Участие малого бизнеса в торгах и аукционах

Участие малого бизнеса в торгах и аукционах

Тендеры для малого бизнеса. Как участвовать?

Содержание статьи «Как участвовать в тендерах малому бизнесу»?

1.2 Какие документы необходимы для участия в тендере.

1.3 Правила участия в тендерах.

2.Разница между государственными закупками и тендером.

  1. Можно ли ИП участвовать в тендерах.

Что такое тендер

Тендер — в переводе с английского tender — торг, конкурс. В Российском законодательстве по мнению предпринимателей, занимающихся бизнесом по франшизе в принципе не существует такого понятия, но все давно привыкли к такому названию проведения закупок тех или иных товаров. То есть «тендер» — это мероприятие, которое проводят с целью привлечения большего количества поставщиков той или иной продукции и выбора более подходящего исполнителя для выполнения поставленных задач.

На сегодняшний день существуют торговые площадки на которых заказчики размещают свои заказы, а исполнители соответственно свои выгодные предложения. Вы можете без особого труда найти перечень торговых площадок, где участвовать в тендерах может любая организация, компания или предприятие:

Существуют также площадки, на которых осуществляются торги государственного назначения. Какую именно выбрать зависит от рода вашей деятельности. Также предлагаем вашему вниманию список ТОП-20 тендерных площадок РФ, которые используют усиленные квалифицированные электронные подписи:

Виды тендерных торгов

Тендер на строительство — это работы связанные с возведением зданий и сооружений, но никак с их капитальным или текущим ремонтом. Это прежде всего необходимо знать исполнителю. У организации должен быть большой опыт в возведении зданий и капитал, а также можно взять кредит на франшизу. Существуют некоторые правила, как участвовать в тендере по строительству, чтобы не попасться на нечестного заказчика.

Самым главным является то, что следует тщательно проверять всю предоставляемую документацию, сметы, желательно непосредственно побывать на месте предстоящей стройки. При успешном завершении торгов в вашу пользу еще раз ознакомьтесь с договором в присутствии юриста и взвесьте все за и против, так как участие в строительных тендерах имеет много подводных камней.

Следующий вид торгов — это аукцион. Проводится согласно законодательству в электронном виде на соответствующих площадках. Здесь заказчики выбирают исполнителя, который предложит наиболее низкую стоимость за свою продукцию или же выполнение каких-либо задач. Чтобы принять участие в тендерах аукционах требуется приобрести электронную подпись.

Бывают ситуации, когда исполнитель самостоятельно не может справиться с поставленной задачей — не хватает материалов, продукции, недостаточно квалифицированных сотрудников, недостаточное материально-техническое обеспечение и т.п. Тогда юридические организации объединяются для того, чтобы принять коллективное участие в тендере.

Какие документы необходимы для участия в тендере

При проведении тендера заказчик, в основном сам указывает необходимый перечень документов, необходимых для предоставления. Поэтому они могут отличаться у разных заказчиков, но есть общие документы, которые предоставляются в любом случае:

  • копия свидетельства о госрегистрации, которая должна быть заверена печатью;
  • копия извещения, в котором присвоен номер налогоплательщика;
  • копии уставных документов;
  • справка, подтверждающая платежеспособность претендента (выдается банком);
  • справка, в которой указывается отсутствие каких-либо финансовых задолженностей (выдает налоговая);
  • баланс предприятия за предыдущий отчетный период. Также предоставляется баланс на ту дату, которая предшествует сроку подачи заявки;
  • в большинстве случаев заказчики требуют обеспечение заявки в размере 5% суммы предполагаемого тендера;
  • в случае, когда товар должен быть только сертифицирован, предоставляют декларации и сертификаты соответствия;
  • заверенная подписью директора и печатью организации опись документов, которые предоставляются.

Вышеперечисленные документы предоставляются на первом этапе, т.е. когда участник проходит этап отбора. После удачного прохождения, заказчик направляет участнику более детальные требования и дополнительный пакет документов, необходимый для заполнения и предоставления.

Многие начинающие участники спрашивают: что нужно чтобы участвовать в тендерах и получить необходимый контракт. Прежде всего необходимо посещать сайты, где размещаются тендерные заказы, для того чтобы ознакомиться с предложениями, организациями, которые участвуют в торгах. Многие сайты, размещающие тендеры периодически проводят сборы и семинары. Следует непосредственно руководителю или человеку, которого уполномочили заниматься данным вопросом, посещать такие тренинги.

Правила участия в тендерах

Если вы впервые хотите принять участие в тендерных закупках, то вам необходимо знать о том как участвовать в тендерах начинающему, где находить заказчиков и как не вылететь на начальных этапах — на специализированных интернет площадках или в средствах массовой информации. Заказчики там размещают всю необходимую информацию о предмете закупок, требованиях к поставщику и о необходимой документации.

Приведем общепринятый порядок правил участия в тендерах:

  • предоставляется соответствующе оформленная конкурсная заявка;
  • пишется заявление, в котором указывается, что поставщик согласен со всеми выдвигающимися требованиями;
  • заказчик самостоятельно устанавливает окончательный срок подачи заявок, на протяжении которого можно отозвать заявку либо внести коррективы;
  • принимать участие в тендерных закупках может дилер, предприятие-изготовитель или же его представитель;
  • если ваше предприятие находится на стадии банкротства или ликвидации, то вы не можете принимать участие в конкурсе;
  • конверты с предложениями вскрываются при конкурсантах, но присутствие не является обязательным;
  • в заявлении в обязательном порядке прописываются сроки действия тендерного предложения.

Разница между государственными закупками и тендером

Основным отличием государственных закупок от коммерческих является источник финансирования. Заказчиком и основным финансистом выступает бюджет РФ, а частные компании оплачивают все расходы из собственных средств. Принимать участие в тендерах на госзакупках могут только лишь те организации и компании, которые производят продукцию государственного назначения. Другие заказчики могут выбрать поставщика по своим личным критериям и предпочтениям.

В случаях, когда тендерная закупка несет коммерческий характер, то заказчик самостоятельно решает какой вид торгов производить, какому исполнителю отдать предпочтение, диктуют свои требования к производителю. При личных встречах обговариваются сроки выполнения заказов. При госзакупках все пункты прописываются и строго определяются уже на начальной стадии.

Участие в гос тендерах и их непосредственное проведение строго контролируется государственными органами. В то время как коммерческие тендеры проводятся под косвенным влиянием государства, которое заключается в том, чтобы торги проводились в соответствии с требованиями указанными в Гражданском кодексе РФ.

Еще одним отличием является то, что коммерческие организации самостоятельно решают каких специалистов привлекать для проведения торгов и освещать ли в средствах массовой информации результаты проведения закупок. Результаты государственных закупок обнародуются в любом случае.

Можно ли ИП участвовать в тендерах

В проведении торгов могут участвовать любые организации, независимо от права собственности. Но есть некоторые отрицательные моменты, которые возникают при участии в тендерных закупках ИП:

  • имущественная ответственность;
  • ИП нельзя продать. Ваш повышенный за счет участия в тендерах рейтинг никак не повлияет на отчуждение предприятия.

То есть, прежде чем принять участие в тендере как поставщик, следует трезво оценить свои возможности во всех направлениях, а также посмотреть каталог франшиз на нашем сайте.

Первый госзаказ для ИП. Вся теория в одной статье

«Да ладно, ИП никогда не победить в госзакупке, там всё схвачено», — периодически читаем мы на форумах предпринимателей. А опыт наших клиентов показывает, что это не так.

Запускаем серию статей для ИП, которые никогда не участвовали в закупках. Разберем весь процесс по шагам. На выходе у вас будет полноценная инструкция.

1. Теория о госзакупках

Ориентируемся на новичков в закупках и рассказываем всё простым языком, чтобы было проще сориентироваться. Поэтому для экспертов в закупках статья может показаться упрощенной.

Какие бывают госзакупки

В разных статьях о госзакупках под одними и теми же словами могут подразумевать разные вещи. Чтобы не запутаться, сначала договоримся о терминах.

В России бюджетные учреждения и госкомпании не могут просто так купить товары или услуги. По закону они должны провести что-то вроде турнира по всем правилам: разработать критерии закупки, провести тендер, выбрать лучшее предложение и определить победителя. Только после этого можно подписать договор и работать.

Все так устроено, чтобы компании работали честно: заказ получил исполнитель с лучшими условиями, а не чей-то родственник. Конечно, там много нюансов.

В зависимости от заказчика, госзакупки можно разделить на два вида. Они регламентируются разными законами. Это важно знать, потому что для каждого вида закупок действуют свои правила:

По способу проведения госзакупки тоже различаются. Там много деталей, вот самое главное:

Если хотите чуть больше углубиться в тему, почитайте статью в Т—Ж про тендеры.

Какую закупку выбрать

Проще начинать с госзакупок по 44-ФЗ. Победителя выбирают с помощью электронного аукциона. О них мы будем рассказывать больше всего.

Может показаться, что раз главное — цена, то заказчик заранее может с кем-то договориться и тогда всем остальным нет смысла участвовать. Но не все так просто.

Аукцион проходит в режиме реального времени на специальном сайте — электронной торговой площадке. Все участники делают ставки анонимно: никто не знает, кто именно снижает цену. Победителем становится тот, чью цену никто не перебил за 10 минут.

Получается, даже если заказчик с кем-то и договорится заранее, на аукционе может появиться участник, который снизит цену и в итоге заберет закупку. Большое и необоснованное снижение цены называют демпингом. Например, в этой закупке на поставку бумаги цена контракта за 6 минут снизилась почти на 1,3 млн рублей:

Госзакупки и малый бизнес

Для малого бизнеса есть ряд преимуществ — они появились, чтобы ИП и небольшим компаниям было выгоднее участвовать в госзакупках. Рассмотрим основные плюсы.

Часть закупок — только для малого бизнеса. По закону государственные учреждения обязаны закупаться у малого бизнеса. По 44-ФЗ эта квота составляет не менее 15% от всего объема закупок в год. Причем часть тендеров должна быть организована только для малого бизнеса.

Схалтурить сложно: школы, больницы и все остальные бюджетные учреждения регулярно отчитываются о проведенных закупках на сайте госзакупок.

Например, многофункциональный центр из Североморска закупил у малого бизнеса и социально ориентированных организаций почти 25% всех товаров и услуг:

Короткие сроки оплаты. Заказчик обязан рассчитаться с представителем малого бизнеса в течение 15 рабочих дней после подписания акта приемки. С исполнителями, которые не относятся к малому бизнесу, заказчик может рассчитываться в течение 30 дней.

Читать еще:  Диагностика банкротства

Сроки должны быть зафиксированы в контракте, обязательно это проверьте. Если не нашли — попросите добавить, отказать вам не имеют права. Этот пункт в контракте может выглядеть, например, так:

Какие ИП могут участвовать

Чтобы воспользоваться этими льготами, ИП должен относиться к малому бизнесу. Требования здесь такие:

  • численность сотрудников не больше 100 человек;
  • годовая выручка до 800 млн рублей.

Особых ограничений нет — можно участвовать почти везде, где захочется.

Даже пакет документов для ИП проще, чем для крупных компаний: в большинстве случаев достаточно паспорта и выписки из ЕГРИП.

Для некоторых видов бизнеса нужны лицензии, например для телевещания или частной охранной деятельности. А для строительства — членство в саморегулируемой организации (СРО). В этом случае при закупке у участников проверяют наличие лицензии или членства. Обычно у ИП, работающих в таких сферах, все это есть. А если нет — они могут их оформить.

Если лицензия нужна, это всегда указано в требованиях к участникам. Вот пример из закупки лекарственного препарата:

Что запомнить

  1. По закону все бюджетные учреждения и госкомпании обязаны проводить закупки.
  2. В зависимости от заказчиков, госзакупки делятся на государственные и для компаний с госучастием. Первые руководствуются 44-ФЗ, вторые — 223-ФЗ.
  3. Проще всего начинать работу с закупками по 44-ФЗ, где победитель определяется с помощью электронного аукциона: чья цена ниже, тот и выиграл.
  4. Для малого бизнеса предусмотрены преимущества
  5. Для ИП пакет документов проще: часто достаточно только паспорта и выписки из ЕГРИП. Если нужны лицензии или членство в СРО — это указано в закупке.

С теорией разобрались. В следующий раз узнаем, как заранее оценить свои шансы в госзакупках.

В Тинькофф Бизнесе есть все для госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Мы выпускаем квалифицированные электронные подписи, открываем спецсчета и выдаем банковские гарантии. Все оформляется онлайн, вам не нужно ездить в банк.

Автор: Диана Дёмина

Эксперты: Николай Максименко, Павел Стоянов

Льготы малого бизнеса в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2019 году

Малый бизнес порой неохотно участвует в госзакупках. Льготы и законодательные инициативы делают участие в закупках проще, поэтому сегодня поговорим о них.

Критерии малого и среднего бизнеса:

Закон использует термин «субъекты малого предпринимательства», или СМП. Условиям участия посвящена статья 30.

Квоты для СМП

Заказчики должны закупить у СМП не меньше 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок. Каждый год до 1 апреля они публикуют в ЕИС отчет о закупках у СМП за прошлый год. В него можно включать только те закупки, в которых было указано преимущество для малого бизнеса и эти закупки состоялись. Если квоту не выполнить, учреждение получит штраф 50 000 рублей.

В каких закупках участвует СМП?

СМП может принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта. Но закупки, которые заказчик должен проводить специально среди СМП, интереснее. Это значит, что среди конкурентов не будет представителей среднего и крупного бизнеса. Даже если такие участники подадут заявки, заказчик их отклонит.

Начальная цена таких закупок не должна превышать 20 млн рублей. Для участия в них организация предоставляет декларацию о принадлежности к малому бизнесу. В электронных закупках декларацию формирует сама торговая площадка, нужно только подписать документ электронной подписью. В бумажных закупках используйте форму декларации, которую предлагает заказчик, или наш шаблон.

Заказчик может проводить закупки у малого бизнеса любыми конкурентными процедурами:

Какие льготы действуют?

1. Представители СМП могут не обеспечивать контракт деньгами, если у них есть опыт исполнения госконтрактов (п. 8.1 ст. 96 44-ФЗ) :

  • Таких контрактов должно быть не меньше трех и они должны быть исполнены без штрафов и неустоек.
  • Сумма представленных контрактов — не меньше НМЦ текущей закупки.
  • Информация о контрактах должна быть внесена в реестр контрактов. Выпиской из него победитель будет подтверждать добросовестность.

2. В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения контракта заказчик будет устанавливать, отталкиваясь от цены госконтракта, а не НМЦ.

Например, заказчик проводит аукцион среди СМП на покупку оборудования компьютерных классов с НМЦ 2 530 000 рублей и установил обеспечение контракта 5%. Победитель снизился до 1 980 000 рублей. Следовательно, обеспечение контракта составит не 126 500 руб. (5% от НМЦ), а 99 000 рублей (5% от цены победителя).

Это же правило действует в закупках со снижением 25%, когда «включаются» антидемпинговые меры. Но в любом случае обеспечение контракта должно быть не меньше аванса.

3. Заказчик должен вернуть обеспечение контракта и оплатить товары/ работы не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Эти пункты должны быть включены в контракт с СМП.

Закон использует термин «субъекты малого и среднего предпринимательства» (СМиСП или МСП). Правила участия МСП в закупках по 223-ФЗ прописаны в статье 3.4, также действует постановление правительства № 1352, которое регламентирует такие закупки. Заказчиков контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Квоты для МСП

Заказчики должны закупить у МСП не меньше 20% от общего объема товаров, работ или услуг. В квоту включают только заключенные договоры. Учитывают победителей в закупках:

  • Поучаствовать в которых могли только МСП.
  • Победители в которых обязаны привлечь МСП на субподряд: участники закупки описывают в заявках план привлечения субподрядчиков из числа МСП.
  • «На общих основаниях»: участвовать в которой мог любой поставщик, но победил МСП.

При этом 18% договоров должны быть заключены строго среди МСП. Если объявленная закупка среди МСП не состоялась, она не попадет в отчет.

В каких закупках могут участвовать МСП?

Правительство обязало закупать товары у малого и среднего предпринимательства только четырьмя видами конкурентных процедур — аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений. Все эти закупки являются конкурентными в соотвествии с 223-ФЗ, поэтому заказчик:

  • Отвечает на запрос на разъяснения в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса (если он поступил не позже чем за три рабочих дня до окончания срока подачи заявок) .
  • Может отменять закупку, только пока не закончился срок приема заявок и при форс-мажоре.
  • Продлевает срок подачи заявок, если что-то изменилось в документации.
  • Заключает контракт с победителем не раньше 10 дней и не позже 20 дней с публикации итогового протокола.

Закупки у МСП по 223-ФЗ проводят только на восьми ЭТП госзакупок (на тех же, где проходят все закупки по 44-ФЗ):

1. 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков обеспечение заявки и контракта. Но если в закупке есть такое требование, то для МСП действуют льготные условия:

  • Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ договора.
  • Сумма обеспечения договора не может превышать 5% от НМЦ или равна сумме аванса.

2. Представитель МСП платит торговой площадке за победу 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. (в обычных закупках лимит выше — 5000 руб.)

3. Максимальный срок оплаты по договору с МСП — не больше 15 рабочих дней после подписания акта приемки. Срок сократят для всех ситуаций:

  • закупку провели на общих основаниях,
  • участвовать в ней могли только МСП,
  • МСП выступали субподрядчиками.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В целях повышения уровня конкуренции законодательство — 44-ФЗ и 223-ФЗ — регламентирует участие в закупках субъектов малого бизнеса и предоставляет им определенные преференции при участии в торгах.

44-ФЗ и 223-ФЗ не содержат определения субъектов малого бизнеса и то, каким условиям они должны соответствовать для отнесения их к указанной категории. Понятие данной категории содержится в ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 2007 года.

Под субъектами малого бизнеса понимают хозяйственно-экономические субъекты в лице индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые отнесены по нормам 209-ФЗ к малым, средним или микропредприятиям. Категории таких субъектов приведены в ст. 4 209-ФЗ.

Базовые принципы и особенности закупок у субъектов малого бизнеса приводятся в 44-ФЗ и 223-ФЗ. Субъекты малого бизнеса могут участвовать в закупках, которые проводятся:

  1. На общих основаниях.
  2. Специально для субъектов малого предпринимательства и исключающих других участников.
  3. С условием привлечения субъектов малого бизнеса на субподряд.

Закупки у субъектов малого предпринимательства по 223-ФЗ должны осуществляться, согласно «Положению об особенностях участия субъектов малого бизнеса и предпринимательства…», утвержденному Постановлением Правительства от 2014 года №1352. Действие указанного документа распространяется на следующие группы лиц:

  1. Заказчиков с годовым объемом выручки более 500 млн р.
  2. Кредитных организаций с величиной активов за прошлый календарный год более 500 млн р.
  3. Автономных учреждений, которые за прошлый год закупили товары и услуги на суммы свыше 250 млн р.
  4. Госкомпаний, которые были основаны в рамках ФЗ и их дочерних компаний.
  5. АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и его дочерних компаний.

Контроль за исполнением положений постановления должно осуществлять АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Особенности участия в госзакупках

Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены такие особенности для участия в закупках:

  1. Предельный размер НМЦК при закупках у субъектов малого бизнеса составляет 20 млн р., согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ.
  2. При определении поставщиков в извещении о проведении закупок указывается на то, что в число ее участников могут входить только представители малого предпринимательства.
  3. Свою принадлежность к субъектам малого бизнеса участники подтверждают в декларативной форме. Заказчик не имеет права запрашивать у них подтверждающие документы. Эта позиция озвучена в совместном письме ФАС и Минэкономразвития.
  4. Согласно ч. 15 ст. 44 44-ФЗ, для субъектов малого бизнеса устанавливается сниженный размер обеспечения: он не может быть более 2% от начальной цены контракта.
  5. Заказчик не вправе требовать предоставление обеспечения при цене контракта до 1 млн р.
Читать еще:  Стадии банкротства

По 223-ФЗ, если цена договора не превышает 50 млн р., заказчик проводит закупку только среди субъектов малого бизнеса; если это значение находится в диапазоне 50-200 млн р., заказчик сам решает, закупать ли ему товары у малого или крупного бизнеса.

Также указанный закон не предусматривает обязательного обеспечения по заявке, но при наличии такого требования в отношении субъектов малого бизнеса предусмотрены льготы. Обеспечение по заявке не может быть более 2% от НМЦК, а по договору – более 5%.

Также некоторые заказчики из перечня №475-р от 2016 года должны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию у СМП. В Постановлении Правительства №1352 от 2014 года приведены требования к содержанию отчета о годовых объемах закупки у малого бизнеса.

Соответствие условиям для участия в закупках

Для соответствия понятию СМП юридические лица должны отвечать следующим условиям:

  1. Суммарная доля участия в них России, регионов, МО, общественных, религиозных, благотворительных и иных организаций в уставном капитале не может превышать 25%.
  2. Доля участия иностранных юрлиц доля участия одного или нескольких юрлиц, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не могут быть более 49%.
  3. Среднесписочная численность работников за прошлый календарный год должна находиться в пределах 15 человек для микропредприятий, 100 человек – для малых предприятий, от 101 до 250 человек для средних предприятий. В случае проведения закупки среди участников, которые относятся к субъектам малого бизнеса, численность персонала не должна превышать 100 человек.
  4. Выручка от продажи товаров и услуг без учета НДС либо балансовая стоимость активов на прошлый календарный год не может превышать предельных значений по Постановлению Правительства. Для субъектов малого бизнеса эта цифра должна составлять не более 800 млн р., для микропредприятий – 120 млн р., для средних предприятий – 2 млрд р.

У вновь созданных организаций учитываются показатели численности, выручки или стоимости активов с момента создания компании.

Объем закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ и 223-ФЗ

44-ФЗ и 223-ФЗ обязывают заказчиков закупать определенную часть товаров, работ и услуг у представителей малого бизнеса. При этом законодательно установлен минимальный объем закупок, который должен приходиться на указанную группу поставщиков и исполнителей.

При этом с учетом положений ч. 1.1 ст.3 0 44-ФЗ в указанный объем закупок не должны включаться:

  • закупки для обеспечения обороны и государственной безопасности;
  • услуги кредитования;
  • закупки у единственного поставщика;
  • тендеры, проведенные закрытым способом;
  • работы в области использования атомной энергии.

Каждый год заказчики по 44-ФЗ должны публиковать в ЕИС отчет о закупках у субъектов малого бизнеса за прошлый год.

С учетом положений Постановления Правительства от 2014 года №1352 и согласно п. 2 ч. 8 ст. 3 223-ФЗ, годовой объем закупок у субъектов малого бизнеса должен составлять как минимум 18% от совокупной стоимости подписанных договоров за год (при объеме выручки госкомпании в размере более 2 млрд р.). При этом доля закупок, участниками которых вправе стать только субъекты малого бизнеса, должна составлять не менее 15% от годового объема.

Закон 223-ФЗ содержит дополнительную ответственность для заказчиков, которые нарушат положения законодательства о закупках у субъектов малого бизнеса. В частности, не будут соблюдать требование о минимальном объеме закупок, не разместят годовой отчет в ЕИС, укажут в годовом отчете недостоверные сведения. Согласно ч. 8.1 ст. 3 223-ФЗ, им грозит необходимость проведения закупок по более строгим нормам 44-ФЗ с 1 февраля и до конца следующего года.

Способы закупок

Согласно положениям п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, закупки у субъектов малого предпринимательства ранее могли проводиться одним из следующих способов:

  • через открытый конкурс;
  • через конкурсы с ограниченным участием;
  • через двухэтапные конкурсы;
  • через запросы предложений, котировок;
  • через электронные аукционы.

С 2019 года они проводятся исключительно в электронном формате.

Подобную позицию подтвердили в Информационном письме Минфина от 2018 года №24-06-08/70718.

Существует ли перечень закупок у СМП

В ранее действующем законе №94, который регулировал порядок госзакупок, был представлен перечень товаров, работ и услуг, которые должны закупаться у субъектов малого бизнеса.

С принятием ФЗ-44 прежний закон утратил свою юридическую силу и в действующей редакции нет перечня товаров, услуг и работ, которые должны осуществляться у субъектов малого бизнеса. Таким образом, заказчики вправе закупать у субъектов малого предпринимательства любые товары, работы и услуги и предоставлять им при этом преференции.

Что касается 223-ФЗ, то для осуществления закупок исключительно среди субъектов малого бизнеса в обязанности заказчиков входит утверждение перечня товаров, работ и услуг, которые могут закупаться только у них.

Такой перечень заказчик разрабатывает самостоятельно исходя из своих предпочтений. При его подготовке стоит основываться на классификации товаров, работ и услуг по ОКПД-2 и, помимо наименования товара, прописывать его номер по классификатору.

Заказчик не сможет ограничивать число участников тендера в иных случаях, когда такая закупка не перечислена в перечне.

Сроки оплаты контрактов

Срок оплаты товаров, работ и услуг является одним из важнейших условий по контракту. Договор может предусматривать одну из следующих форм оплаты: единовременную, с авансированием или поэтапную.

Прошлая редакция 44-ФЗ не содержала никаких ограничений в части оплаты по выполненному контракту в пользу субъектов малого предпринимательства. Оплатить их услуги заказчики должны были в общие временные рамки, которые приведены в ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ. Они составляли 30 дней с момента оформления итоговых документов: акта приема-передачи, накладных, счетов-фактур и пр.

Нарушать установленные сроки заказчик не вправе, иначе ему грозит административное наказание в виде штрафа на 30-50 тыс. р. или дисквалификация на срок до 2 лет (при повторном нарушении).

ФЗ-223 напрямую никак не регламентирует порядок исполнения заказчиком своих обязательств перед исполнителями и поставщиками. Но в подзаконных нормативно-правовых актах, среди которых Постановление Правительства №1352 от 2014 года, сказано, что оплата должна быть произведена в течение 30 дней (если победителем стал субъект малого бизнеса).

Заказчик по 223-ФЗ может предусмотреть иные сроки для оплаты в утвержденном им Положении о закупках.

Таким образом, ФЗ-223 и ФЗ-44 предусматривают определенные преференции для участия в закупочных мероприятиях субъектами малого бизнеса. Так, они предусматривают сниженный объем обеспечения, более сжатые сроки для оплаты выполненных услуг и возможность участия в отдельных тендерах без крупных поставщиков и подрядчиков.

Малому бизнесу стало проще участвовать в закупках по 223-ФЗ

  • On 21.02.2019
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, СМП

С начала октября 2018 года закупки проводятся по новым правилам. Изменения затронули не только госзаказ, но и процедуры для малого и среднего бизнеса, которые проводят заказчики по закону 223-ФЗ. Рассмотрим, что произошло и почему это важно.

Новые правила для МСП

В торгах для малого и среднего предпринимательства изменилось практически все. По сути, закупки госкомпаний у МСП теперь проводятся по правилам закона 44-ФЗ. Далее обо всем по порядку.

Во-первых, теперь все процедуры проходят в виде электронных торгов. Заказчик больше не может требовать бумажные заявки. Электронные закупки объявлялись и раньше, но это не было обязанностью. К тому же заказчик мог проводить их на любой площадке. В итоге большая часть торгов проходила на нескольких десятков ЭТП, что было не слишком удобно для поставщиков. Теперь заказчики обязаны устраивать процедуры для МСП на одной из восьми федеральных площадок — тех же, на которых проводятся закупки по 44-ФЗ. Так что поставщикам больше не придется метаться между десятками ЭТП. Упростился и сам процесс, например, стало легче сформировать заявку. Многие данные включаются в нее автоматически и при заполнении проверяется правильность заполнения полей.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Во-вторых, сейчас конкурентные торги у МСП по 223-ФЗ можно проводить исключительно в виде конкурсов, аукционов, запросов котировок и предложений. Остальные процедуры под запретом. Заказчики все еще могут выбирать и иные методы определения поставщика, но лишь при проведении закупки у крупных компаний. Таких методов насчитывается порядка 5000, и многие из них являются вариацией заключения контракта с единственным исполнителем. Посредством конкурсов и аукционов по 223-ФЗ заключается менее 4% контрактов. Поэтому раньше МСП «со стороны» было весьма сложно получить тендер.

В-третьих, серьезно изменились правила проведения закупок. Если прежде их устанавливал заказчик, то теперь все регламентируется законом. Например, раньше заказчик мог провести запрос котировок, подвести итоги, а потом просто все отменить. Теперь такое невозможно, поскольку все закупки у МСП считаются электронными торгами, и их правила регулируются Гражданским кодексом. Поэтому заказчики должен:

  1. Отвечать на запросы разъяснения документации.
  2. При внесении изменений в документы продлевать срок приема заявок.
  3. Если процедура состоялась и победитель определен, заключить с ним контракт не ранее 10, но не позднее 20 дней с даты итогового протокола.

Отменить закупку заказчик может лишь до окончания срока приема заявок. Позже отмена возможна только при наступлении обстоятельств непреодолимой силы.

В-четвертых, заказчик теперь имеет гораздо меньше возможностей повлиять на результаты торгов. Он получает заявку по частям и оценивает предложения поставщиков, не зная их наименований. А окончательные итоги процедуры подводит ЭТП.

Итак, закупки у МСП по 223-ФЗ проводятся по четко установленным правилам на электронных площадках, которые аккредитованы правительством. У заказчиков теперь гораздо меньше возможности для манипуляций, а это снижает риск сговоров. Закупки у малого бизнеса в целом становятся более прозрачными и конкурентными. Это значит, что субъектам малого и среднего бизнеса стало гораздо легче заключить договор с крупной госкомпанией или корпорацией.

Читать еще:  Конфликты в деловом общении

Что нужно малому бизнесу для участия в торгах по 223-ФЗ

Компаниям и предпринимателям, которые работают в закупках по закону 44-ФЗ, не придется предпринимать вообще никаких дополнительных действий. Им достаточно просто начать искать подходящие тендеры среди торгов по 223-ФЗ. Если для работы с закупками используются специализированные сервисы или программы, который присылают информацию о новых процедурах на email (например, Контур.Закупки), нужно добавить в выборку торги по 223-ФЗ.

Ну а для тех, кто еще не работал с тендерами, приведем алгоритм действий. Краткий чек-лист для участия в торгах по 223-ФЗ для МСП выглядит так:

  1. Проверить, что поставщик является МСП и включен в реестр субъектов малого бизнеса.
  2. Убедиться, что поставщик зарегистрирован в ЕИС.
  3. Открыть спецсчет для работы с госзакупками в одном из аккредитованных банков.
  4. Познакомиться с правилами проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок и предложений.

Реестр МСП

Основные критерии отнесения к малому и среднему бизнесу следующие:

  1. Количество работников: для малого бизнеса — 100 человек, для среднего — 250 человек максимум. Подразумевается среднесписочная численность за прошлый год.
  2. Максимальный годовой размер выручки: для малого бизнеса — 800 млн рублей, для среднего — 2 млрд рублей.

Налоговая служба ведет Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в который включены все организации и ИП, отвечающие критериям. Чтобы участвовать в закупке для МСП по 223-ФЗ, поставщик должен подтвердить, что он в него включен. Для этого он должен предоставить выписку из реестра.

Реестр формируется автоматически на основе данных из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, отчетности за прошлый год и прочей информации, которой располагает ФНС. Если компания по критериям подходит под категорию малого / среднего бизнеса, но в реестре ее нет, то нужно обратиться в ФНС. Также можно передать в Реестр дополнительную информацию, например, контактные данные. Сделать это следует до 1 июля, и тогда с 10 августа — даты планового обновления реестра — в нем будет отражена новая информация.

Регистрация в ЕИС

В 2019 году для участия в закупках по 44-ФЗ и по 223-ФЗ для МСП нужно быть зарегистрированным в ЕИС и фигурировать в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ). Но тем поставщикам, кто имеет действующую аккредитацию на федеральных площадках, пока можно не регистрироваться. Однако до конца года сделать это все же придется.

При отсутствии аккредитации, полученной до 2019 года, нужна регистрация в ЕИС. Этот процесс может занять несколько дней (до 5 рабочих), но зато не придется проходить аккредитацию на каждой ЭТП отдельно. На следующий день после регистрации в ЕИС и ЕРУЗ поставщик получит доступ к торгам на всех федеральных площадках.

Специальный банковский счет нужен всем поставщикам, кто планирует участие в закупках:

  • по закону 44-ФЗ при стоимости контракта от 1 млн рублей;
  • по закону 223-ФЗ для МСП при стоимости договора от 5 млн рублей.

Со спецсчета будет списываться обеспечение заявки. Если принимать участие только в торгах без обеспечения, то спецсчет не нужен.

Важно знать, что ЭТП теперь взимают плату с победителя торгов. Ее размер для МСП — 1% от НМЦ, но не более 2 тыс. рублей. Эта сумма должна быть доступна на спецсчете, поскольку списывается именно с него. Если спецсчета нет (поставщик участвует только в недорогих закупках), то при победе ЭТП направит ему платежку.

В заключение отметим, объем закупок по 223-ФЗ в 4 раза превышает рынок госзаказа. По закону, 15% договоров государственные компании и корпорации должны заключать с субъектом малого и среднего бизнеса. По приблизительным оценкам, в 2019 году таких договоров будет заключено на общую сумму более 2,5 трлн рублей. С учетом того, что участвовать в торгах для МСП стало проще, сейчас есть хорошая возможность войти на этот рынок.

Как малому бизнесу честно выигрывать тендеры и зарабатывать на этом

Для компаний малого и среднего бизнеса вопрос участия в тендерах всегда актуален, особенно когда компания хочет развиваться и занять стабильное положение на рынке. Более того, крупные контракты гарантируют регулярную высокую прибыль, что позволяет чувствовать себя уверенно даже в кризис. Остается только правильно подготовиться к этой процедуре, выполнить все условия конкурса, разобраться с документацией и победить в тендере, оставив конкурентов позади. Об этом и пойдет речь ниже.

Ключевые условия для участия в тендерах

Прежде чем перейти к основным особенностям процедуры, необходимо обратить внимание на важнейшие при подготовке к тендеру вопросы.

Самое главное – изначально быть уверенным в своем продукте. Если компания специализируется, например, на производстве спецодежды, как мы, то необходима команда технических специалистов высокого уровня, которые смогут быстро ее разработать и качественно произвести.

Второй важный момент – изучить будущего заказчика и его потребности. Просто играть на понижение цены – ошибочная стратегия. Перед тем как принять участие в тендере на поставку товара в какую-либо организацию, нужно внимательно ознакомиться с ее особенностями, понять, что им нужно. После чего согласовать сам продукт и, если он будет полностью устраивать клиента, выходить на аукцион или конкурс.

Аукцион vs конкурс

Есть две процедуры тендера – аукцион, когда идет понижение цены, и конкурс. К сожалению, в России при проведении аукционов встречаются некоторые проблемы.

  1. недобросовестные компании , которые, не имея необходимой базы, играют только на понижение;
  2. некомпетентные поставщики , которые не понимают процедуру, просто, увидев заказ на поставку, решают сыграть. Да, они могут выиграть за счет самой низкой цены, но что будет в дальнейшем? Заказчик рискует получить некачественный продукт или получить его не вовремя, что в итоге выльется в длительные разбирательства.

Наша компания не участвует в аукционах, мы отдаем предпочтение процедуре конкурса, когда выигрывает тот, кто предложит лучшие условия. Заказчик формирует систему баллов по тем критериям, которые для него важны: опыт поставок, качество продукции, предоставленных образцов и другие. И только после анализа всей представленной поставщиками-участниками документации заказчик определяет, кто ему подходит.

Проблемы аукционов

Как я уже сказал, сейчас в аукционной отрасли стало много проблемных зон и недобросовестного подхода, которые сложно регулировать юридически. Есть случаи, когда компании создают фиктивные фирмы-однодневки, вмешиваются в процедуру аукциона, например, просто играя на понижение, и в итоге выигрывают.

Далее, отказываясь от участия, они попадают в черный список, но им это не страшно, так как они все равно номинальные и их цель «развалить» аукцион. Заказчику это тоже приносит убытки – приходится размещаться заново, а это время и деньги. И таких мошенников на рынке сейчас довольно много.

Подготовка тендерной документации

В рамках стандартной процедуры подготовки тендерной документации мы не только изучаем потребности заказчика, но и предварительно предоставляем ему образцы, чтобы согласовать технические характеристики, при необходимости помогаем их сформировать. Бывает, что сотрудники, которые готовят и размещают тендер, берут задания и требования из открытых источников, копируют с сайтов каких-то поставщиков, но они зачастую расходятся и с ГОСТами и реальными вариантами существующей на рынке продукции.

В итоге по этим заданиям невозможно корректно выполнить процедуру и соответствовать заявленным требованиям.

Как правильно «читать» тендер

В компании должен быть специалист по тендерам с опытом и необходимой квалификацией. Новичкам в этом деле лучше прибегать к аутсорсингу. В штате нашей компании есть опытные специалисты-тендерщики, они следят за полным и правильным оформлением документов.

У нас свой подход к участию в тендерах. С самого начала мы стараемся помочь заказчику сформировать заказ: разрабатываем новый фирменный стиль, подробно его описываем, собираем техническую документацию и предоставляем ее заказчику, который, в свою очередь, корректирует ее под свои объемы и другие потребности. При этом, когда объявляется тендер, в нем принимают участие, конечно, все желающие.

В случае с тендерами на производство фирменной одеждой ситуация следующая. Представьте риски для предприятия – тендер проводят на годовую поставку, и, если поставщики недобросовестные, заказчик рискует не получить вовремя (например, к зиме) необходимую для сотрудников одежду, что несет большие проблемы. Поэтому заказчики хотят заранее быть уверенными в поставщиках, принимающих участие в тендере, и будут выбирать среди проверенных и надежных.

Таким образом, ведется предварительная двусторонняя работа: и ты готовишься, предоставляешь образцы, и заказчик ответственно подходит к выбору – выезжает на производство, проверяет ресурсы, возможности, смотрит, с кем потенциальный поставщик уже сотрудничает.

Важнейший и зачастую решающий критерий здесь – это опыт, причем поставок именно в той отрасли, в которой проводится тендер.

Взаимодействие – основа успеха

Здесь важно отметить сотрудничество с потенциальным заказчиком на всех этапах. Потому что, когда уже есть выстроенные отношения, тендерные специалисты обеих сторон быстро находят взаимопонимание, обмениваются информацией, документацией. Специалист со стороны заказчика (если уже есть понимание, что им нужно, и это открытый тендер/конкурс) с радостью ответит на возникающие вопросы, всегда готов к взаимодействию.

Заказчики также заинтересованы в сотрудничестве, так как боятся каких-либо мошеннических действий, сторонних договоренностей и прочих нечестных подходов. Сейчас процедура очень строго регулируется: для любого тендера дается время, чтобы можно было обратиться в ФАС – это предусмотрено законом. И если будут какие-то нарушения или сомнительные операции, поставку признают недействительной и приостановят до конца разбирательств.

Резюмируя все вышесказанное, хочу подчеркнуть важность регулярного участия в тендерах, чтобы накапливался опыт начиная с этапа поиска потенциального заказчика и заканчивая созданием необходимых условий для будущего эффективного сотрудничества. Сюда входит помощь заказчику в формировании заказа, умение предвосхитить его потребности и пожелания, а также предоставление ему возможности убедиться в вашей благонадежности и ответственном подходе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector