Как рассчитать штраф по НДФЛ

Как рассчитать штраф по НДФЛ

Как рассчитать штраф по НДФЛ

НДФЛ – это налог на доходы с физических лиц. Удержание этого налога происходит со всех физических лиц, которые получают любой доход. ИП и организации также обязаны подавать отчеты по этому налогу в форме 6-НДФЛ. Но что делать, если уплата была совершена несвоевременно или отчет был подан с ошибками? В этом случае грозят штрафные санкции и пени. О том, как рассчитать штраф по НДФЛ при различных нарушениях законодательства, пойдет речь в статье.

С 2017 года вступили в силу изменения по подаче 6-НДФЛ. Отчетным периодом считается квартал. За 1-й квартал текущего года отчет нужно представить до 2 мая. Это связано с тем, что было большое количество праздников и выходных. За 2-й и 3-й отчетные периоды ИП и организации отчитываются соответственно 31 июля и 31 октября этого года. Годовой отчет необходимо отправить в налоговую до 2 апреля 2018 года.

Последняя дата сдачи отчета переносится на следующий рабочий день, если она попадает на выходной или праздничный день.

Санкции в отношении ИП или организации (налогового агента) применяются при:

  • несданном отчете или просрочке при сдаче;
  • ошибках, которые допустили при расчете.

ИП или организация подвергаются взысканию, размер которого равен 1000 рублей, за каждый полный или неполный месяц с крайней даты сдачи отчета. Это прописано в ст. 126 НК РФ. Сроком просрочки считается промежуток от последнего срока сдачи до дня представления отчета. Отчет можно представить самому, через уполномоченного представителя или через почту при условии, что численность штата не превышает 24 человека. Если штат состоит из 25 и более сотрудников, то подается электронный расчет налога.

Налоговая служба произведет расчет штрафа в следующие 10 дней после подачи отчета.

При несдаче формы 6-НДФЛ в срок до 10 дней после крайней даты подачи отчета за отчетный период, ФНС имеет право произвести блокировку счетов ИП или организации по ст. 76 НК РФ. Также по этому поводу было дано разъяснение в письме ФНС № ГД-4-11/14515.

За представление ошибочных данных в отчете налагается штраф в 500 рублей за каждый отдельный документ с ошибками. Согласно ст. 126 НК РФ, если налоговый агент нашел неточность или ошибочные данные раньше налоговой службы и представил уточнение по расчету, то штраф наложен не будет.

Налоговая инспекция может любые ошибочные данные посчитать основанием для предъявления взыскания. Штраф может быть уменьшен инспектором, если допущенная ошибка не снизила сумму налога, отсутствуют возможные негативные последствия для бюджета, нет нарушений прав физлиц.

Кроме взыскания с налогового агента, административная ответственность может лечь на должностное лицо. Привлеченное лицо могут оштрафовать по ст. 15.6 КоАП РФ на 300-500 рублей. Согласно ст. 15.3 КоАП РФ, этот вид ответственности не касается ИП, адвокатов и нотариусов.

В 3 случаях уточненный отчет подавать необходимо обязательно:

  1. Был произведен пересчет и уменьшен доход подчиненного. Следовательно, уменьшился размер НДФЛ. При подаче уточненки сразу нужно указывать полученные суммы. В это же время в бухгалтерском учете необходимо сторнировать полученный доход и налог.
  2. Ошибочные даты по выплатам доходов, удержаний и перечисления налога в бюджет. Для правильного заполнения раздела 2 нужно сгруппировать доходы по числам, когда денежные средства по факту выплачены. По срокам НДФЛ с выплаченных доходов формируется, когда он перечислен в бюджет. Все числа показываются хронологически.
  3. Заработную плату за апрель выдали в марте, но в отчете заполнили строку 080 раздела 1. Эта строка используется, только если налог не удерживается вообще или при неденежных расчетах, например.

Пояснить поданный отчет необходимо в пятидневный срок после получения налогового извещения о неточностях в документе (ст. 88 НК РФ). Отправить пояснение можно тем же способом, каким и сам расчет.

За несвоевременную уплату НДФЛ в бюджет ИП или организации может быть выставлено взыскание в 20% от суммы налога. Это зафиксировано в ст. 123 НК РФ и письме Министерства финансов РФ № 03-02-07/1/8500. Если невозможно было удерживание налога с подчиненного (например, при расчете в натуральной форме), то НДФЛ работодателем не платится (ст. 226 НК РФ). При выставлении штрафа возможно начисление пени (ст. 75, ст. 108 НК РФ, письмо Минфина № 03-04-05/7472).

Можно ли избежать штрафа при уплате НДФЛ позже срока?

Автор: Данченко С.П., эксперт журнала

В силу самых разных причин налоговые агенты нередко перечисляют НДФЛ в бюджет позже установленного срока. Согласно действующим нормам кроме пени в этом случае налоговики начисляли еще и штраф за несвоевременный НДФЛ – 20 % от неперечисленной суммы, – что выливалось в весьма ощутимые потери налогового агента. Но с 2019 года ситуация изменится – штрафа можно будет избежать. Подробности – в нашем материале.

Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.

Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.

Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).

Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.

При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.

В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.

Последняя инстанция – Конституционный суд.

Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.

Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

Читать еще:  Как продлить испытательный срок работнику

представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.

Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.

Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:

налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;

отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).

Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15-108-1542).

Штрафа можно избежать: условия установлены.

В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.

Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;

в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;

налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:

отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;

сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;

пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.

Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.

В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

[1] «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Стало проще избежать штрафа за просрочку НДФЛ

Теперь штраф за уплату НДФЛ позже срока можно избежать. Компаниям больше не придется идти на уловку — подавать уточненную 6-НДФЛ, чтобы не платить штраф. Поможет постановление Конституционного суда от 06.02.2018 № 6-П.

Как налоговики находят просрочку НДФЛ?

Если компания задерживает уплату НДФЛ, налоговая начисляет штраф мгновенно (ст. 123 НК). Даже один день пропуска платежа чиновники считают основанием для штрафа.

Для начисления штрафа, инспекторы используют данные формы 6-НДФЛ и карточки расчетов с бюджетом. В строке 120 формы 6-НДФЛ вы показываете дату, не позже которой нужно перечислить НДФЛ. В строке 140 — сумму, которая должна поступить в бюджет. Из нее налоговики вычитают возвращенный НДФЛ из строки 090.

Если компания перечислила НДФЛ позже даты из строки 120 налоговая видит просрочку в карточке расчетов с бюджетом. Ее ведет отдел по учету начислений и платежей в налоговой. Инспектор отдела камеральных проверок вносит сведения об уплаченных налогах на основании платежек компании.

Какую уловку раньше использовали компании, чтобы избежать штрафа?

Раньше, чтобы избежать штрафа, компании подавали уточненную форму 6-НДФЛ. Перед сдачей уточненки организация перечисляла пени и недостающую сумму налога, если была недоимка.

Если бухгалтер успевал это сделать до того, как налоговики нашли ошибку или назначили выездную проверку, компания могла избежать штрафа (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК). Суд поддерживал такой подход компаний.

Постановление ВАС от 18.03.2014 № 18290/13. В этом деле компания — налоговый агент заменила в исходном отчете техническую информацию, даже не налог. Тем не менее ее освободили от штрафа за просрочку уплаты налога.

Неоднозначная судебная практика после решения ВАС

После выхода постановления ВАС судьи принимали решения как в пользу компаний — налоговых агентов, так и в пользу инспекторов.

Суд выиграла налоговая инспекция

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.10.2017 № Ф01-4709/2017 по делу № А29-246/2017

Отсутствие задолженности по НДФЛ на дату составления акта проверки не освобождает от штрафа за уплату НДФЛ позже срока. Суд не освободил компанию от штрафа.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.12.2016 по делу № Ф27-1017/2016

Компания признала свою вину и компенсировала потери бюджета, уплатив пени. Суд уменьшил штраф в 2 раза.

Суд выиграла компания

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.02.2017 № Ф05-22322/2016 по делу № А40-81345/2016

Компания до сдачи первичного отчета уплатила налог и пени. Это свидетельствует о добросовестном поведении. Суд освободил компанию от штрафа.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.10.2016 № Ф05-14968-2016 по делу « А40-14266/2016

Конституционный суд упростил работу бухгалтера

Нужно ли подавать уточненный отчет, чтобы налоговый агент получил освобождение от штрафа за просрочку налога? По мнению Конституционного суда, избежать штрафа можно, даже если компания гасит недоимку и платит пени до подачи первичного отчета. Иначе она имеет менее выгодное положение, чем организация, которая допустила ошибки в отчете и подала уточненку (постановление Конституционного суда от 06.02.2018 № 6-П).

После постановления Конституционного суда № 6-П проблем с НДФЛ станет меньше. Не придется тратить время на поиск погрешностей в 6-НДФЛ, которых может и не быть, на подготовку уточненки.

Конституционный суд обязал всех применять постановлении № 6-П. Если вдруг ваш налоговый инспектор попытается начислить штраф, покажите ему пункт 2 данного постановления.

Штраф за ошибку в СЗВ-М можно снять полностью

СЗВ-М указывают код отчетного месяца. Компании часто ошибаются в коде периода — вместо месяца, за который сдают отчет, ставят месяц, в котором его отправляют. Например, в отчете за март вместо кода 03 ставят код 04. Штраф за такое нарушение можно оспорить через суд полностью.

Компания заметила ошибку в коде отчетного периода, когда крайний срок сдачи отчета уже прошел. Бухгалтер направил новый отчет уже с правильным кодом, а в ответ ПФР выписал штраф 500 руб. по каждому человеку в отчете (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Получилось 48 тыс. руб. Компания оспорила штраф, но суд первой инстанции сначала только снизил его размер. А «апелляция» отменила штраф в полной сумме.

Аргументы, работающие в суде для защиты компании:

  • сведения за конкретный месяц фонд уже получал ранее. Поэтому об опоздании речи не идет;
  • первоначальный отчет с ошибкой в поле для номера отчетного периода был представлен с кодом «исхд»;
  • организация представляла возражения на акт проверки с пояснениями, почему исправила ошибку.
Читать еще:  Как восстановить свидетельство о регистрации ИП

Верховный суд с этими доводами полностью согласен (определение Верховного суда от 22.01.2018 № 301-КГ17-20650).

Если вы неправильно указали код периода в СЗВ-М, попробуйте отменить штраф до суда. Для этого подготовьте возражения. Возможно, ПФР учтет ваши объяснения, снизит размер штрафа или отменит его. Тогда вам не придется обращаться в суд.

Если это не поможет, подавайте иск к ПФР. Право оспорить штраф в суде дает статья 18 Закона № 27-ФЗ.В исковом заявлении требуйте отменить штраф полностью. Суд может смягчить наказание максимально. В любом случае вы сможете как минимум снизить штраф.

Дальше надо понять, как отчитываться за месяц, который указали по ошибке, например, если по ошибке указали код месяца 04, а надо было 03. Если после ваших возражений фонд исправил код отчетного периода с 04 на 03, направьте в ПФР новый отчет за апрель с кодом «исхд».

Если фонд отказался принять правку, посмотрите, поменялся ли у вас в апреле состав работников и подрядчиков. Если нет, то ничего исправлять не нужно. У вас получится, что вы заранее отчитались за апрель. Это не ошибка.

Если в апреле пришли новые работники, то сдайте дополняющую СЗВ-М. В строке «Отчетный период» поставьте 04, в строке «Тип формы» — «доп». Если кто-то уволился в марте, то сдайте на них отменяющую СЗВ-М за апрель. В строке «Отчетный период» поставьте 04, а в строке «Тип формы» — «отмн». Так как вы исправляете данные за апрель, отменяющую и дополняющую формы безопаснее сдать не позднее 15 мая.

часа в сутки
7 дней в неделю

Неуплата НДФЛ в 2020 году: штраф для налоговых агентов

Отчислять подоходный налог обязаны все физические лица, получающие прибыль практически от любых источников. Работающие по найму делают это через своих налоговых агентов. Рассмотрим, какой штраф за неуплату НДФЛ положен в 2020-м году.

Основные нормы

Чтобы не нарваться на штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом в 2020 году, необходимо соблюдать следующие предписания:

Основное – в Налоговом кодексе:

• ст. 123 – санкция;
• ст. 226 – особенности расчета налога предприятиями и ИП с персоналом;
• ст. 228 – правила отчисления подоходного налога;
• ст. 75 – пени.

• № 03-02-07/1/8500;
• № 03-04-05/7472 (п. 1).

Санкция для налоговых агентов

Организации и бизнесмены, которые заключили трудовой договор, выступают налоговыми агентами. Они обязаны рассчитать, удержать и отчислить подоходный налог в казну. Такое требование установлено п. 1 ст. 24 НК РФ. Аналогичные функции выполняют:

  1. лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы и др.);
  2. филиалы инофирм, находящиеся на территории РФ.

Налоговые агенты обязаны регулярно отчислять подоходный налог в размере 13% от облагаемых сумм (с нарастающим итогом в отчетности). Но существуют и другие ставки: 9, 30 и 35%. Они действуют в зависимости от:

  • категории дохода;
  • вида плательщика.

Также см. «Налоговые ставки НДФЛ» (актуально в 2020-м году).

Важная задача для предприятия – своевременно выявить и погасить задолженность. А при отсутствии платежа или неполном перечислении НДФЛ налагают штраф в размере 20% от суммы, которую требовалось отдать в бюджет. Исключение предусмотрено для выдачи доходов в натуральной форме, с которых невозможно взять налог.

Назначить наказание или нет – решают налоговые органы с учетом норм ст. 109 НК РФ.

ПРИМЕР 1

Фирма ООО «Глобус» не удержала подоходный налог с менеджера по работе с клиентами Н.В. Фроловой. Она – резидент РФ. Сумма НДФЛ составляет 3750 руб. Какие могут быть последствия?

Руководство компании получит только штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом в размере 750 руб. За остальное агент отвечать не может. Поэтому недоимку взыскивать не будут, пени – тоже не начислят. Основание:

  • п. 9 ст. 226 НК РФ;
  • письмо ФНС № ЕД-4-2/13600.

ПРИМЕР 2

ООО «Лидер» взяло с работников подоходный налог в сумме 35 000 руб., но не произвело его отчисление в бюджет в установленный срок. Какая ответственность предусмотрена законодательством?

Предприятие обязано выплатить штраф – 7000 руб., недоимку и пени на основании ст. 108 НК РФ.

Индивидуальные предприниматели регулярно вносят авансовые платежи по НДФЛ. А по окончании отчетного года – оплачивают налог. Такие требования установлены пунктами 6 и 9 ст. 227 Налогового кодекса.

Обратите внимание: размер и порядок наложения штрафа за неуплату НДФЛ налоговым агентом в 2020 году остались прежними.

Санкция для плательщиков

Законодательство обязует обычных физлиц, которые не имеют статуса юридического лица или ИП, самостоятельно отчислять взносы со своих доходов, которые получены, например, из следующих источников:

  • реализация имущества (условие: оно было в собственности меньше 3х лет);
  • получение денежного приза в размере больше 4000 руб.;
  • крупный выигрыш в лотерею и т. п.

Обязаны заплатить налог и подать декларацию также резиденты РФ, которые получили денежные средства от зарубежных источников. Законодательство устанавливает срок: не позднее 30 апреля года, следующего за текущим (п. 1 ст. 229 НК РФ). Несоблюдение этого правила влечет за собой штраф в размере 20% от не перечисленной суммы НДФЛ.

Имейте в виду: неосведомленность человека о том, что он обязан отчислить НДФЛ, не освобождает от ответственности. Налоговый орган может предъявить не только штраф, но и недоимку + пени.

Более того: при умышленном нарушении (например, незаконное уменьшение налоговой базы) санкция возрастет до 40%. К таким случаям обычно относят:

  • снижение суммы декларируемого дохода;
  • использование вычетов, на которые нет права.

ПРИМЕР

Орлов продал квартиру и дачу, которые находились в собственности меньше трех лет. Сумма подоходного налога составила 32 800 руб. Однако гражданин умышленно занизил налоговую базу, воспользовавшись на незаконных основаниях вычетом на монтажные работы. В результате налоговый инспектор выписал штраф.

Законодательство предусматривает 2 случая, в которых не налагают денежные взыскания:

  1. несвоевременное перечисление в казну подоходного налога (п. 19 постановления Пленума ВАС № 57; начислят только пени);
  2. отсутствие от коммерсанта авансовых платежей по НДФЛ (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Срок давности и особенности выявления

Требования налоговых органов оплатить штраф, недоимки и пени имеют временное ограничение – 3 года (п. 1 ст. 113 НК РФ). По истечении этого периода взыскать сумму затруднительно.

Невыплаченную сумму обычно выявляют в результате налоговой проверки, на основании которой составляют акт об обнаружении долга.

Помните: своевременное выявление финансовых обязательств перед бюджетом и соблюдение законодательных норм позволит избежать штрафов за неуплату НДФЛ. Это предотвратит дополнительные убытки и судебные разбирательства.

Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы НДФЛ, которую надо удержать и (или) перечислить в бюджет:

  • если в установленный срок налоговый агент не удержал или не полностью удержал налог из денежных выплат контрагенту;
  • если в установленный срок налоговый агент не перечислил или не полностью перечислил в бюджет удержанную сумму налога.

Это следует из положений статьи 123 Налогового кодекса РФ.

Уплаченный штраф не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджет удержанную сумму налога (п. 5 ст. 108 НК РФ). Более того, налоговая инспекция может взыскать эти суммы в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Если НДФЛ перечислить в бюджет позже установленных сроков, то помимо штрафа инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ).

Штрафа по статье 123 Налогового кодекса РФ можно избежать, если организация докажет, что у нее не было возможности удержать НДФЛ у сотрудника (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 № 57). При этом перечислять в бюджет НДФЛ за счет собственных средств налоговый агент не обязан (п. 9 ст. 226 НК РФ). Если вычесть налог из дохода работника невозможно, то организация обязана уведомить инспекцию о неудержанной сумме. Сделать это надо не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (подп. 2 п. 3 ст. 24 и п. 5 ст. 226НК РФ).

Важно: если при выплате доходов организация не удержала налог, взыскивать с нее пени за несвоевременную уплату НДФЛ в бюджет нельзя. Об этом сказано в письме ФНС России от 4 августа 2015 № ЕД-4-2/13600. Допустим, организация налог не удержала или удержала его не полностью либо налог вычли из дохода работника, но не перечислили в бюджет или сделали это с опозданием. Если любой такой факт инспекторы выявили в ходе проверки, организации и ее ответственным должностным лицам грозит не только налоговая, но и административная, а в некоторых случаях к уголовная ответственность (ст. 123 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199.1 УК РФ).

Анализ по НДФЛ: налоговые риски плательщиков и налоговых агентов

Перечисление НДФЛ с заработной платы: правила для налогового агента

Примеры расчета налоговых пеней по новым правилам

С 1 октября 2017 г. изменился порядок расчета пени за просрочку уплаты налога. Какие нововведения следует учитывать налогоплательщикам при расчете пени в случае образования недоимки?

Как начисляются пени

Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов, страховых взносов), в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Целью начисления пени является компенсация потери государства из-за несвоевременной уплаты налогов (Определения Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 г. №1069-О, от 12.05.2003 г. №175-О).

До 1 октября 2017 г. процентная ставка пеней соответствовала 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей во время просрочки налоговых обязательств (обязательств по уплате страховых взносов). Ставка рефинансирования равна ключевой ставки ЦБ (с 2016 г. ЦБ РФ не устанавливает ставку рефинансирования).

Важно!

С 1 октября 2017 г. вступили в силу изменения, внесенные в п.4 ст.75 НК РФ, Федеральным законом от 30.11.2016 г. №401-ФЗ (далее по тексту – Закон №401- ФЗ).

Читать еще:  Как организовать бизнес по ремонту кровель

Новый порядок расчета пеней

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

При этом процентная ставка пени принимается равной:

Для физических лиц (включая ИП):

  • 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;

Для организаций:

  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) – 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней – 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки (п.4 ст.75 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 28.09.2017 г. №ЗН-4-22/19471@ «О реализации положений Федерального закона №401-ФЗ»).

Важно!

С 1 октября 2017 г. длительная задержка неуплаты налога (более 30 календарных дней) будет обходиться налогоплательщику дороже.

Кроме того, ст.75 НК РФ дополнена новым п.4.1.

Речь идет об отсрочке начисления пени за неуплату налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в тех регионах, где установлен «кадастровый» порядок расчета налога на имущество.

Напомним, что 1 января 2015 г. вступила в силу новая глава 32 «налог на имущество физических лиц» НК РФ, введенная Федеральным законом от 04.10.2014 г. №284-ФЗ.

Налоговая база в части облагаемых объектов рассчитывается на основе их кадастровой стоимости, за исключением случаев, когда субъектом РФ не принято решение об определении налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости (п.2 ст.402 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 16.10.2014 г. №БС-4-11/21489@).

Но в некоторых субъектах РФ налог на имущество физических лиц по-прежнему считается по инвентаризационной стоимости недвижимости, умноженной на коэффициент-дефлятор. Для таких физических лиц норма п.4.1 ст.75 НК РФ не действует.

В этом случае, на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате за налоговый период 2015 года, пеня начисляется, начиная с 01.05.2017 г.

Примеры расчета пеней по новым правилам

Важно!

Это означает, что если срок уплаты налога наступил до 01 октября 2017 г., то расчет пени производится по старым правилам, т.е. исходя из 1/300 ставки рефинансирования независимо от количества дней образовавшейся просрочки.

Сам алгоритм расчета периода просрочки по налогам для исчисления пени не изменился.

Пени рассчитываются, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Таким образом, число дней просрочки по налогам для расчета пени определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты (п.3 и п.4 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.07.2016 г. №03-02-07/2/39318). В случае если ставка рефинансирования, попадающая на дни просрочки, изменялась, то расчет пеней производится, исходя из каждой ставки рефинансирования ЦБ РФ отдельно.

Важно!

При этом за однодневное опоздание с уплатой налогов (сборов, страховых сборов) пени начислять и уплачивать не нужно (п.3 ст.75 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.07.2016 г. №03-02-07/2/39318).

Пример №1

Срок уплаты НДС за 3 квартал 2017 г. в сумме 500 000 рублей (1/3 часть) — 25 октября 2017 г.

Предположим, что компания заплатила налог с опозданием 30 октября 2017 г.

Пени рассчитываются за период с 26 октября по 29 октября 2017 г., т.е. за 4 календарных дня.

Поскольку период просрочки не превышает 30 дней, то расчет пени осуществляется по 1/300 ставки рефинансирования.

С 18.09.2017 г. ставка рефинансирования составляет 8,5% (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017 г.).

Предположим, что ставка рефинансирования за 4 дня не менялась.

Тогда расчет пени за период просрочки составит:

(500 000 рублей х 8,5%/300) х 4 дня = 566,67 рублей.

Важно!

Аналогичный подход к расчету пени с 1 октября 2017 года будет применяться и в части страховых взносов. То есть, если просрочка по уплате страховых взносов компании составит более 30 календарных дней, то пени рассчитываются исходя из 1/150 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки.

Пример №2

Срок уплаты взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за сентябрь 2017 г. – 16 октября 2017 г. (перенос с выходного дня).

Компания перечислила страховые взносы с опозданием – 29.12.2017 г.

Сумма недоимки составила 100 000 рублей.

Период просрочки составляет 73 календарных дня (с 17.10.2017 г. по 28.12.2017 г.).

С 18.09.2017 г. ставка рефинансирования составляет 8,5% (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017 г.).

Предположим, что ставка рефинансирования за 73 дня не менялась.

Для того чтобы рассчитать размер пени, необходимо дни просрочки разделить на 2 периода (просрочка до 30 календарных дней включительно) и просрочка с 31 календарного дня по день, предшествующий дню уплаты страховых взносов.

Период просрочки до 30 календарных дней – с 17.10.2017 г. по 15.11.2017 г. включительно.

Расчет пени за этот период: (100 000 рублей х 8,5% / 300) х 30 дней = 850 рублей.

Период просрочки с 31 календарного дня – с 16.11.2017 г. по 28.12.2017 г. включительно.

Расчет пени за этот период: (100 000 рублей х 8,5% / 150) х 43 дня = 2 436,67 рублей.

Всего за весь период размер пени составил: 850 рублей + 2 436,67 рублей = 3 286,67 рублей.

Таким образом, если просрочка уплаты налогов (сборов, страховых взносов) компании составляет более 30 календарных дней, то размер пени с 31 календарного дня будет в 2 раза выше.

Размеры штрафа за несвоевременную уплату НДФЛ, порядок взыскания

Одним из видов налоговых обязательств является расчет и уплата НДФЛ. Данный вид налога связан практически со всеми видами доходов, которые получают граждане и предприниматели, однако обязанность по его уплате не обязательно должны нести получатели. В представленном материале можно узнать, какая ответственность грозит налогоплательщикам, несвоевременно уплатившим НДФЛ.

Правовые основания обязанности по уплате НДФЛ

Обязанность выплачивать НДФЛ возникает по итогам получения гражданами доходов, как в материальной, так и натуральной форме. Как правило, начисление и удержание данного налога осуществляется из состава денежных средств, полученных гражданами в виде вознаграждения за работу, выгоды от продажи недвижимости и т.д.

Налоговый кодекс РФ определяет, что НДФЛ должны уплачивать как сами граждане, получившие доход, так и налоговые агенты. Таким образом, состав лиц, обязанных своевременно рассчитать и уплатить НДФЛ, включает:

  • граждан, получивших в течение отчетного периода доходы от любых видов деятельности, за исключением выплат, не облагаемых доходов (например, полученные алименты);
  • предпринимателей, получивших и задекларировавших доход от своей деятельности;
  • работодателей, выплачивающих своим сотрудникам зарплату и иные обязательные пособия, компенсации и т.д.

Граждане и предприниматели имеют право уплачивать налог не одновременно с получением доходов, а по итогам отчетного периода – календарного года. При этом, предприниматели должны в течение года уплачивать авансовые платежи, однако их несвоевременная уплата повлечет ответственность только в виде пени.

Калькулятор штрафа за несвоевременную сдачу налоговой декларации

Когда должен быть уплачен НДФЛ

Для граждан и предпринимателей, получающих различные виды доходов, не относящихся к заработной плате, возникает обязанность задекларировать их путем составления и сдачи отчетности в налоговый орган. Для этого по итогам календарного года составляет декларация по форме 3-НДФЛ, в которой учитываются:

  • все виды доходов, подлежащие налогообложению (в том числе трудовые доходы, если с них не удерживался НДФЛ);
  • итоговая сумма дохода за календарный год;
  • расчет суммы НДФЛ по ставке 13%;
  • суммы налоговых вычетов, если граждане имеют право на их получение.

После представления декларации возникает обязанность по уплате суммы налога, самостоятельно рассчитанных гражданином в декларации. Уплатить налог граждане должны в срок, не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.

Если в указанный срок налог не уплачен, к плательщику могут применяться санкции:

  1. принудительное взыскание начисленной суммы НДФЛ;
  2. расчет и взыскание неустойки исходя из размера ставки рефинансирования ЦБ РФ вплоть до полного погашения задолженности;
  3. наложение штрафа, который зависит от суммы несвоевременно уплаченного налога.

Порядок уплаты НДФЛ со стороны налоговых агентов принципиально отличается. Прежде всего, расчет НДФЛ осуществляется по каждому факту начисления заработной платы и иных видов трудовых доходов. Помимо этого, рассчитанный налог сразу подлежит уплате в соответствующий бюджет, в день выплаты суммы дохода получателю.

Привлечение налогового агента к ответственности осуществляется также по иным правилам:

  • взыскание задолженности по НДФЛ и пени совпадает с аналогичным порядком, применяемым в отношении граждан и предпринимателей;
  • взыскание штрафа может происходить даже за один день просрочки;
  • взыскание штрафа происходит за каждый случай нарушения обязанности налогового агента.

Это означает, что ответственность в виде штрафа может наступать практически неограниченное количество раз в году, если предприятие систематически нарушает сроки перечисления НДФЛ в бюджет. Размер штрафа для работодателя также будет составлять 20 % от несвоевременно уплаченной суммы.

Порядок привлечения к ответственности

Решение о взыскании штрафа в размере 20% за несвоевременную уплату НДФЛ может выносить непосредственно после нарушения обязательства. Таким образом, даже один день просрочки дает налоговому органу применить указанную санкцию.

Срок давности для взыскания штрафа составляет три года с момента обнаружения факта несвоевременной оплаты. Этот срок не связан с аналогичным периодом для принудительного взыскания основной суммы налога и пени.

В отношении граждан, самостоятельно декларирующих свои доходы, начало течения срока давности связано с конкретной датой – 16 июля. Если к этому дню исчисленная сумма налогового обязательства не погашена полностью, взыскание штрафа будет являться законным.

В отношении налоговых агентов факты нарушения обязательств устанавливают в ходе камеральных и выездных проверок. Если такое нарушение установлено, оно подлежит фиксации в акте проверки, решении и постановлении о привлечении к ответственности.

Результаты налоговых проверок в отношении штрафа по НДФЛ могут быть оспорены налоговым агентом на общих основаниях:

  1. путем подачи возражений в ходе проверки;
  2. путем подачи жалобы на имя вышестоящего должностного лица ИФНС;
  3. путем подачи жалобы в судебные органы.

Если просрочка по уплате составила всего один день, а ИФНС предъявило штраф в размере 20%, несоразмерность нарушения и санкции, скорее всего, будет подтверждено судом. В этом случае размер штрафа будет уменьшен, точный размер санкции укажет суд в своем решении.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector