Учет расходов на участие в тендере

Учет расходов на участие в тендере

Бухгалтерский учет обеспечения участия в электронных торгах

Торги – одна из эффективных форм заключения сделок, которой гарантируются их максимальная прозрачность и максимальная выгода для обеих сторон. Это касается как организаторов, так и участников. В некоторых случаях договор можно заключить только через участие в процедуре закупки посредством торгов, например, если речь идет о покупателях: МУП, госучреждениях, госкорпорациях.

Современные торги проводятся в удобной электронной форме на сетевых электронных площадках. Нет необходимости покидать офис, чтобы отслеживать торги и их результат. Перед бухгалтером компании в первую очередь возникает вопрос, как учесть суммы, обеспечивающие участие в электронной торговой процедуре: аукционе или конкурсе.

Электронные торги и их обеспечение

ГК РФ, в частности ст. 447-1, позволяет заключать договор купли-продажи, арендный договор, договор подряда, оказания услуг на торгах. Торги с участием государственных организаций и МУП регулируются ФЗ №44 от 05-04-2013 г., рядом других нормативных актов.

Торги в форме аукциона предполагают, что победит предложивший максимальную цену, а начинаются торги с начальной минимальной цены, указанной в объявлении. Участники аукциона постепенно повышают цену лота, пока не выявится победитель. Торги, организованные как конкурс, выигрывает участник, предложивший наилучшие условия. В объявлении указывается максимально возможная цена. Конкурс проводится при участии конкурсной комиссии, сформированной заранее. Участники конкурса представляют комиссии индивидуальные проекты, выбирается наиболее экономичный и креативный.

Заявка, участвующая в торгах, должна быть обеспечена. Обеспечительная сумма для организатора торгов является гарантией участия в них. Размер суммы определяет организатор.

Конкурсы и аукционы обеспечиваются(по тексту ФЗ №44 ст. 44):

  • банковской гарантией;
  • денежными средствами.

При проведении торгов на электронной площадке блокируется лицевой счет участника и денежные средства на нем. В рамках госзакупок, согласно ФЗ №44, спецсчета открываются не на электронной площадке, а в банке. Перечень банков определен распоряжением Прав-ва №1451-р от 13-07-18 г.

Возврат обеспечительной суммы происходит в следующих случаях:

  • по итогам конкурса или аукциона участник не признан победителем;
  • торги отменены по инициативе контролирующего органа, организатора;
  • участник принял решение не участвовать в них, либо снят с торгов, оказался единственным поставщиком, например, при проведении госзакупки.

Если участник признан победителем торгов, но отказывается заключать договор, который был предметом торгов, обеспечительный платеж не возвращается.

Вопрос: Казахстанская организация предоставляет российской организации возможность участия в электронных торгах. Относятся ли указанные услуги к услугам в электронной форме в соответствии со ст. 174.2 НК РФ? Возникают ли у российской организации обязанности налогового агента по НДС?
Посмотреть ответ

Бухгалтерский учет обеспечительных платежей

Обеспечительные платежи отражаются в бухгалтерском учете с использованием счета 76, к которому рекомендуется открыть субсчет «закупки». Сумма обеспечения одновременно отражается на забалансовом счете 009. Расходы на использование электронной площадки могут отражаться по счетам 20, 26, 44 и т.д.

  • Дт 76 Кт 51 — перечислен обеспечительный платеж.
  • Дт 009 — зафиксирована сумма обеспечения.
  • Дт 51 Кт 76 — возвращен обеспечительный платеж.
  • Кт 009 — списана сумма обеспечения.

Если при учете обеспечительных платежей используются специальные банковские счета, целесообразно формировать проводки с участием счета 55. Многие организации – участники электронных торгов используют этот счет БУ и при работе непосредственно с лицевым счетом электронной площадки.

  • Дт 55-св. Кт 51 — перечисление средств на спецсчет (лицевой счет).
  • Дт 55-бл. Кт 55-св — блокировка средств в сумме обеспечительного платежа по заявке.
  • Дт 009 — зафиксирована сумма обеспечения.
  • Дт 55-св Кт 55-бл. — разблокирован обеспечительный платеж.
  • Кт 009 — списана сумма обеспечения.
  • Дт 51 Кт 55 — переведены средства на расчетный счет.

К счету 55 могут быть открыты субсчета «электронная площадка», «торги» и др. При формировании внутренних проводок с помощью субсчетов разделяют заблокированные средства и свободные средства.

Если победитель не желает исполнять свои обязанности, избегает заключения договора, денежное обеспечение переходит заказчику — Дт 91-2 Кт 55 (76). При этом, если имела место банковская гарантия, делается внутренняя проводка Дт 76 (заказчик) Кт 76 (банк) – задолженность гасится банком, а затем победитель расплачивается с ним: Дт 76 (банк) Кт 51.

Затраты по обеспечению электронных торгов

В широком смысле обеспечение участия в торгах на электронных площадках не ограничивается только обеспечительным платежом как таковым. Фирма несет необходимые затраты, без которых участие в торгах невозможно. Их необходимо корректно отражать в бухгалтерском учете, руководствуясь также нормами НК РФ.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся корреспонденции счетов. Услуги электронной площадки как затраты, связанные с подготовкой торгов, в целях НУ можно принимать к вычету по НДС, если имеется счет-фактура и соблюдаются положения ст. 172 НК РФ. На основании банковских документов, акта и счета-фактуры от электронного оператора делаются бухгалтерские проводки:

  • Дт 76 (60) Кт 55 – электронная площадка сняла сумму за услуги.
  • Дт 26 (20, 44 и др.) Кт 76 (60) – сумма услуг эл. площадки (без НДС).
  • Дт 19 Кт 76 (60) – зафиксирован НДС на сумму услуг эл. площадки.

По налогу на прибыль организаторы относят такие расходы к прочим, связанным с производством и реализацией, по видам (ст. 264 НК РФ). В БУ делается запись Дт 91-2 Кт 60 (76).

Банковская гарантия, как один из видов обеспечения торгов, носит возмездный характер. Комиссия отражается проводками:

  • Дт 91-2 Кт 76 (60) – зафиксирована банковская комиссия.
  • Дт 76 (60) Кт 51 – оплачена с расчетного счета банковская комиссия.

На заметку! Внесение обеспечительного платежа не учитывается в целях НУ, в доходах и расходах в расчетах базы по налогу на прибыль, НДС до тех пор, пока не определится победитель. Тогда он может получить вычет по НДС, если сумма является предоплатой (оплатой) за участие в конкурсе и предметом торгов было заключение договора. Аналогичный принцип действует при расчете налога на прибыль.

Приобретение ЭЦП отражается по Дт 97, с кредита счетов расчетов с поставщиками. При этом носитель, диск, если он выделен в документации, сразу списывается в затраты — Дт 20,26, 44 и т.п. Кт 60 (76). Электронный ключ, сертификат, стоимость гарантийного обслуживания списываются равномерно, в течение всего срока, пока будет использоваться ключ (как правило, год) — Дт 20,26,44 и т.п. Кт 97.

Как учесть в целях налога при УСН расходы на вознаграждение оператора торговой площадки аукциона и электронных торгов и оплату услуг по документальному сопровождению участия в закупках?

Учтем расходы на тендер

Лилия Изотова,
журнал «Расчет»

Сегодня для того, чтобы заключить выгодный контракт или получить заказ, многие компании участвуют в конкурсных торгах, или тендерах. Такая практика стала нормой не только для крупных, но также для средних и небольших организаций. В связи с этим у бухгалтера фирмы-конкурсанта неизбежно возникает необходимость учета затрат, связанных с тендером. Однако знание нужных законов поможет решить эту задачу легко.

Все на конкурс

Несмотря на то, что в бизнесе понятие «тендер» встречается повсеместно, российскими законами оно не определено. Впрочем, найти трактовку этого термина можно в экономическом словаре. Там указано, что тендер — это «. конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности». Отметим, что данное слово пришло в русский язык из английского. В буквальном переводе оно означает «торг» или «конкурс».

Участником тендера может стать практически любая фирма, которая заинтересуется конкурсом и обратится к его организаторам с коммерческим предложением. Кроме этого, для участия в торгах компании придется оплатить сбор, приобрести тендерную документацию, оформить банковскую гарантию, внести задаток и исполнить ряд других требований. Выполнение этих условий обязательно для допуска к конкурсу. Причем величина трат одинакова для всех и не зависит от результатов тендера. Однако для целей бухгалтерского и налогового учета понесенных затрат факт выигрыша имеет первостепенное значение. В случае победы расходы, понесенные в связи с участием в тендере, бесспорно можно будет признать экономически оправданными и «произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода». А как же учесть затраты, если торг проигран, и контракт заключен не будет?

Затраты признать можно

В бухгалтерском учете до тех пор, пока результаты конкурса не станут известны, все затраты, связанные с тендерными торгами, относят к будущему. Их отражают на счете 97 «Расходы будущих периодов» (п. 65 положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н). Затем, в месяце объявления о проигрыше компании, расходы списывают с кредита счета 97 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» (пп. 11, 19 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н). Кстати, если фирма выиграет тендер, то затраты на участие в торгах перейдут в категорию расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). В этом случае порядок их списания со счета 97 каждая фирма устанавливает самостоятельно в соответствии со своей учетной политикой.

В налоговом учете у организации, которая выиграла конкурс, проблем с учетом затрат при расчете налога на прибыль не возникнет. Расходы на участие в тендере будут признаны прочими расходами, связанными с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК). А вот в случае неудачи на торгах еще совсем недавно вопрос решался не в пользу налогоплательщиков. Чиновники из Минфина и налоговики настаивали на том, что учесть затраты на проигранный тендер нельзя. Аргументация их звучала так: поскольку расходы на участие в конкурсе, который был проигран, не приводят к получению дохода, то не выполняется одно из условий признания расходов, установленных статьей 252 Налогового кодекса. Таким образом, «. не представляется возможным признание этих расходов в целях налогообложения прибыли организации» (письмо Минфина от 21 января 2004 г. № 04-02-05/3/1, письмо УМНС по г. Москве от 22 марта 2005 г. № 20-12/19398). Однако руководители компаний рассуждали по-другому: проигрыш тендера не означает, что расходы изначально не были направлены на получение дохода, следовательно, такие затраты можно рассматривать как экономически оправданные.

Читать еще:  Что такое хороший руководитель?

На сегодняшний день как специалисты финансового ведомства, так и представители налоговой службы поменяли свое мнение по данному вопросу и согласились с налогоплательщиками. Теперь «расходы организации, связанные с участием в тендерных торгах, которые проиграны, могут быть признаны для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов» (письмо Минфина от 16 января 2008 г. № 03-03-06/1/7, письмо УФНС по г. Москве от 27 января 2006 г. № 20-12/5557). Правда, для этого необходимо выполнить несколько условий. Во-первых, тематика конкурса должна соответствовать направлениям основной деятельности фирмы. Во-вторых, расходы должны быть понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами тендера к участникам, и не возвращаться при проигрыше. В-третьих, затраты и факт участия в конкурсе должны быть подтверждены документально.

Кроме расходов при учете конкурсных торгов, бухгалтеру зачастую приходится учитывать и доходы. Дело в том, что при проигрыше часть потраченных сумм организаторы тендера могут вернуть неудачливому участнику.

ссылка на закон

Для участия в тендере необходимо представить его организаторам учредительные документы, заверенные нотариусом. Сумму, истраченную на оплату данных услуг, можно учесть при расчете налога на прибыль. Дело в том, что «плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление» считается прочим расходом, связанным с производством и реализацией. При этом такие затраты принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК).

Доходы учесть придется

Итак, если участнику тендера возвращается часть оплаты за участие в конкурсе, то эта сумма и в бухгалтерском, и в налоговом учете должна быть учтена как внереализационный доход (п. 8 ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 32н; письмо Минфина от 7 ноября 2005 г. № 03-11-04/2/109). Правда, напрямую такая категория в статье 250 Налогового кодекса не поименована. Несмотря на это, чиновники настаивают на включение в доходы налогоплательщика этих сумм.

«Аналогичные выводы содержит, например, Постановление ФАС Московского округа от 16 августа 2006 г. № КА-А40/7011-06 — платежи по договору, который впоследствии был признан недействительным, подлежат восстановлению путем включения их в доходы налогоплательщика», — сообщает генеральный директор ООО «Финстатус» Алла Боброва.

Исключение из этого правила только одно — учет задатка.

Задаток участники тендера вносят «в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов» (п. 4 ст. 448 ГК). Он возвращается фирме, если торги не состоялись, или участник проиграл их. При этом предназначен он «. для определения серьезности намерения участника торгов участвовать в торгах и для побуждения стороны заключить договор в будущем» (из постановления ФАС Центрального округа от 28 февраля 2007 г. № А48-2962/06-4). Внесенный участником тендера задаток не считается расходом, а при его возврате не возникает дохода ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете (п. 2 ПБУ 9/99, п. 2 ПБУ 10/99, п. 32 ст. 270 НК, п. 1 ст. 248 НК). Но если фирма нарушит правила и откажется участвовать в конкурсе, то обратно задаток она не получит. Тогда его придется списать за счет собственных средств компании.

Таким образом, можно прийти к следующему выводу: если все условия обоснования затрат были выполнены, особых проблем с учетом тендеров возникать не должно, даже если конкурс выиграть не удалось.

ссылка на закон

Организации, применяющие упрощенный режим, не могут уменьшить величину доходов на расходы, связанные с участием в тендере. Дело в том, что подобные затраты не входят в перечень расходов, указанный в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса (письмо Минфина от 2 июля 2007 г. № 03-11-04/2/173). А вот сельскохозяйственным товаропроизводителям повезло больше. С начала прошлого года они «вправе уменьшать доходы на расходы, связанные с участием в открытых или закрытых торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при размещении заказов на поставку сельскохозяйственной продукции» (п. 2 ст. 346.5 НК, письмо Минфина от 12 декабря 2006 г. № 03-11-04/1/25).

Можно ли учесть в расходах организации, находящейся на УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», затраты, связанные с участием в электронных торгах?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Согласно официальной позиции, организация не может учесть в расходах, уменьшающих доходы при УСН, затраты, связанные с участием в электронных торгах, так как это напрямую не следует из нормы п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Одновременно существует судебное решение в пользу налогоплательщика. Поэтому возможность признания расходов зависит от конкретной ситуации и готовности организации к налоговому спору.

Обоснование позиции:
Если объектом налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (далее — Налог), являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая база определяется как денежное выражение доходов, уменьшенное на величину расходов (п.п. 1 и 2 ст. 346.18 НК РФ).
При этом налогоплательщики учитывают расходы в порядке, который установлен положениями ст. 346.16 НК РФ.
Так, при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Как неоднократно разъясняли финансовое и налоговое ведомства, налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы могут учитывать расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. При этом данный перечень расходов носит закрытый характер (смотрите, например, письма Минфина России от 20.01.2014 N 03-11-06/2/1478, от 13.02.2015 N 03-11-06/2/6557, от 07.05.2015 N 03-11-03/2/26501, УФНС России по г. Москве от 03.08.2011 N 16-15/075976@).
Ссылаясь на это обстоятельство, Минфин России в письме от 02.07.2007 N 03-11-04/2/173 приходит к выводу, что расходы, связанные с участием организации в конкурсных торгах (тендерах) на право заключения контрактов и договоров, не должны учитываться при исчислении Налога.
Финансисты также поясняли, что, поскольку оплата права на заключение договора купли-продажи, в которую включается задаток, внесенный за участие в аукционе, не предусмотрена ст. 346.16 НК РФ, данные платежи не могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (письмо Минфина России от 27.12.2007 N 03-11-05/317).
О том, что расходы на подготовку документации и уплату сбора, связанные с участием в конкурсных торгах, не учитываются организацией на УСН, Минфин России заявил в письме от 13.05.2009 N 03-11-06/2/85. Это же мнение высказали и представители налоговых органов (смотрите материал: Вопрос: Мы выиграли конкурс в сфере ЖКХ, получили акт и счет на оплату за участие в открытом аукционе в электронной форме. Можно ли включить в расходы данную сумму? Применяем УСН с объектом доходы минус расходы («Упрощенка», N 3, март 2014 г.)). Подтверждает эту позицию и письмо от 08.08.2014 N 03-11-11/39673, в котором Минфин России указывает, что расходы, связанные с участием в электронных конкурсных и аукционных торгах, в вышеуказанный перечень расходов не включены.
Таким образом, руководствуясь официальной позицией, организация не должна учитывать в расходах, уменьшающих доходы при УСН, затраты, связанные с участием в электронных торгах, поскольку это напрямую не следует из нормы п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
В этой связи можно привести письмо Минфина России от 31.08.2006 N 03-11-04/2/180, в котором говорится, что невозможность учесть расходы, не входящие в перечень, предусмотренный ст. 346.16 НК РФ, компенсируется для налогоплательщиков тем, что глава 26.2 НК РФ является более благоприятным режимом налогообложения, так как налоговая нагрузка в данном случае снижается по сравнению с общим режимом налогообложения более чем в два раза.
С другой стороны, мы полагаем, что при участии в электронных торгах расходы на подготовку документации в определенной части (например, если при этом были задействованы работники организации) могут быть квалифицированы в качестве расходов на оплату труда и учтены при определении налоговой базы по Налогу на основании пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Если отдельно оплачиваются услуги по правовой экспертизе условий аукциона или условий госконтракта, которые произведены силами стороннего юриста, то такие расходы могут учитываться как юридические услуги на основании пп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ полученные доходы могут быть также уменьшены на расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, следовательно, организация вправе учесть расходы по доставке конкурсной документации, если доставка осуществляется почтой.
Также пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусмотрена возможность признания в составе затрат расходов, связанных с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). Эту норму мы полагаем возможным применить, если, например, для участия в электронных торгах приобретено соответствующее программное обеспечение.
В то же время в письме от 08.08.2014 N 03-11-11/39673 Минфин России конкретизировал, что расходы на электронную цифровую подпись, покупку услуг удостоверяющего электронную цифровую подпись центра и предоставление сертификата ключа электронной цифровой подписи, произведенные для участия в электронных торгах, не учитываются в составе расходов при определении налоговой базы по Налогу.
Тем не менее затраты на участие в электронных торгах могут представлять собой совокупность иных расходов, в том числе поименованных в предусмотренном нормой п. 1 ст. 346.16 НК РФ перечне. В том случае, если деление на отдельные составляющие может быть документально подтверждено, мы полагаем целесообразным рассмотреть указанные в вопросе затраты на предмет возможности учёта по основаниям, предусмотренным в данном перечне.
Представляется необходимым обратить внимание на мнение, выраженное в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.10.2014 N Ф07-6057/14 по делу N А13-9590/2013. Не поддержав выводы судов предыдущих инстанций (решения были вынесены в пользу налогового органа), судьи указали на следующее. Согласно пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий УСН, уменьшает полученные доходы на величину материальных расходов. Перечень материальных расходов приведен в ст. 254 НК РФ и в том числе содержит пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ. Данный перечень материальных расходов является открытым. Предприятие производило перечисление денежных средств для обеспечения заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме на право заключить контракты. Налогоплательщик является специализированной организацией, оказывающей социально значимые услуги по контрактам, заключенным на основании проведенных открытых аукционов. Расходы на участие в аукционе являются частью производственного процесса, направлены на ведение хозяйственной деятельности для получения дохода, в связи с чем подлежат отнесению к расходам согласно положениям ст. 346.16 и ст. 254 НК РФ, поскольку отвечают требованиям, предусмотренным ст. 252 НК РФ.
Таким образом, возможность признания расходов зависит от конкретной ситуации и готовности организации к налоговому спору.

Читать еще:  Инвентаризация задолженности

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

Торги: расходы на участие в них

В последнее время все больше крупных организаций стали прибегать к участию в торгах. Причем с их помощью товары, работы, услуги можно не только купить, но и продать. А государственные и муниципальные предприятия вообще не могут ни купить, ни продать без проведения таковых. В свою очередь сторона, участвующая в торгах (покупатель либо продавец), зачастую несет ряд определенных расходов на участие в них (расходы на уплату сбора за участие в торгах, приобретение конкурсной документации, получение гарантии, проведение маркетинговых исследований как этап подготовки к проведению тендера и т.д.).

У бухгалтера в свою очередь возникают логичные вопросы — что с такими расходами делать, можно ли их учитывать, а если можно, то как? Ведь вполне возможно, что, израсходовав определенную сумму на участие в торгах, фирма их проиграет. Итак, для начала давайте разберемся, что такое торги и какие они бывают.

В соответствии со #M12293 0 9027690 0 0 0 0 0 0 0 396100383 ст. 447 Гражданского кодекса РФ #S договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

В свою очередь, согласно #M12293 1 9027690 0 0 0 0 0 0 0 396100383 п. 4 ст. 447 ГК РФ #S торги проводятся в форме аукциона либо конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Таким образом, торги — это традиционная, широко распространенная форма торговли, при которой заключению торговой сделки между продавцом и покупателем предшествуют переговоры в виде торга по поводу цены товара.

В итоге продавцы и покупатели заключают торговые сделки между собой на условиях, которые представляются каждой из сторон выгодными, либо сделка оказывается несостоявшейся.

Благодаря торгам реализуется принцип конкурсных начал в торговле, поскольку каждая из торгующих сторон, если только она не представлена в единственном лице, участвует в конкурсе на лучшую продажу или покупку.

Даже при наличии одного продавца и покупателя при торге происходит своеобразный конкурс между ними за установление выгодной цены или других условий продажи товара. Причем, как уже отмечалось выше, обязанность проведения публичных торгов в определенных случаях предусмотрена законом (допустим, #M12291 901941785 Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» #S ).

Участником торгов может стать практически любая фирма, которая заинтересуется ими и обратится к его организаторам с коммерческим предложением. Однако для участия в торгах компании придется:

— приобрести тендерную документацию;

— оформить банковскую гарантию;

— внести задаток ( #M12293 0 9027690 0 0 0 0 0 0 0 396821286 п. 4 ст. 448 ГК РФ #S );

— исполнить ряд других требований (письма Минфина России от 07.11.2005 N 03-11-04/2/109 и #M12293 1 901957783 1940889366 1621324542 2851215321 2005302996 3079987330 3154 24883 3033704639 от 31.10.2005 N 03-03-02/121 #S ).

Обращаем внимание на то, что выполнение этих условий обязательно для допуска к торгам. Причем величина затрат одинакова для всех и не зависит от результатов торгов.

В целях бухгалтерского учета понесенные на участие в торгах расходы, по сути, являются ни чем иным как авансом, в связи с чем они подлежат отражению на счете 76 до момента окончания торгов и оглашения итогового решения.

Затем в месяце объявления результата кредитовое сальдо счета 76 списывается либо как расходы по обычным видам деятельности (счет 20, 25, 26, 08, 10, 41 и др.) — выигрышный вариант, либо в результате проигрыша компании расходы списывают с кредита счета 76 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» (пп. 11, 19 ПБУ 10/99, утв. #M12291 901735798 приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н #S , Инструкция по применению Плана счетов, утв. #M12291 901774800 приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н #S ).

ООО «Ветер перемен» участвует в торгах на приобретение производственного здания. По условиям проведения торгов, участники должны оплатить задаток для участия в конкурсе, разработать проект по участию.

В учете компании необходимо будет сделать следующие бухгалтерские записи.

На дату выплаты задатка:

Д-т 76 К-т 51 — выплачена сумма на участие в торгах.

В периоде подготовки к торгам:

Д-т 76 «Торги» К-т 60/76 — приобретены услуги по созданию проекта, участию в торгах (если такие услуги приобретаются);

Д-т 19 «Торги» К-т 60/76 — отражен НДС по приобретенным услугам;

Д-т 68 «Торги» К-т 19 — принят к вычету НДС по приобретенным услугам;

Д-т 76 «Торги» К-т 10/41/43/70 — создан проект участия в торгах (если создается самостоятельно).

На дату объявления результатов торгов, если торги проиграны:

Д-т 51 К-т 76 — получен возвращенный задаток;

Д-т 91-2 К-т 76 «Торговля» — списаны расходы на подготовку к торгам.

На дату объявления результатов торгов, если торги выиграны:

Д-т 60 К-т 76 — выплаченный ранее задаток учтен в качестве предоплаты (оплаты за участие в конкурсе) без учета НДС;

Д-т 08 К-т 76 — списаны затраты по подготовке к торгам.

Что касается налогового учета, то при положительном для компании окончании торгов все абсолютно ясно и прозрачно. Ведь в случае победы расходы, понесенные в связи с участием в торгах, бесспорно можно будет признать экономически оправданными и «произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода». Расходы на участие в торгах будут признаны прочими, связанными с производством и реализацией ( #M12293 0 901765862 0 0 0 0 0 0 0 346227452 подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ #S ).

А вот в случае неудачи на торгах ситуация хоть и положительная, но не такая безоблачная. А дело все в том, что ранее Минфин России и налоговые органы считали, что учесть затраты на проигранный тендер нельзя. Аргументация их звучала так: поскольку расходы на участие в конкурсе, который был проигран, не приводят к получению дохода, то не выполняется одно из условий признания расходов, установленных #M12293 1 901765862 0 0 0 0 0 0 0 345834237 ст. 252 НК РФ #S .

Таким образом, «. не представляется возможным признание этих расходов в целях налогообложения прибыли организации» (письма Минфина России от 21.01.2004 N 04-02-05/3/1, УФНС России по г. Москве от 22.03.2005 N 20-12/19398).

Конечно же, в такой ситуации суды поддерживали налогоплательщиков, ведь проигрыш тендера не означает, что расходы изначально не были направлены на получение дохода, следовательно, такие затраты можно рассматривать как экономически оправданные (постановления ФАС Уральского округа от 17.06.2004 N Ф09-2441/04-АК, ФАС Северо-Западного округа от 21.11.2005 N А44-1354/2005-15, ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.10.2004 по делу N А19-2575/04-33-Ф02-4074/04-С1).

Радует то, что в настоящее время как специалисты финансового ведомства, так и представители налоговой службы поменяли свое мнение по данному вопросу и согласились с налогоплательщиками. Теперь «расходы организации, связанные с участием в тендерных торгах, которые проиграны, могут быть признаны для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов» (письма Минфина России от 16.01.2008 N 03-03-06/1/7 и УФНС России по г. Москве от 27.01.2006 N 20-12/5557).

Однако следует обратить внимание на то, что для принятия расходов на участие в торгах помимо прочего должны быть выполнены следующие условия:

— расходы должны быть понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов участникам торгов (в частности, к таким расходам могут быть отнесены расходы на уплату сбора за участие в конкурсе, на приобретение тендерной, банковской гарантии);

Налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе учитывать при определении налоговой базы по налогу расходы на подготовку документации и уплату сбора, связанные с участием в конкурсных торгах на поставку (реализацию) товаров.

— затраты и факт участия в торгах должны быть подтверждены документально;

— тематика конкурса должна соответствовать направлениям основной деятельности фирмы. Иными словами, компания, основная деятельность которой напрямую не связана с деятельностью, представленной в конкурсной заявке, также не может учитывать расходы в налогообложении прибыли. Данная позиция обоснована в письме Минфина России от 24.07.2006 N 03-03-04/2/179;

— расходы должны быть понесены фактически. Иначе говоря, если участие в конкурсе было платным и участник должен был заплатить задаток, при проигрыше юридическому лицу организаторы возвращают задаток за участие. Таким образом, фактически компания расходов не понесла, поэтому включать их в расчет налогооблагаемой прибыли нельзя. Эта позиция обоснована в #M12291 901957783 письме Минфина России от 31.10.2005 N 03-03-02/121 #S .

Хотелось бы также отметить, что в любом случае (выигрыш, проигрыш) не смогут учесть расходы на участие в торгах организации, применяющие упрощенную систему налогообложения.

А дело в том, что Перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы налогоплательщиками, применяющими УСН и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, установлен #M12293 0 901765862 0 0 0 0 0 0 0 398263088 п. 1 ст. 346.16 НК РФ #S .

В свою очередь расходы, связанные с участием в конкурсных торгах, в вышеуказанный перечень расходов не включены. Исходя из этого налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе учитывать при определении налоговой базы по налогу расходы на подготовку документации и уплату сбора, связанные с участием в конкурсных торгах на поставку (реализацию) товаров (письма Минфина России от 13.05.2009 N 03-11-06/2/85 и от 02.07.2007 N 03-11-04/2/173).

Учет расходов на участие в тендере

Для покупки или продажи товаров либо услуг компании зачастую обращаются к тендерам. При этом предполагаются определенные расходы на оформление и подачу заявок. Но если у частной фирмы есть еще шансы найти то, что им требуется каким-либо другим способом, то государственные компании по умолчанию не имеют иной возможности осуществить поиск закупок, что официально зафиксировано законодательством.

Читать еще:  Учредители некоммерческой организации

Участие в тендере как потенциальных покупателей, так и продавцов сопровождается затратами

независимо от того, каким будет результат торгов. И все они требуют бухгалтерского сопровождения.

Расходы на организацию тендера

Фактическим устроителем тендера является заказчик, по чьей инициативе он проводится. Организация тендера предполагает участие в нем не только продавцов и покупателей услуг или товаров, но и независимых специалистов: тендерного комитета и собственно организатора торгов – юридического лица, имеющего соответствующую лицензию и выполняющего функции посредника между заказчиком и претендентами.

Заказчик может организовывать торги самостоятельно, но в этом случае он должен получить лицензию на осуществление такой деятельности.

Организатор подготавливает документацию, а также занимается всеми вопросами относительно оповещения о проведении соответствующего тендера: размещением объявлений в СМИ, рассылкой приглашений. В обязанности организатора также входит формирование комитета, предоставление документации участникам и оглашение результатов.

Если этими вопросами занимается приглашенная организация, то все ее расходы оплачиваются заказчиком.

На случай, если организатор откажется от проведения торгов, законом предусмотрены крайние сроки оповещения об этом участвующих в них организаций и условия возмещения расходов. Если торги предполагается проводить в виде конкурса, то о факте отказа участники должны быть проинформированы не позднее 30-ти дней до предусмотренной даты. В случае торгов в форме аукциона, организатор обязан оповестить об отказе от их проведения хотя бы за 3 дня до их начала. При нарушении этих сроков он обязан выплатить участникам сумму ущерба. Если должны были проводиться закрытые торги, т.е. торги, в которых участвуют только заранее отобранные организатором претенденты, ущерб возмещается в любом случае.

Предусмотрено возвращение суммы задатка, внесенного при подаче заявки на участие, проигравшим участникам тендера. Внесенный задаток не считается доходом устроителя и, соответственно, налогом не облагается. Одновременно, возврат суммы задатка проигравшим организациям не считается расходом и при расчете НДС не учитывается.

Задаток на участие в тендере, который был внесен победителем, относится к предоплате закупки или оплате участия в конкурсе (если целью конкурса являлось подписание договора). В первом случае он не относится к доходам и не облагается НДС. Во втором случае сумма задатка является внереализационным доходом и подлежит обложению НДС.

Средства, затраченные на подготовку торгов, принимаются к вычету НДС, если сопровождаются счетами-фактурами, и относятся к прочим расходам.

Если тендер не был результативен, они также могут приниматься к вычету НДС.

Все материальные операции в процессе торгов должным образом отражаются в документах бухучета.

До объявления результата

До момента объявления результатов бухгалтерский учет всех операций с денежными средствами происходит следующим образом.

В бухгалтерской документации до объявления результата торгов задатки, полученные от участников, проходят по счету 51 «Расчетные счета».

Расходы на закупку оборудования и оплату услуг, связанные непосредственно с проведением торгов, а также НДС по ним фиксируются по Дт 91, субсчет 2.

НДС по расходам на покупку товаров и услуг для проведения торгов относят к «НДС по приобретенным ценностям», а вычеты – к расчетам по сборам и налогами.

Задатки отражаются в счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Закупки на устроение торгов, а также НДС по ним фиксируются в счете 76 или 60 («Расчеты с поставщиками и подрядчиками»).

Вычеты НДС проходят по Кт 19.

После объявления результата

С момента объявления результатов бухгалтерский учет всех операций с денежными средствами происходит следующим образом.

Возвращение задатков проигравшим, отнесение задатка победителя к предоплате и начисление НДС отражаются по Дт счета 76.

Все операции со средствами оформляются следующим образом:

Задаток победителя, отнесенный в счет предоплаты, отражается в счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Задаток победителя, отнесенный к оплате участия в тендере, проводится по счету 60.

Возвращение задатков остальным участникам заносится в расчетные счета (Кт 51).

НДС с предоплаты проходит по счету 68, субсчет «Расчеты по НДС».

Организация торгов и их учет может и нельзя назвать простым делом, но именно подобные мероприятия дают реальный шанс предприятиию быстро найти те закупки или того заказчика, которые соответствуют всем целям, поставленным на сегодняшний день.

Расходы на тендер, как учесть

В бухгалтерском учете до тех пор, пока результаты конкурса не станут известны, все затраты, связанные с тендерными торгами, относят к будущему. Их отражают на счете 97 «Расходы будущих периодов» (п. 65 положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н). Затем, в месяце объявления о проигрыше компании, расходы списывают с кредита счета 97 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» (пп. 11, 19 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н). Кстати, если фирма выиграет тендер, то затраты на участие в торгах перейдут в категорию расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). В этом случае порядок их списания со счета 97 каждая фирма устанавливает самостоятельно в соответствии со своей учетной политикой.
В налоговом учете у организации, которая выиграла конкурс, проблем с учетом затрат при расчете налога на прибыль не возникнет. Расходы на участие в тендере будут признаны прочими расходами, связанными с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК). А вот в случае неудачи на торгах еще совсем недавно вопрос решался не в пользу налогоплательщиков. Чиновники из Минфина и налоговики настаивали на том, что учесть затраты на проигранный тендер нельзя. Аргументация их звучала так: поскольку расходы на участие в конкурсе, который был проигран, не приводят к получению дохода, то не выполняется одно из условий признания расходов, установленных статьей 252 Налогового кодекса. Таким образом, «. не представляется возможным признание этих расходов в целях налогообложения прибыли организации» (письмо Минфина от 21 января 2004 г. № 04-02-05/3/1, письмо УМНС по г. Москве от 22 марта 2005 г. № 20-12/19398). Однако руководители компаний рассуждали по-другому: проигрыш тендера не означает, что расходы изначально не были направлены на получение дохода, следовательно, такие затраты можно рассматривать как экономически оправданные.
На сегодняшний день как специалисты финансового ведомства, так и представители налоговой службы поменяли свое мнение по данному вопросу и согласились с налогоплательщиками. Теперь «расходы организации, связанные с участием в тендерных торгах, которые проиграны, могут быть признаны для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов» (письмо Минфина от 16 января 2008 г. № 03-03-06/1/7, письмо УФНС по г. Москве от 27 января 2006 г. № 20-12/5557). Правда, для этого необходимо выполнить несколько условий. Во-первых, тематика конкурса должна соответствовать направлениям основной деятельности фирмы. Во-вторых, расходы должны быть понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами тендера к участникам, и не возвращаться при проигрыше. В-третьих, затраты и факт участия в конкурсе должны быть подтверждены документально.
Кроме расходов при учете конкурсных торгов, бухгалтеру зачастую приходится учитывать и доходы. Дело в том, что при проигрыше часть потраченных сумм организаторы тендера могут вернуть неудачливому участнику.

ссылка на закон
Для участия в тендере необходимо представить его организаторам учредительные документы, заверенные нотариусом. Сумму, истраченную на оплату данных услуг, можно учесть при расчете налога на прибыль. Дело в том, что «плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление» считается прочим расходом, связанным с производством и реализацией. При этом такие затраты принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК).

Доходы учесть придется
Итак, если участнику тендера возвращается часть оплаты за участие в конкурсе, то эта сумма и в бухгалтерском, и в налоговом учете должна быть учтена как внереализационный доход (п. 8 ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 32н; письмо Минфина от 7 ноября 2005 г. № 03-11-04/2/109). Правда, напрямую такая категория в статье 250 Налогового кодекса не поименована. Несмотря на это, чиновники настаивают на включение в доходы налогоплательщика этих сумм.
«Аналогичные выводы содержит, например, Постановление ФАС Московского округа от 16 августа 2006 г. № КА-А40/7011-06 — платежи по договору, который впоследствии был признан недействительным, подлежат восстановлению путем включения их в доходы налогоплательщика», — сообщает генеральный директор ООО «Финстатус» Алла Боброва.
Исключение из этого правила только одно — учет задатка.
Задаток участники тендера вносят «в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов» (п. 4 ст. 448 ГК). Он возвращается фирме, если торги не состоялись, или участник проиграл их. При этом предназначен он «. для определения серьезности намерения участника торгов участвовать в торгах и для побуждения стороны заключить договор в будущем» (из постановления ФАС Центрального округа от 28 февраля 2007 г. № А48-2962/06-4). Внесенный участником тендера задаток не считается расходом, а при его возврате не возникает дохода ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете (п. 2 ПБУ 9/99, п. 2 ПБУ 10/99, п. 32 ст. 270 НК, п. 1 ст. 248 НК). Но если фирма нарушит правила и откажется участвовать в конкурсе, то обратно задаток она не получит. Тогда его придется списать за счет собственных средств компании.
Таким образом, можно прийти к следующему выводу: если все условия обоснования затрат были выполнены, особых проблем с учетом тендеров возникать не должно, даже если конкурс выиграть не удалось.

ссылка на закон
Организации, применяющие упрощенный режим, не могут уменьшить величину доходов на расходы, связанные с участием в тендере. Дело в том, что подобные затраты не входят в перечень расходов, указанный в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса (письмо Минфина от 2 июля 2007 г. № 03-11-04/2/173). А вот сельскохозяйственным товаропроизводителям повезло больше. С начала прошлого года они «вправе уменьшать доходы на расходы, связанные с участием в открытых или закрытых торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при размещении заказов на поставку сельскохозяйственной продукции» (п. 2 ст. 346.5 НК, письмо Минфина от 12 декабря 2006 г. № 03-11-04/1/25).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector