Учетная политика некоммерческой организации

Учетная политика некоммерческой организации

Учетная политика НКО

Бухгалтерский учет в НКО должен вестись с учетом понятий и положений, прописанных в его учетной политике. Учетная политика – это документ, в котором прописано, каким образом ведется бухгалтерский учет в организации. В соответствии с российскими законами учетная политика составляется организацией полностью самостоятельно, при этом, при ее составлении, нужно ориентироваться на ПБУ 1/98. Учетную политику составляет либо сам главбух, либо кто-то, кто ведет бухгалтерский учет. После этого документ должен утвердить руководитель. Основные понятия учетной политики прописаны в законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 29.07.2020) “О бухгалтерском учете” в статье 8.

Особенности составления учетной политики

В учетной политике должны отражаться способы бухгалтерского учета, принятые в организации, в двух случаях. В первом случае, если российскими законами и нормативными актами не установлены способы ведения бухгалтерского учета. В этом случае организация должна разработать их самостоятельно на основе российского законодательства и закрепить в учетной политике. Второй случай, если в законах прописано несколько способов ведения бухгалтерского учета, и нужно выбрать какой-то один и тоже закрепить его в учетной политике.

Важно! Особенностью учетной политики является то, что согласно закону, она должна применяться постоянно из года в год. Если в организации или в российском законодательстве происходят изменения, то в учетную политику также вносятся изменения.

Документы, которым нужно руководствоваться, составляя учетную политику НКО:

  • Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» (для НПФ);
  • Приказ Минфина РФ от 10.01.2007 г. № 3н «Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов» (для НПФ);
  • Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ;
  • ПБУ 1/98.

Что необходимо отразить в учетной политике

В учетной политике НКО необходимо отразить следующие моменты:

  • план счетов бухгалтерского учета;
  • формы первичных документов;
  • состав регистров бухгалтерского учета и внутренних бухгалтерских документов;
  • в учетной политике должно быть прописано, каким образом в организации будет проводиться инвентаризация. Это касается инвентаризации, как активов организации, так и ее обязательств;
  • также нужно решить вопрос, каким образом будут оцениваться эти активы и обязательства;
  • в учетной политике необходимо прописать правила документооборота и как будет обрабатываться учетная документация;
  • каким образом будут контролироваться хозяйственные операции;
  • прочие вопросы, связанные с ведением бухгалтерского учета в организации.

Требование к содержанию учетной политики

Учетная политика должна соответствовать следующим критериям:

  1. требование полноты. Абсолютно все хозяйственные операции в организации должны быть отражены в бухгалтерском учете;
  2. требование своевременности. Все хозяйственные операции в бухгалтерском учете организации должны отражаться вовремя;
  3. требование осмотрительности. Это значит, что в бухгалтерском учете активы не должны быть завышены, а пассивы не должны быть занижены;
  4. требование приоритета содержания перед формой. Это значит, что в бухгалтерском учете хозяйственные операции необходимо отражать исходя из их экономического содержания и условий хозяйствования;
  5. требование непротиворечивости. Данный пункт означает, что данные аналитических счетов должны соответствовать данным синтетических счетов. Это касается оборотов и остатков по счетам;
  6. требование рациональности. Это значит, что бухгалтерский учет должен вестись рационально.

Также при составлении учетной политики необходимо принять ряд допущений:

  • допущение имущественной обособленности. Это значит, что активы и обязательства организации и ее собственников существуют отдельно друг от друга, а также от активов и обязательств других организаций;
  • допущение непрерывной деятельности. То есть планируется, что организация будет существовать и вести свою деятельность достаточно долго;
  • допущение последовательности применения учетной политики. Это значит, что учетная политика должна применяться последовательно год за годом;
  • допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это значит, что хозяйственные операции относятся к тому моменту времени, в котором они возникли и не зависят от момента поступления денежных средств, которые относятся к этим хозяйственным операциям.

Особенности учетной политики НКО

Особенностей составления ученой политики у НКО не так уж много. В основном организации руководствуются тем же ПБУ 98/1, что и коммерческие организации, но они все же есть. Например, некоммерческим организациям разрешено применять упрощенный бухгалтерский учет. Поэтому НКО могут отразить в учетной политике способ ведения бухгалтерского учета без двойной записи, но при этом им необходимо руководствоваться принципом рациональности. Еще одной особенностью учета НКО являются источники ее финансирования.

Источниками НКО являются целевые поступления и средства целевого финансирования. Отличие заключается в том, что средства целевого финансирования предназначены для определенных проектов, а целевые поступления предназначены для ведения уставной деятельности НКО. К целевым поступлениям относятся поступления учредителей, поступления добровольных имущественных взносов, пожертвования, выручка от продажи товаров, услуг, прочие поступления. По мнению врио директора департамента С.В. Разгулина НКО обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, которые получены в виде целевого финансирования и в виде целевых поступлений (Письмо Минфина России от 18.04.13 г. № 03-03-06/4/13345 «Об учете для целей налогообложения прибыли организаций расходов некоммерческих организаций»).

НКО может заниматься предпринимательской деятельностью, только для достижения целей, ради которых она собственно и была создана, поэтому чистая прибыль будет являться частью целевого финансирования.

Для отражения в бухгалтерском учете целевого финансирования существует счет 86. К нему необходимо открыть субсчета для детализации таких поступлений. Например, к счету 86.1 можно открыть субсчет «Пожертвования». Что касается основных средств, то по ним в НКО начисляется износ, а не амортизация и это также должно быть отражено в учетной политике. НКО обязана вести раздельный учет доходов и расходов по каждому объекту целевого финансирования. В учетной политике нужно прописать, каким образом будет вестись этот раздельный учет. Если доходы и расходы будут отражаться в смете, то необходимо утвердить ее форму и прописать это в учетной политике, так как форма этого документа в законодательстве не установлена. Если НКО ведет коммерческую деятельность, то ему будет также необходимо определиться с учетной политикой для налогообложения. В учетной политике в этом случае необходимо будет прописать:

  • формирование расходов и доходов;
  • как будут определяться доли расходов в налоговых периодах;
  • порядок создания резервов;
  • какая будет сумма задолженности бюджету по налогу на прибыль;
  • кто будет ответственным за ведение налогового учета;
  • каким образом будет вестись документооборот;
  • какие будут формы регистров налогового учета;
  • другие вопросы

Когда учетная политика уже составлена, необходимо издать соответствующий приказ, распоряжение и т.д. о ее утверждении в организации.

Учетная политика некоммерческой организации

Специфика деятельности НКО может быть самой разнообразной. Но деятельность НКО (вне зависимости от созданной формы) не предполагает в качестве основной цели — получение прибыли. Учетная политика НКО должна учитывать ряд особенностей, свойственных деятельности организации.

При подготовке отчетности НКО должны руководствоваться как общими бухгалтерскими стандартами, так и отраслевыми. Например, НПФ (особая форма НКО) при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности должны руководствоваться приказом Минфина РФ от 02.07.2010 г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» с учетом особенностей, установленных приказом Минфина РФ от 10.01.2007 г. №3н «Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов». Федеральным законом о бухгалтерском учете от 06.12.2011 г. №402-ФЗ сделаны определенные послабления для ведения бухгалтерского учета НКО. Так, НКО вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пп.2 п.4 ст.6 Закона №402-ФЗ). Исключение сделано для НКО, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (п.5 ст.6 Закона №402-ФЗ).

Какие особенности учета должны быть раскрыты в учетной политике НКО?

Особенность бухгалтерского учета связана с организацией учета источников финансирования НКО. Так, структура доходов НКО, как правило, складывается из поступлений учредителей, добровольных имущественных взносов и пожертвований, выручки от реализации товаров (работ, услуг) и прочих поступлений. Исходя из специфики деятельности конкретной НКО, формируется рабочий план счетов с соответствующей аналитикой (как приложение к учетной политике для целей бухгалтерского учета).

Наиболее сложным в учете НКО является организация учета средств целевого финансирования.

В стандартной программе «1С. Бухгалтерия. 8.3» к счету 86 предусмотрены счета:

  • 86.01 «Целевое финансирование из бюджета»;
  • 86.02 «Прочее целевое финансирование и поступления» (субконто 1 «Назначение целевых средств», субконто 2 «Договоры», субконто 3 «Движение целевых средств»).

Однако такой детализации недостаточно.

То есть доходы, полученные от такой деятельности, учитываются на счетах 90 (например, выручка от оказания услуг) или 91 (проценты, начисленные на остаток денежных средств в банке). Полученная от коммерческой деятельности чистая прибыль включается в состав целевого финансирования.

Читать еще:  Структура отдела продаж

К счету 86 «Целевое финансирование» должны быть открыты субсчета 1 порядка по видам финансирования (пожертвования, взносы учредителей и пр.), второго – по назначению целевых средств (для какого мероприятия, благотворительных целей предназначены средства) и т.д.

В части приобретенных основных средств следует учитывать, что по ним будет начисляться износ, а не амортизация (п.17 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. №26н).

Для учета доходов и расходов фонда в разрезе целевых мероприятий (программ) составляется смета доходов и расходов. Форма такой сметы законодательно не установлена, а поэтому НКО вправе разработать ее самостоятельно, закрепив в учетной политике.

Фрагмент учетной политики НКО в части раздельного учета расходов

«…Расходы административно-хозяйственного характера отражаются на счете 26 «общехозяйственные расходы» и распределяются ежемесячно по видам деятельности организации, а также по видам проектов, финансируемых за счет целевых средств.

Доля общехозяйственных затрат, относящаяся к осуществлению некоммерческих проектов, списывается с кредита счета 26 в дебет счета 86 «Целевое финансирование». Доля общехозяйственных затрат, распределенная на коммерческую деятельность списывается ежемесячно на финансовый результат в дебет счета 90 «Продажи».

При этом общехозяйственные расходы, относящиеся к некоммерческим проектам, распределяются в разрезе проектов пропорционально доле поступлений по соответствующему проекту в общей сумме средств целевого финансирования за отчетный период.

Прямые расходы, непосредственно связанные с осуществлением некоммерческой деятельности, отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» в разрезе некоммерческих мероприятий».

Учетная политика некоммерческой организации (НКО) на 2021 год

Цели разработки политики учета

Учетная политика любой организации составляется для того, чтобы определить в ней основные методологические аспекты, на которые юрлицо будет ориентироваться при ведении учетных операций. Вызвана такая необходимость тем, что в ряде случаев предусмотрены законодательно установленные варианты способов учета, выбор из которых нужно сделать самостоятельно с учетом предпочтений и специфики деятельности конкретного юрлица. Если же способ учета для имеющегося объекта законодательно не установлен, его следует разработать, а результат разработки тоже закрепить в учетной политике.

Учетная политика будет востребована не только проверяющими. Она важна в первую очередь для самого пользователя, поскольку отражает все особенности самостоятельно выбранной им методологии (п. 5.1 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Не являются в этом плане исключением и некоммерческие организации (НКО), т. к. на них, так же как и на иных юрлиц, распространяются (закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ) обязанности:

  • по ведению бухучета (пп. 1, 2 ст. 5);
  • разработке бухгалтерской учетной политики (п. 2 ст. 8);
  • составлению бухотчетности (п. 2 ст. 13).

Причем возможности выбора из существующих способов у НКО в ряде ситуаций оказываются шире, чем у иных организаций.

Специфика учетной политики НКО

Особой учетная политика, разрабатываемая в некоммерческих организациях, становится в силу следующих моментов:

  • у НКО может полностью отсутствовать коммерческая деятельность, и в этом случае отпадает необходимость в разработке налоговой учетной политики;
  • НКО (кроме подлежащих обязательному аудиту и входящих в реестр выполняющих функции иностранных агентов) может применять упрощенные способы ведения бухучета и составлять бухотчетность упрощенного вида (подп. 2 п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ);

ВНИМАНИЕ! Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета устанавливаются федеральным стандартом (ст. 21 закона № 402-ФЗ). Работа по разработке такого стандарта уже ведется. Предполагаемая дата вступления стандарта для некоммерческой деятельности — 2021 год (приказ Минфина от 05.06.2019 №83н), но на момент написания статьи его еще нет.

  • существуют ПБУ, не подлежащие использованию НКО (13/2000, 20/03);
  • у НКО, выбравших упрощение бухучета, есть право не применять ряд ПБУ (2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 17/02, 18/02) и право использовать как эти ПБУ, так и все иные, распространяющиеся в т. ч. на НКО, с определенными особенностями;
  • НКО, ведущие коммерческую деятельность наряду с некоммерческой, как и коммерческие организации, вправе выбрать систему налогообложения, применяемую к доходам от продаж, и способы налогового учета из существующих для выбранной системы;
  • для НКО с определенными направлениями деятельности могут быть разработаны учитывающие специфику этой деятельности методические рекомендации.

Перечисленные особенности не только расширяют число способов учета, доступных НКО, но и создают предпосылки для формирования совершенно уникальной для каждой конкретной организации учетной политики. Причем, несмотря на наличие законодательно установленной возможности упрощения ряда учетных процедур, текст самой учетной политики НКО может оказаться более объемным, чем у коммерческой организации.

Что отразить в учетной политике НКО на 2021 год

Учетная политика, предназначенная для применения в 2021 году, должна отражать все значимые в текущей ситуации для организации моменты и подробно (не допуская двоякого толкования) их описывать. Подробность изложения особенно важна, поскольку учетная политика — основной документ, которым нужно руководствоваться в учетной работе, ведущейся в юрлице, для которого она составлена.

При формировании текущей учетной политики необходимо использовать актуальную редакцию закона № 402-ФЗ, НК РФ, распространяющихся на НКО ПБУ и иных нормативных актов. Ссылки на конкретные пункты и статьи этих документов могут быть для удобства пользователя приведены в тексте учетной политики.

Изложенные в учетной политике НКО на 2021 год правила рассчитаны на долгосрочную перспективу (п. 5 ПБУ 1/2008), То есть документ может продолжать действовать и в последующие годы. Если же какие-то положения потребуют изменений или появятся новые объекты, правила учета которых не отражены в действующей учетной политике, ее текст можно изменить или дополнить отдельным организационно-распорядительным документом.

Образец учетной политики НКО, составленный с использованием действующих нормативных актов приведен в начале статьи.

Налоговый учет в НКО на ОСНО имеет ряд нюансов, связанных с налогообложением доходов. Разобраться в расчете налога на прибыль некоммерческой организации поможет Готовое решение КонсультантПлюс. С образцом учетной политики НКО на ОСНО можно ознакомиться по ссылке. Воспользуйтесь пробным бесплатным доступом к системе, если у вас пока нет К+.

Учетная политика для НКО обязательна, как и для любой иной организации. Однако составляется она с учетом особенностей деятельности НКО и наличия возможности применять упрощенный бухучет, позволяющий с определенными оговорками применять те ПБУ, которые распространяются и на НКО. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год, поэтому ее положения, разработанные на 2021 год, могут действовать и в последующие годы, если не потребуются законодательно обоснованные изменения в них или дополнения, обусловленные появлением объектов, правила учета которых в применявшейся учетной политике описаны не были.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Бухгалтерские документы».

Учетная политика и рабочий план счетов некоммерческих организаций

Учетная политика — принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Учетная политика формируется и раскрывается в соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

При формировании учетной политики главному бухгалтеру любой организации следует исходить из того, что в ней должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации (в нашем случае — некоммерческой), по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены. Утверждаются (п. 5 ПБУ 1/98):

— рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета;

— формы первичных учетных документов для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые бланки, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

— методы оценки активов и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями;

— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В нормативных документах не закреплен способ распределения управленческих расходов некоммерческой организации. Организация при формировании своей учетной политики должна установить способ распределения таких расходов (п. 8 ПБУ 1/98).

Раскрывать существенные положения своей учетной политики обязаны организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично, согласно законодательству РФ.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации (п. 11 ПБУ 1/98).

К существенным способам ведения бухучета относятся:

— способы амортизации основных средств, нематериальных активов, иных средств труда;

Читать еще:  Уставной капитал ООО

— способы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

— способы признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг;

— другие способы по конкретным вопросам бухгалтерского учета, которые установлены соответствующими ПБУ.

Определение существенных способов бухгалтерского учета в некоммерческих организациях имеет свои особенности, обусловленные спецификой их правового положения и осуществления ими уставной деятельности.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению утверждены Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. На основе этого Плана каждая организация разрабатывает и утверждает в приложении к учетной политике рабочий план счетов. Рабочий план счетов включает все синтетические счета, субсчета и аналитические счета, используемые в организации.

При разработке перечня аналитических счетов следует руководствоваться требованиями к аналитическому учету, закрепленными в Инструкции по применению Плана счетов. Кроме того, в приложении к учетной политике могут быть приведены корреспонденции счетов, включенных в рабочий план, а также типовые проводки по отражению в учете часто проводимых в конкретной организации операций.

Для некоммерческих организаций большое значение имеет раскрытие в рабочем плане счетов счета 86 «Целевое финансирование». Аналитический учет по этому счету ведется:

— в разрезе источников их поступления (например, можно открыть субсчет 86-1 «Целевое финансирование по видам поступлений», а к нему аналитические счета);

— по назначению целевых средств (например, можно открыть субсчет 86-2 «Расходование средств целевого финансирования», а к нему аналитические счета);

Для аналитического учета поступлений целевого финансирования (источников) в рабочем плане счетов к счету 86-1«Целевое финансирование по видам поступлений» можно открыть следующие аналитические счета:

86-1.1 «Вступительные взносы»;

86-1.2 «Членские взносы»;

86-1.3 «Паевые взносы»;

86-1.4 «Целевые взносы»;

86-1.5 «Добровольные взносы»;

86-1.6 «Доходы от предпринимательской деятельности»;

86-1.7 «Прочие поступления».

Для аналитического учета использования средств некоммерческих организаций в рабочем плане счетов можно открыть к счету 86-2 «Расходование средств целевого финансирования» следующие аналитические счета:

86-2.1 «Расходы на целевые мероприятия»;

86-2.2 «Расходы на содержание аппарата управления»;

86-2.3 «Расходы на приобретение основных средств, материалов»;

86-2.4 «Прочие расходы».

Для учета износа основных средств некоммерческих организаций, которые необходимы для ведения основной уставной деятельности, используется забалансовый счет 010 «Износ основных средств». Счет 02 «Амортизация основных средств» — в отношении основных средств, используемых в предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Пример рабочего плана счетов некоммерческих организаций представлен в таблице 3.2.

Учетная политика некоммерческой организации

Специфика деятельности НКО может быть самой разнообразной. Но деятельность НКО (вне зависимости от созданной формы) не предполагает в качестве основной цели — получение прибыли. Учетная политика НКО должна учитывать ряд особенностей, свойственных деятельности организации.

При подготовке отчетности НКО должны руководствоваться как общими бухгалтерскими стандартами, так и отраслевыми. Например, НПФ (особая форма НКО) при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности должны руководствоваться приказом Минфина РФ от 02.07.2010 г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» с учетом особенностей, установленных приказом Минфина РФ от 10.01.2007 г. №3н «Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов». Федеральным законом о бухгалтерском учете от 06.12.2011 г. №402-ФЗ сделаны определенные послабления для ведения бухгалтерского учета НКО. Так, НКО вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пп.2 п.4 ст.6 Закона №402-ФЗ). Исключение сделано для НКО, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (п.5 ст.6 Закона №402-ФЗ).

Какие особенности учета должны быть раскрыты в учетной политике НКО?

Особенность бухгалтерского учета связана с организацией учета источников финансирования НКО. Так, структура доходов НКО, как правило, складывается из поступлений учредителей, добровольных имущественных взносов и пожертвований, выручки от реализации товаров (работ, услуг) и прочих поступлений. Исходя из специфики деятельности конкретной НКО, формируется рабочий план счетов с соответствующей аналитикой (как приложение к учетной политике для целей бухгалтерского учета).

Наиболее сложным в учете НКО является организация учета средств целевого финансирования.

В стандартной программе «1С. Бухгалтерия. 8.3» к счету 86 предусмотрены счета:

  • 86.01 «Целевое финансирование из бюджета»;
  • 86.02 «Прочее целевое финансирование и поступления» (субконто 1 «Назначение целевых средств», субконто 2 «Договоры», субконто 3 «Движение целевых средств»).

Однако такой детализации недостаточно.

То есть доходы, полученные от такой деятельности, учитываются на счетах 90 (например, выручка от оказания услуг) или 91 (проценты, начисленные на остаток денежных средств в банке). Полученная от коммерческой деятельности чистая прибыль включается в состав целевого финансирования.

К счету 86 «Целевое финансирование» должны быть открыты субсчета 1 порядка по видам финансирования (пожертвования, взносы учредителей и пр.), второго – по назначению целевых средств (для какого мероприятия, благотворительных целей предназначены средства) и т.д.

В части приобретенных основных средств следует учитывать, что по ним будет начисляться износ, а не амортизация (п.17 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. №26н).

Для учета доходов и расходов фонда в разрезе целевых мероприятий (программ) составляется смета доходов и расходов. Форма такой сметы законодательно не установлена, а поэтому НКО вправе разработать ее самостоятельно, закрепив в учетной политике.

Фрагмент учетной политики НКО в части раздельного учета расходов

«…Расходы административно-хозяйственного характера отражаются на счете 26 «общехозяйственные расходы» и распределяются ежемесячно по видам деятельности организации, а также по видам проектов, финансируемых за счет целевых средств.

Доля общехозяйственных затрат, относящаяся к осуществлению некоммерческих проектов, списывается с кредита счета 26 в дебет счета 86 «Целевое финансирование». Доля общехозяйственных затрат, распределенная на коммерческую деятельность списывается ежемесячно на финансовый результат в дебет счета 90 «Продажи».

При этом общехозяйственные расходы, относящиеся к некоммерческим проектам, распределяются в разрезе проектов пропорционально доле поступлений по соответствующему проекту в общей сумме средств целевого финансирования за отчетный период.

Прямые расходы, непосредственно связанные с осуществлением некоммерческой деятельности, отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» в разрезе некоммерческих мероприятий».

Учетная политика НКО

Учетная политика НКО

ТИПОВАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Некоммерческие организации, как и коммерческие фирмы, обязаны формировать свою учетную политику для целей ведения бухгалтерского и налогового учета.
На формирование учетной политики любой организации значительное влияние оказывает множество факторов: цели создания организации и ее организационно — правовая форма, масштабы, структура, вид осуществляемой деятельности, количество персонала и так далее.
Поскольку типовую учетную политику для всех существующих форм некоммерческих организаций представить трудно, то в настоящей статье мы рассмотрим учетную политику на примере садоводческого некоммерческого объединения граждан.

Вначале, отметим, что сейчас правовое регулирование деятельности садоводческих объединений осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) и нормами Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон N 66-ФЗ), согласно статье 1которого садоводческое некоммерческое объединение граждан представляет собой некоммерческую организацию, учрежденную гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства.
Однако уже с 01.01.2019 г. Закон N 66-ФЗ утратит силу в связи с вступлением в действие Федерального закона от 29.07.2017 г.

Учетная политика НКО на 2015-2016 годы — образец

N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 217-ФЗ).
Согласно указанному закону в России вместо организационно-правовых форм некоммерческих организаций (далее — НКО), установленных Законом N 66-ФЗ о садоводах, будут действовать только две формы НКО — садоводческие или огороднические товарищества, являющиеся, по сути, разновидностью товарищества собственников недвижимости, где форма и наименование товарищества определяются видом разрешенного использования земельных участков.
Согласно статье 50 ГК РФ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Причем создаваться они могут только в тех формах, которые прямо приведены в пункте 3 статьи 50 ГК РФ.
Так, согласно действующей редакции ГК РФ НКО могут создаваться в организационно-правовых формах:
• потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
• общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
• общественных движений;
• ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;
• товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
• казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
• общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
• фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
• учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
• автономных некоммерческих организаций;
• религиозных организаций;
• публично-правовых компаний;
• адвокатских палат;
• адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);
• государственных корпораций;
• нотариальных палат.
Перечень форм НКО является закрытым и не подлежит расширенному толкованию.

Читать еще:  Чем занимается Роспотребнадзор

Заметим, что согласно Закону N 66-ФЗ формами садоводческих объединений выступают (абзац пятый статьи 1 Закона N 66-ФЗ):
• садоводческое некоммерческое товарищество;
• садоводческий потребительский кооператив;
• садоводческое некоммерческое партнерство.
В то же время согласно ГК РФ, с 01.09.2014 г.

Организация, учетная политика и порядок ведения раздельного учета в целях расчёта налогов

Л.

Составляем учетную политику НКО для целей налогообложения

15 НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ СФЕРЫ

1. Организация, учетная политика и порядок ведения раздельного учета в целях расчёта налогов

2. Учётная политика некоммерческих организаций

В соответствии с Законом об НКО некоммерческие организации должны вести учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

При этом целœевые средства и доходы от предпринимательской деятельности учитываются раздельно.

Налоговый Кодекс РФ в понятие ʼʼраздельный учетʼʼ в разных ситуациях вкладывает разный смысл.

1. Раздельный учет операций в случае, в случае если налогоплательщиком осуществляется операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению НДС. По товарам, в т.ч. основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых НДС, так и освобожденных от данного налога операций, суммы входящего НДС принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для осуществления, подлежащих налогообложению операций. Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операций по реализации которых подлежат налогообложению, в общей стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных за налоговый период.

В аналогичном порядке ведется раздельный учет сумм налога плательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определœенных видов деятельности.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в т.ч. по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам, в т.ч. основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычеты не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организации (НДФЛ), не включаются.

2. Раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций.

3. Раздельный учет доходов и расходов.

4. Раздельный учет доходов.

5. Раздельный учет расходов.

Отсутствие раздельного учета влечет за собой неблагоприятные последствия – от налоговых санкций за нарушение налогового законодательства до ликвидации организации.

Конкретных указаний по организации и порядку ведения раздельного учета налоговые и иные органы не дают. Каждой организации, следует решать эту проблему самостоятельно. Вместе с тем существуют общие правила ведения бухгалтерского и налогового учета.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, налоговые и иные органы не вправе устанавливать обязательные формы документов налогового учета. Для целœевых средств, учет доходов и расходов которых ведется раздельно от сумм доходов и расходов от иной деятельности, ФНС РФ рекомендовало НКО ведение следующих регистров налогового учета: учет поступлений целœевых средств; учета расходования целœевых средств; учета целœевых средств, использованных не по целœевому назначению

Назначение раздельного учета — ϶ᴛᴏ формирование информации по определœенным объектам или направлениям деятельности организации. Основное требование к построению раздельного учета — ϶ᴛᴏ накопление данных и их систематизация на базе первичных учетных документов для получения сведений, необходимых при расчете определœенных показателœей.

Объекты раздельного учета выбираются исходя из целœей, ради которых он ведется – к примеру, при одновременном осуществлении НКО уставной и предпринимательской деятельности:

1. если в целях предпринимательской деятельности организация производит и (или) реализует продукцию, облагаемую и не облагаемую НДС (или облагаемую НДС по разным ставкам), необходим раздельный учет выручки от реализации; при производстве и (или) реализации продукции, не облагаемой НДС, для правильного списания НДС, уплаченного поставщикам, необходим еще и раздельный учет затрат;

2. если организация осуществляет и производственную, и торговую деятельность, крайне важно отдельно учитывать затраты на производство продукции, издержки обращения и обороты по реализации.

Осуществление раздельного учета возможно различными способами:

1. отражение соответствующих оборотов по реализации или затрат в бухгалтерских справках (удобно, в случае если осуществляется один вид предпринимательской деятельности);

2. отражение соответствующих оборотов по реализации или затрат в специальных регистрах аналитического учета;

3. отражение соответствующих оборотов на отдельных счетах бухгалтерского учета (удобно для крупных организаций);

Избранный способ ведения раздельного учета должен быть закреплен в учетной политике организации.

Учётная политика для целœей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации.

С 1 января 2011 года бюджетные учреждения не применяют порядок признания расходов, который был установлен ст. 321 НК РФ. Бюджетные и автономные учреждения обязаны вести налоговый учет в общем порядке.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете и положением по бухгалтерскому учету ʼʼУчётная политика организацииʼʼ, бухгалтерская служба обязана руководствоваться в своей деятельности учетной политикой, утвержденной руководителœем организации. В качестве базовых частей учетной политики утверждаются:

— рабочий план счетов бухгалтерского учета͵ содержащий синтетический и аналитический счета͵ необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с современными требованиями и полноты учета и отчетности;

— формы первичных документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— порядок инвентаризации активов и обязательств организации;

— способы оценки активов и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями;

— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Приказ по учетной политике издается не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Выбранная учетная политика считается применяемой НКО со дня государственной регистрации.

Согласно Закону о бухгалтерском учете, принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. ЕЕ изменение может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета. Изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

При составление приказа по учетной политике крайне важно обращать внимание на следующее.

1. В положении по учетной политике отражаются только те учетные процедуры, по которым в соответствии с действующем законодательством предусмотрены варианты. Процедуры, однозначно описанные в нормативных актах, в учетную политику не включаются.

2. Обильное цитирование нормативных актов в положении по учетной политике нецелœесообразно.

3. Варианты выбора методов учета по хозяйственным операциям, которые в деятельности организации ни разу не встречались к моменту подготовки приказа, также не следует включать в положение.

В противном случае может возникнуть ситуация, когда выбранные методы учета следует изменить или пересмотреть. Изменение учетной политики, кроме вышеописанных случаев, не допускаются, а дополнение приказа учетной политике не относятся к изменениям учетной политике.

4. Варианты учета для целœей налогообложения бывают включены как отдельный раздел или утверждены отдельными приказами. К элементам налоговой политики, относятся порядок учета выручку для целœей налогообложения, порядок уплаты налога на прибыль, формы регистров налогового учета целœевых поступлений в целях налога на прибыль и др.

5. Утверждать учетную политику на каждый календарный год не целœесообразно. Имеет смысл это делать, только в случае, в случае если накопилось большое количество новшеств и (или) изменений.

6. Сдавать учетную политику в налоговые органы законодательство не требует. Рекомендуется представлять копию приказа об учетной политике в налоговый орган только по его требованию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector