27-21660/2012).

Пример 2 Организация арендует земельный участок. Земельный участок используется в основной производственной деятельности организации.

Согласно договору аренды ежемесячная арендная плата составляет 100 000 руб., расчетные документы на сумму арендной платы выставляются арендодателем ежемесячно.

Организация применяет метод начисления учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли.

В учете организации операции по аренде земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (у муниципалитета), следует отразить следующим образом:

Сдача помещений в аренду: с торгами или без?

Потребность сдать пустующие помещения в аренду время от времени испытывают многие автономные учреждения, однако нередко они отказываются от этой затеи, не желая проводить процедуру торгов. Но во всех ли случаях необходимы подобные процедуры? Когда учреждение может предоставить помещение арендатору без проведения конкурса или аукциона, а когда торги все же неизбежны?

Особенности порядка заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества разъяснила Федеральная антимонопольная служба в Письме от 24.04.2014 № ЦА/16309/14 (далее – Разъяснения ФАС). Ознакомимся с основными выводами, сделанными в этом документе.

Правило и исключения

  • на заключение договора аренды претендует другое государственное или муниципальное учреждение, некоммерческая организация (в том числе социально ориентированная), медицинская организация, организация, осуществляющая образовательную деятельность (п. 3, 4, 6 ч. 1 ст. 17.1);
  • договор заключается на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (п. 11 ч. 1 ст. 17.1);
  • передаваемое имущество является частью или частями помещения или здания, его общая площадь не превышает 20 кв. м и 10% площади соответствующего помещения, здания, права на которые принадлежат лицу, передающему указанное имущество (п. 14 ч. 1 ст. 17.1);
  • договор заключается с лицом, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе (если она соответствует предусмотренным требованиям) либо признанным единственным участником конкурса или аукциона (п. 15 ч. 1 ст. 17.1).

Обязанность заключить договор аренды возникает у автономного учреждения лишь в последней из перечисленных ситуаций (договор с единственным участником конкурса или аукциона). В остальных же случаях, когда площади могут передаваться в аренду без торгов, правообладатель (АУ) не обязан заключать договор, а претендент на данные площади не вправе этого требовать (разд. 1 Разъяснений ФАС).

Более того, торги допустимо организовывать и в отношении «льготных» претендентов на аренду имущества. Если их два или более и они заинтересованы в одном и том же объекте государственного (муниципального) имущества, автономное учреждение вправе отказать им в заключении договора без конкурентных процедур. По мнению антимонопольного органа, тогда проведение торгов не будет нарушением законных прав и интересов таких заявителей.

Однако осмотрительность при решении вопроса, проводить ли торги в отношении имущества, закрепленного за АУ на праве оперативного управления, нужно проявлять и собственникам такого имущества (учредителям учреждений). Давая согласие на передачу в аренду тех или иных помещений учреждения, учредитель должен соблюдать требования Закона № 135-ФЗ. Как сказано в разд. 2 Разъяснений ФАС, факт согласия на передачу площадей целевым образом и без проведения торгов может содержать признаки нарушения ст. 15 названного закона (запрет на ограничивающие конкуренцию действия органов власти).

Случаи заключения договора без проведения торгов

Арендатор – медицинская или образовательная организация

На то, какие именно организации подразумеваются под медицинскими или осуществляющими образовательную деятельность, указано в разд. 5 и 6 Разъяснений ФАС – в данном вопросе нужно руководствоваться положениями отраслевого законодательства.

Так, согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к медицинским организациям относятся юридические лица независимо от организационно-правовой формы, основным видом деятельности которых является медицинская деятельность, осуществляемая на основании лицензии. К медицинским организациям приравниваются и индивидуальные предприниматели, занимающиеся медицинской деятельностью.

Краткосрочный договор аренды помещения, заключенный без проведения торгов, не может быть продлен на новый срок также без проведения торгов. Здесь действует специальная норма, ограничивающая срок действия данного договора.

Что касается организаций, осуществляющих образовательную деятельность, это как образовательные организации (названная деятельность для них является основной), так и организации, осуществляющие обучение (указанная деятельность – дополнительная). При этом, как установлено п. 20 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в данную группу входят и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

Таким образом, арендовать у АУ помещения, минуя конкурентные процедуры, может и юрлицо, и предприниматель, которые ведут медицинскую либо образовательную деятельность на основании лицензии.

Пункт 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ разрешает учреждениям сдавать государственное или муниципальное имущество в краткосрочную аренду без проведения торгов, но содержит запрет на предоставление таких прав одному лицу на совокупный срок более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов.

В свою очередь, п. 3 ст. 610 ГК РФ определяет, что договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному. А это значит, что договоры аренды государственного или муниципального имущества, заключенные на короткий срок без проведения торгов, не могут быть продлены на основании п. 2 ст. 621 ГК РФ , а также ч. 9 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ . Такая позиция высказана в разд. 10 Разъяснений ФАС.

Аренда части помещения

Как было отмечено выше, часть помещения или здания может быть передана в аренду без проведения торгов при соблюдении двух условий: передаваемая площадь не должна превышать 20 кв. м и 10% площади соответствующего помещения или здания. Но каким образом рассчитывать долю планируемой к передаче в аренду площади?

По мнению антимонопольного органа, выраженному в разд. 11 Разъяснений ФАС, при определении этой доли не надо учитывать площадь тех частей помещения (здания), права владения и (или) пользования в отношении которых переданы до вступления в силу ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, на основании иных исключений, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, а также по итогам торгов.

Арендатор – подрядчик учреждения

Отдельно следует упомянуть еще одно исключение, которое не распространяется на автономные учреждения (по крайней мере, на те, которые проводят закупки на основании Закона № 223-ФЗ ). Речь идет о заключении договора аренды без торгов с лицом, с которым подписан государственный (муниципальный) контракт по результатам конкурса (аукциона), проведенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ , если предоставление данного права было предусмотрено конкурсной документацией (документацией об аукционе) для целей исполнения указанного контракта (п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ).

Как сказано в разд. 9 Разъяснений ФАС, гражданско-правовые договоры, заключенные в рамках Закона № 223-ФЗ, не являются государственными или муниципальными контрактами, поэтому положения п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ на эти случаи не распространяются. Иными словами, если автономное учреждение, руководствуясь нормами Закона № 223-ФЗ, провело закупку каких-либо услуг или работ, оказание или выполнение которых требует присутствия подрядчика на площадях учреждения (допустим, театр закупил услуги по пошиву и ремонту сценических костюмов), передать в аренду необходимые площади можно лишь посредством проведения торгов. В этом случае закупка услуг и проведение торгов на право заключения договора аренды станут двумя самостоятельными процедурами.

Пролонгация договора

  1. размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта;
  2. минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее трех лет (срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора).

Если условия соблюдены, арендодатель (АУ) в силу ч. 10 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ не вправе отказать арендатору в пролонгации договора. Отказать можно только при наличии у арендатора задолженности на момент окончания договора аренды или принятия решения, предусматривающего иной порядок распоряжения данным имуществом.

В связи с этим антимонопольный орган сделал два вывода (разд. 15 Разъяснений ФАС).

Во-первых, поскольку существует возможность отказа арендатору в пролонгации договора из-за принятия иного решения о распоряжении имуществом, арендодателю необходимо получить согласие собственника этого имущества на перезаключение договора аренды.

Во-вторых, пролонгация договора аренды на основании ч. 9 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ может происходить по тем же основаниям неограниченное количество раз. Но важно, чтобы каждый раз соблюдались требования, установленные приведенной нормой.

  • учреждение заключило с арендатором договор аренды по результатам торгов или в случае, когда торги признаны несостоявшимися;
  • право на заключение договора аренды предоставлено арендатору на основании государственного или муниципального контракта.

При выполнении требований этой нормы в субаренду могут передаваться площади любого размера – в этом смысле Закон № 135-ФЗ не устанавливает ограничений (разд. 12 Разъяснений ФАС). Если же данные требования не соблюдаются, рассматриваемое имущество передается в субаренду в общем порядке, предусмотренном ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, – посредством проведения торгов либо без них, но уже по иным исключениям.

Процедура проведения торгов

Как сказано в разд. 17 Разъяснений ФАС, данные торги могут проводиться и до момента истечения срока действующего договора, но с учетом того, что новый договор должен вступать в силу по истечении срока действующего на момент проведения торгов договора. К моменту вступления в силу договора, заключенного по результатам торгов, государственное или муниципальное имущество должно быть свободным от прав третьих лиц (за исключением случаев закрепления его за учреждениями на праве оперативного управления).

При проведении конкурсов и аукционов на право заключения договора аренды должна обеспечиваться информационная открытость – соответствующие сведения размещаются на официальном сайте torgi.gov.ru. Неопубликование информации является нарушением норм ст. 17, 17.1 Закона № 135-ФЗ и основанием для признания судом торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (ч. 4 ст. 17 Закона № 135-ФЗ).

Также важно, что договор аренды государственного или муниципального имущества (в том числе находящегося у учреждения в оперативном управлении) не может быть заключен ранее чем через 10 дней со дня размещения информации о результатах конкурса или аукциона на официальном сайте torgi.gov.ru (разд. 13 Разъяснений ФАС). В противном случае договор будет ничтожным – как не соответствующий требованиям закона (ст. 168 ГК РФ).

В своей практике автономные учреждения используют оба способа передачи недвижимого имущества в аренду – и посредством торгов, и без них.

Первый способ обязывает АУ проводить строго определенные процедуры, а по их результатам заключать с победителем торгов (единственным их участником) договор аренды.

Применение второго способа не сопровождается жесткими требованиями (в частности, у учреждения не возникает обязанности подписывать договор), однако ограничением здесь становится перечень оснований, по которым разрешается передавать площади в аренду без торгов.

  1. Данная норма гласит: если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
  2. По истечении срока договора аренды государственного и муниципального имущества (в том числе находящегося в оперативном управлении) заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона.
  3. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector