Методология Scrum в управлении проектами

Методология Scrum в управлении проектами

SCRUM — революционный метод управления проектами

SCRUM — управление проектами

Scrum — наиболее действенная и популярная методология управления проектами при разработки информационных систем и программного обеспечения.

Созданная сравнительно недавно, изначально свою известность методика обрела благодаря применению в работе передовых технологичных корпораций Apple и Google. Теперь же она повсеместно используется в различного рода цифровых онлайн-компаниях, небольших стартапах, традиционных, а также некоммерческих проектах, получив заслуженное признание, поскольку её применение существенно увеличило показатели эффективности разработки проектов и задач.

В чём заключается суть методики Scrum?

Авторы этого революционного направления Джефф Сазерленд и Кен Швабер ввёли понятие Scrum, позаимствовав его из известной командной игры «регби». Выражаясь простым языком, оно означает слаженную и ответственную командную работу коллектива над проектом.

Методология позволяет максимально эффективно использовать имеющиеся в наличии трудовые и материальные ресурсы команды, весь её технический потенциал, когда персонал разбивается на группы, каждая из которых отвечает за своё конкретное направление.

Соответственно, руководитель проекта контролирует и координирует работу всех команд, руководит процессами выработки, обсуждения идей и контролирует их доведение до конечного результата. Такой метод позволяет грамотно собирать все необходимые данные, осуществлять полный контроль и владение ситуацией по выполнению рабочих процессов, при необходимости задать правильную мотивацию сотрудникам.

Зачастую отсутствие слаженности и непонимание конечной цели разработки, как правило, приводят к нарушениям планов и графиков работ, увеличению бюджета, а также созданию нездорового внутреннего микроклимата в коллективе.

Все эти неприятности и призвана устранить методология Scrum, которая была создана как альтернатива устаревшему классическому подходу поэтапной реализации проектов и задач. Используя её, команда разработчиков сможет навсегда избавиться от излишних споров, утечки драгоценного времени, выполнения разными группами дублей одних и тех же задач, а также многих других текущих проблем.

По аналогии с игрой в регби, авторы методики предлагают всем участникам коллектива «вступать в схватку, действовать слаженно и доводить игру до нужного результата». Для этого требуется чёткое понимание намеченной цели, единство намерений всех членов. Только в этом случае командная работа становится успешной и позволяет выполнять в разы больше за меньше потраченное время.

ЗАКАЗАТЬ ТРЕНИНГ «AGILE MENAGEMENT — ТРАНСФОРМАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ» ВЫ МОЖЕТЕ ПОЗВОНИВ ПО ТЕЛЕФОНУ: +7 (495) 394-33-17 ИЛИ ЗАПОЛНИТЬ ФОРМУ НА САЙТЕ.

Манифест гибкой методологии, его основные принципы.

Авторы методики Scrum подписали, в числе других 17 участников, знаменитый манифест Agile Manifesto, в основу которого заложен определённый набор принципов, применяемых при разработке цифровых продуктов.

Они включают следующие моменты:

  • Главным приоритетом становится удовлетворение всех потребностей клиента.
  • Основу проектов составляют самоуправляемые команды профессионалов, без начальников и боссов, где члены коллектива обладают равными правами и все решения принимаются коллегиально, на основе совместного голосования. В этом случае процесс формирования команд отражается более полно, и сразу становится очевидным, кто стремится к достижению результата, а кто просто числится в коллективе и тянет его вниз.
  • Работающий продукт, удовлетворяющий все потребности клиента, является основополагающим показателем прогресса.
  • Для качественного выполнения работ нужно во всём довериться разработчикам. Именно это позволит создать оптимальные условия для быстрого прорывного решения комплексных задач, на основе полного понимания сути самой идеи всеми участниками процесса.
  • Простота и минимум лишней работы является необходимым элементом.
  • Команды на систематической основе производят анализ способов улучшения эффективности, качества проектирования, а также выполняют коррекцию стиля своей работы.
  • Непрерывный процесс обмена информацией между владельцами продукта, разработчиками и конечными потребителями, поддержание рабочего ритма и ежедневная совместная работа способствуют повышению технического совершенства.
  • Рабочий продукт должен выпускается как можно чаще, а изменение требований допускается на всех стадиях разработки.

Ценности методологии SCRUM

Положительный эффект применения технологии Scrum достигается благодаря действию системы ценностей, изложенной в знаменитом манифесте:

  • Люди являются более важным фактором в достижении результата, чем сами процессы. Сотрудники, которые недовольны тем, чем они занимаются, отталкивающие проблемы и потребности клиентов, зачастую портят всё намного больше, чем неправильно выстроенные процессы в компании.
  • Продукт более важен, чем документация. Создание больших объёмов документации приводят к затягиванию сроков выполнения работ, но нисколько не помогут команде создать именно тот продукт, который нужен потребителю.
  • Взаимосвязь и сотрудничество с клиентом является более важным, чем составленный контракт.Для успешной реализации проекта и создания качественного продукта нужно, прежде всего, организовать тесное взаимодействие с заказчиком, вовлечь его в процесс, чтобы он также мог принимать непосредственное участие в работе и понимал перспективы получения нужного результата. Необходимо построить тесные и доверительные отношения, стать добрыми и честными партнёрами, и в этом случае не придётся тратить уйму времени и средств на составление и заключение контракта.
  • Способность к гибким изменениям важнее исполнения намеченных планов.Изначально составленные и утверждённые планы со временем могут кардинально меняться, и важно продвигаться к своей цели пошагово, не пытаясь предугадывать её в далёкой перспективе. В этом случае, можно будет избежать глупых провалов, и не питать ненужных иллюзий.
  • То, что вы делаете — важнее наличия высоких должностей и регалий.Когда речь заходит о практической деятельности по созданию продукта, который разрабатывают увлечённые профессионалы своего дела, классические начальники с громкими должностями и регалиями в современных условиях теряют свою роль, иерархии упраздняются, а организации обретают плоский статус.

Методология Scrum создаёт доверие, приводящее к интерактивному развитию и созданию подлинных ценностей. Вокруг её ключевых принципов разрабатываются различные инструменты, позволяющие в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами добиваться поставленных результатов.

Роли в SCRUM

Методика Scrum разбита на определённые ролевые показатели, которые выполняют участники проекта, а именно:

  • Владелец продукта, является своеобразным «связующим звеном» между конечными потребителями и разработчиками проекта. Он несёт ответственность за составление концепции, а также общается с командой разработки и клиентами, обсуждает с ними текущие и спорные моменты. Принимает решения и отвечает за ценность продукта. Для получения эффективного результата, способствующего извлечению максимальной прибыли, должен отлично разбираться в рынке и обладать рядом полномочий для принятия решений. Поэтому, при разработке крупных проектов, как правило, задействуют нескольких владельцев продукта.
  • Команда разработчиков продукта, т.е. непосредственные исполнители проекта. Отвечают за темпы, сроки и качество выполнения работ.
  • Скрам-мастер. Это ответственное лицо, которое следит за ходом выполнения проекта и оказывает помощь команде в решении и устранении разного рода препятствий и проблем. Также, занимается повышением эффективности её работы, выявляет точки роста и способствует мотивации сотрудников. Занимается организацией всех встреч и совещаний.

Планирование в SCRUM

Процесс начинается со сбора нужной команды и составления списка требований к разрабатываемому продукту, определяющего движение к конечной цели. После чего задачи расставляются в порядке приоритетности; в случае необходимости наименее важные пункты могут быть удалены.

Осуществляется планирование, как правило, в несколько этапов:

  1. Выбор владельца продукта.
  2. Создание профессиональных команд, включающих всех необходимых специалистов для выполнения проекта.
  3. Выбор скрам-мастера.
  4. Создание списка требований (бэклога) для продукта, расстановка по каждому пункту, в соответствии с приоритетом. По мере выполнения работ этот список может меняться.
  5. Оценка бэклога. Уточнение размеров проекта. Члены команд производят оценку всех пунктов списка, учитывают все материальные и временные затраты на создание каждого из них.
  6. Планирование спринтов (временных этапов по выполнению отдельных задач). Определение приоритетных целей спринта, объёмов, определение сроков и скорости выполнения работ. Балльная оценка выполнения спринтов.
  7. Создание скрам-доски и диаграммы выполнения задач. Все задачи, которые выполняются, уже сделаны или готовятся к выполнению, помечаются стикерами и помещаются в соответствующие столбцы на доске.
  8. Ежедневные оперативные собрания (короткие совещания с отчётами, выявление сложностей, запланированные на день задачи).
  9. Обзор спринта (демонстрация готовой части проекта, выполненного за данный спринт).
  10. Ретроспективный показ (презентация выполненного спринта, обсуждение рабочих моментов по внедрению улучшений).

В зависимости от сферы применения методологии некоторые пункты могут меняться или быть удалены, но ключевые этапы и рамки структуры всегда остаются неизменными.

Командная работа в SCRUM

Суть работы в команде

Методика Scrum предполагает полную открытость информации, включая финансовую и отсутствие любого проявления иерархии.

В отличие от закрытых иерархических структур, скрам-команды предпочитают полностью раскрывать все сведения и знания о выполняемом процессе: сколько работы проделано на данный момент, в каких объёмах, что и как выполнено, что предстоит осуществить и в какие сроки.

Это позволяет группам хорошо знать собственную динамику выполнения задач, чтобы работать слаженно, быстро устранять возникающие проблемы и в кратчайшие сроки достичь нужного результата.

Характеристики команд

Лучшие коллективы обладают следующими характеристиками:

  • Автономность и способности к самоорганизации, т.е. команда сама решает, как лучше добраться до цели.
  • Поиски совершенства рабочего процесса.
  • Многофункциональность коллектива и наличие культуры взаимопомощи, взаимозаменяемости. В команду подобраны такие люди, которые могут аккумулировать умения, необходимые для выполнения задач.
  • Очерёдность выполнения задач.
  • Отсутствие переработок.
  • Работа в «потоке» — состоянии наивысшей творческой концентрации.

Размеры команд

Командная работа успешно выполняется только при наличии небольшого слаженного коллектива. Чтобы ваш проект развивался удачно, для работы в нём потребуется 7-8 человек.

Если численность сотрудников будет меньшей, в таком случае производительность труда заметно снизится.

При большем количественном составе вероятно возникновение разного рода проблем: с коммуникацией, разным временем на адаптацию, высокими расходами. При сжатых сроках добавление в команду дополнительных сотрудников только снизит скорость выполнения проекта.

Почему именно SCRUM

Методика Scrum помогает командам быстро устранять любые проблемы на каждом этапе работ в проекте, находить и выбирать оптимальные решения сложных задач.

Она позволяет существенно минимизировать риски в отношениях с заказчиком, поскольку здесь предусмотрена пошаговая сдача проекта, налажена своевременная обратная связь с клиентом, продукт демонстрируется и утверждается на всех существующих стадиях разработки.

В этом случае владельцу продукта не придётся тратить много времени и средств, чтобы понять, что его проект не работает должным образом.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что, методология Scrum побуждает команду к более активной и плодотворной работе в проекте, способствует находить новые точки роста и стремиться к постоянному совершенствованию своих знаний и навыков.

Scrum — методология разработки

Scrum и Agile – понятия, которые идут рука об руку. Без понимания, что такое Agile, расшифровка термина Scrum будет неполной.

Итак, Agile – это целая философия, семейство гибких подходов к разработке программного обеспечения (ПО), а Scrum – один из них.

У Scrum есть еще братик – Kanban (тоже из Agile – такие доски с цветастыми наклейками, благодаря которым не простаивают задачи). Этот обзор – краткое сборное руководство по Скрам и описание сервисов, которые его поддерживают.

В английском scrum – это «толкучка», схватка мяча в таком виде спорта как регби.

Scrum: что такое и зачем?

Скрам – это фреймворк* для разработки и поддержки сложных продуктов. У него есть роли, события, правила и даже артефакты.

А идейные вдохновители и создатели подхода – Кен Швабер и Джефф Сазерленд. Его вклад в Скрам – это книга «Scrum. Революционный метод управления проектами» – руководство для тех, кто стремится реализовывать проекты быстро и качественно. Рекомендуем к прочтению.

*Фреймворк – «каркас» в переводе с английского. Это набор базовых элементов и правил, на котором строится процесс разработки.

И кстати, о книге. Ее автор утверждает, что именно Scrum – секрет успеха таких гигантов как Amazon и Google, и что якобы даже ФБР использует эту методологию для разработки данных.

Фишка книги в том, что она написана простым языком – и для тех, кто собирается внедрять Скрам в бизнес и коммерцию, и для тех, кто хотел бы пользоваться подходом в обычной жизни. Она учит не только управлению проектами, но и правильной расстановке приоритетов в работе.

Scrum и Kanban – в чем отличия?

Когда есть варианты выбора, рождаются сомнения, но учитывая, что оба подхода очень близки, их можно комбинировать. Главное – разобраться в отличиях.

Чистый Scrum представляет собой более директивную методологию, в которой больше предписаний. А Kanban намного демократичнее и его проще внедрить.

Канбан. Здесь над задачей может трудиться несколько команд с узким профилем. Например, сначала работают аналитики, затем дизайнеры разрабатывают прототип продукта и уже после подключаются разработчики. При этом в работу могут включаться и универсальные команды. А еще в Kanban в командах нет ролей. Более подробный обзор Канбан читайте здесь.

Scrum. А тут над проектом трудится одна универсальная команда, в которой ровно столько различных специалистов, сколько требуется для решения любой задачи по проекту. И так как в команде главенствует самоорганизация, у специалистов не имеется формальной компетенции. То есть, если нужно, тестовая группа помогает дизайнерам, а аналитик участвует еще и в разработке.

Читать еще:  Авансовый отчет подотчетного лица

Также есть другие отличия:

  • в плане ролей – в Scrum-команде нужно больше ресурсов;
  • в планировании – в Scrum приоритеты по задачам выставляет руководитель (владелец продукта), а в Канбан – команда;
  • во временных промежутках – в Scrum сроки соблюдаются в обязательном порядке, и время делится на строгие «спринты», а в Kanban задача может находиться в работе столько, сколько нужно;
  • в досках – они используются при обоих подходах, но Канбан-доска заполнена постоянно, а в Scrum ее очищают при каждой итерации.

На чем стоит Scrum: роли, элементы и другое

Прежде чем приступить к разбору Скрама, неплохо было бы познакомиться с ценностями подхода. Они звучат ну прямо как гимн или установки из кабинета психолога. И еще раз доказывают, что все гениальное – просто и базируется на понятных вещах.

Основные ценности Скрама – это преданность, смелость, сфокусированность, открытость и уважение. Отсюда вытекают и главные принципы фреймворка – прозрачность, инспекция и адаптация. Все это ложится в основу всеобщего доверия.

Итак, Scrum – относительно простой и гибкий подход к разработке. И у него есть своя четкая структура из несложных элементов и ролей. Поехали!

Роли в Scrum

В Scrum всего 3 роли:

  1. Скрам Мастер. Это бизнес-аналитик, руководитель проекта. Его задача – организовывать и проводить совещания и следить за тем, чтобы соблюдалась технология Scrum. Еще он снимает противоречия и направляет команду.

  1. Product Owner. А это уже владелец проекта, его функциональный заказчик. Он отвечает за разработку продукта и ставит задачи команде. Это всегда один человек, а не группа лиц.
  2. Development Team. Команда из профильных специалистов – программистов, дизайнеров, аналитиков и т.д. Работает по принципам самоорганизации и самоуправления. Типичный размер команды – 7 человек (плюс/минус 2). За результат команда отвечает как единое целое.

Артефакты (элементы) Scrum

В Скрам задействуется всего 4 артефакта.

Product Backlog

Это список требований, которые необходимо выполнить по проекту. Когда в нем не остается требований, проект считается завершенным. Принимать участие в дополнении этого списка могут все участники команды.

Sprint Backlog

Список требований на ближайший спринт. Все требования обязательно делятся на задачи и получают оценку. Задачи обычно представляются команде на Kanban-доске.

Sprint Goal

Краткое описание цели, ради которой выполняется спринт. Целевое оформление спринта помогает команде в принятии обоснованных решений. Артефакт несет неоценимую помощь в пользу проекта, если команда находит альтернативные пути выполнения задачи и имеет право самостоятельно принимать подобные решения. Для осознанности таких решений и определяется цель спринта.

Sprint Burndown Chart

Дословно название артефакта переводится как «диаграмма сгорания». В качестве «сгорающих» элементов рассматриваются человеко-часы. Диаграмму обновляют по завершению любой задачи. Незамысловатые диаграммы позволяют наглядно оценить, насколько быстро команда продвигается вперед.

Ритуалы (процессы) в Скрам

Подход использует парочку процессов, которые здесь принято называть ритуалами. Каждый из них можно использовать строго по инструкции в соответствии с подходом. В реальной жизни ритуалы пытаются сделать адаптивными, но ключевые принципы остаются неизменными.

Sprint Planning Meeting

Это встреча по планированию спринта, на которой команда выбирает требования из Product Backlog и создает Sprint Backlog. На этой встрече Product Owner отвечает на вопросы участников команды.

Daily Meeting

Ежедневная встреча всей команды – она обязательно должна проходить каждый день, причем в одно и то же время. Интересный момент: на встрече все стоят (потому встречи еще зовут стендапами), потому длительность мероприятия не более четверти часа. В таком коротком временном промежутке каждый должен ответить на 3 вопроса:

  • Что я делал вчера?
  • Чем я занимаюсь сегодня?
  • Какие есть проблемы?

На этом митинге только делятся информацией, и не решают проблемы, а лишь выявляют их.

Sprint Review

Самый волнительный момент в завершении спринта – демонстрация результата. Ценность его в том, что любой результат, как отличный, так и очень плохой, все равно будет продемонстрирован. Если этого не происходит, то такое положение вещей дискредитирует все плюсы гибких процессов.

Retrospective

Это ритуал по обмену опытом в коллективе команды и конструктивное улучшение процесса разработки. На встрече обязательно присутствие всей команды, вместе со Скрам Мастером, а вот Product Owner сам решает – приходить или воздержаться. На встрече озвучивают ответы на ряд вопросов:

  • Какие решения нужно принять, чтобы сделать процесс еще более предсказуемым?
  • Какие проблемы мешают выполнять обязательства, возложенные на команду?
  • Как еще лучше работать и взаимодействовать с Product Owner’ом?
  • Какие ошибки допускаются в команде и почему это происходит?

Какие сервисы помогают внедрять Scrum?

Мы собрали небольшой список сервисов, которые помогут использовать Scrum-подход:

  • Atlassian – сервис с большим выбором продуктов и Scrum-досками Jira. Здесь есть и Scrum, и Kanban, и смешанная методология. Платформа позиционирует себя как «лучший инструмент для agile-команд». Есть бесплатный период. Можно отслеживать ход работы онлайн с помощью Jira на смартфоне.

Кстати, сервис Trello (популярная в рунете Скрам и Канбан-доска) – как раз разработка Atlassian. Весь список продуктов Atlassian тут.

  • Scrum-Time. Еще один русскоязычный менеджер задач для управления проектами в духе Agile. Есть бесплатный период, а платные тарифы ну очень со смешной ценовой политикой – до 1$ в месяц. Здесь есть три типа проектов: доска задач в стиле Scrum, но не со всеми возможностями подхода; доска задач со всеми инструментами Scrum; Kanban. Также тут подробно рассказывают о том, что такое Scrum.

Scrum – не только гибкий подход для разработки, но и интересный инструмент для личной эффективности, ведь никогда не лишним будет задать себе вопрос: а что я делал вчера?

Увы, в наших реалиях внедрение Scrum может напороться на подводные камни – практика показывает, что команды недоброжелательно воспринимают стендапы, не успевают по спринтам и т.д. Но когда втягиваются, результат могут показать отличный.

И главное, что сейчас есть онлайн-платформы для практически полноценной работы по Скрам-подходу – пробуйте, изучайте, разрабатывайте!

Гибкая методология Scrum

Scrum представляет собой гибкую методологию управления проектами. Придумали её ещё во второй половине восьмидесятых, но настоящую популярность Scrum обрела в конце двухтысячных. Чем гибкие методики отличаются от остальных, и работает ли это?

Гибкие методологии

Начать стоит с самого происхождения Agile-методологий. Начало им положил «Манифест гибкой методологии разработки программного обеспечения» в 2001-м году. Agile — в переводе с английского «гибкий». Вот основные принципы Манифеста:

  • люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов,
  • работающий продукт важнее исчерпывающей документации,
  • сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта,
  • готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.

В основе таких методологий лежит итеративный подход: когда разработка ведётся циклами (итерациями). После каждого цикла определяются планы по изменению продукта на следующий.

Различные гибкие методики существовали и до выпуска Манифеста. Как следует из его названия, применялись они в разработке ПО, и долгое время никто не пробовал использовать их в других сферах. Некоторые из гибких методологий, которые использовались до 2001-го года:

  • DSDM с начала 90-х,
  • FDD с 97-го,
  • Kanban ещё с 60-х годов, однако эта методология использовала лишь часть приёмов от гибких методик.

Srum тоже был разработан во второй половине 80-х годов прошлого века.

История Scrum

Впервые слово «Скрам» не в контексте регби (там этот термин обозначает позицию игроков, борющихся за мяч в плотном скоплении), а в контексте разработки использовали Хиротака Такеучи и Нонака Икуджир в статье в 1986-м году. Там учёные описывали новый гибкий геймификационный подход к разработке коммерческого продукта, позволяющий выполнять работу в быстрые сроки. Команда разработчиков сравнивалась с командой в регби: действует во время «Скрама», как единый организм, для достижения общей цели.

Статью заметил Джефф Сазерленд, бывший военный лётчик США, занимающийся поиском новых подходов к разработке ПО. В это же время Кен Швабер, тоже разработчик, также искал новые подходы для оптимизации своей деятельности. В 1995-м году Сазерленд и Швабер объединяются и создают документ, отражающий основы методологии Scrum. В 2001-м они участвуют в создании Манифеста Agile.

В этом же году создаётся Scrum Alliance. Его миссия: направлять лидеров, компании и людей в целом на создание правильной организации рабочего процесса — «Transform the World of Work». Альянс существует и сегодня и занимается внедрением методологии Scrum.

На чём базируется Scrum

Основные принципы организации рабочего процесса в Scrum во многом являются эталоном и совпадают с другими Agile-методологиями.

  • Работа над проектом состоит из спринтов (итераций), длина которых две–четыре недели. В течение спринта необходимо выполнить заданный заранее объём работ. Обычно это либо новая функциональность продукта, либо готовый продукт в целом, который в ходе следующих спринтов улучшается. Нельзя менять задачи в ходе спринта, спринт можно остановить только в исключительных ситуациях.
  • Численность команды: четыре–десять человек. Такое ограничение обеспечивает максимальную производительность и сводит к минимуму отвлечения от работы и разговоры. Команда должна содержать всех необходимых для создания продукта специалистов.
  • Задачи спринта излагаются в Product Backlog. Product Backlog составляется из пожеланий пользователей (user stories) — то, что заказчик или потребитель желает видеть в проекте.
  • Каждый спринт начинается с планирования — на нём обсуждается, какие задачи нужно будет выполнить, завершается ретроспективой — оценка эффективности команды. Каждый день проходят 15-минутные собрания — члены команды, обязательно стоя, обсуждают: что удалось сделать вчера, что нужно сделать сегодня и что может этому препятствовать.
  • Отсутствие многозадачности. Единовременно команда работает только над одной задачей.
  • Помимо команды разработчиков обязательно присутствуют ещё две роли. Scrum-мастер, который следит за соблюдением принципов Scrum и убирает препятствия для эффективной работы, и Product Owner. Он взаимодействует с заказчиком и передаёт его требования команде.

Доска и Диаграмма сгорания задач

Отдельно стоит поговорить о методах визуализации работы, используемых в Scrum и некоторых других Agile-методиках. Две главных из них: Burndown Chart и Desk.

Burndown Chart — Диаграмма сгорания задач. Такая диаграмма отображает процесс работы над проектом. По ней легко отследить, насколько команда приблизилась к выполнению задачи. По горизонтали откладывается время: остаток дней до конца стрима. По вертикали — количество подзадач, человеко-часов или Story Points — единиц измерения работы. График Диаграммы сгорания стремится вниз, от первого дня к последнему, от максимального количества подзадач/человеко-часов к их отсутствию. Отдельным цветом изображается идеальный график — прямая: когда за каждый день выполняется одинаковый объём работы, что в итоге приводит к равномерной нагрузке и выполнению цели в срок. Плохим результатом на Диаграмме сгорания будет не только возвышение реального графика над идеальным. Если команда выполнила весь объём работ на несколько дней раньше, значит неправильно был определён размер итерации либо поставлена слишком маленькая или простая задача.

Другой, более простой инструмент: Desk. Диаграмма сгорания визуализирует эффективность команды, а Доска помогает работникам ориентироваться в текущих заданиях. Это таблица, состоящая из трёх или более столбцов: запланировано, выполняется, готово. В некоторых случаях добавляется столбец Stories, где могут отображаться истории пользователей — не только на текущий спринт, но и на следующие. По этим колонкам расклеиваются стикеры, на которых кратко изложена суть подзадачи: нарисовать эскиз, протестировать код, добавить кнопку на сайт. Стикеры постепенно переходят из «запланировано» в «выполняется», а из «выполняется» в «выполнено». Таким образом становится моментально ясно, что уже сделано, а что ещё в процессе, о каких делах сотрудники забывают.

Два этих способа визуализации обязательны в Scrum. Burndown chart и Desk — статистика и мотивация для команды. Однако применять такие инструменты можно и без перехода к гибким методикам: они отлично покажут эффективность любого рабочего коллектива.

Ещё один популярный инструмент: метрика Velocity. На диаграмме за несколько спринтов сравниваются столбцы запланированных подзадач/Story points за стрим со столбцами выполненных. На основе этого определяется эффективность. Метод весьма спорный, так как слишком обобщает результаты, но может использоваться дополнительно.

Где применяется Scrum

Наиболее выгодно применять эту гибкую методологию при создании инновационных продуктов. В тех случаях, когда заказчик имеет лишь общие представления о том, что продукт будет из себя представлять. Поэтому часто Scrum используется для разработки нового программного обеспечения.

Также методология эффективна, когда продукт нуждается в постоянных обновлениях, чтобы быть удобным и конкурентоспособным. Это опять же касается многих программ, в частности веб-приложений, функционал которых необходимо расширять, чтобы удовлетворять растущие потребности пользователя.

Но Scrum применима не только в IT-проектах. Да, впервые методология начала использоваться в сфере разработки ПО. Но во многом потому, что большинство продуктов были инновационными: мало кто мог представить, как они будут выглядеть в итоге. Такие продукты есть и в других сферах: создание крупных маркетинговых проектов, разработка чертежей к новым архитектурным комплексам, создание бытовой техники, не имеющей аналогов.

Читать еще:  Если индивидуальный предприниматель – пенсионер

Scrum и крупные компании

Герман Греф активно вводит Scrum в IT-сфере «Сбербанка». Там методология используется для поддержки «Сбербанк Онлайн» с 2013-го года. По гибкой методике это же приложение и создавалось. Несколько команд занимаются разработкой других различных проектов, таких как «Советы».

Легко ли внедрять Scrum в большие компании? Гибкая методология требует полного изменения рабочего процесса, а далеко не все сотрудники будут к такому готовы. Как правило, легче всего вводить «Скрам» постепенно, набирая работников, которые заинтересованы в проекте, желают изменить привычный график. Точно не стоит сразу переводить на новый режим работы всю компанию целиком.

Мелкие компании, стратапы подходят для Scrum больше всего. Ведь чем «моложе» организация и чем меньше число сотрудников, тем легче ввести Agile-методологию и соблюдать её основные принципы.

Оценка Scrum

Scrum существует уже достаточно долго и за это время приобрела много сторонников и немало противников.

Преимущества

  • Быстрое удовлетворение большинства требований заказчика или клиентов.
  • Высокая конкурентоспособность продукта за счёт его постоянной оптимизации.
  • Большая эффективность рабочей команды: каждый сотрудник постоянно занят своим делом, не тратит время на лишние разговоры, при этом постоянно взаимодействует с коллегами и через Product Owner с заказчиками.
  • Готовый продукт производится в быстрые сроки.
  • Экономия на менеджерах, так как команда управляется изнутри только Scrum-мастером, а извне лишь получает требования к продукту от заказчика.

Недостатки

  • Не все проекты можно выполнять по такой методологии. Для госзаказов, к примеру, Scrum многие специалисты считают неприменимой.
  • Отсутствие фиксированных бюджета и срока (имеется ввиду не спринт, а в целом время, нужное для получения готового продукта) на выполнение также осложняет заключение юридических договоров.
  • Немотивированная или низкоквалифицированная команда не сможет работать эффективно. А далеко не все сотрудники отличаются самоорганизованностью. Это же может повысить затраты на подбор и отбор кадров.
  • С некомпетентностью можно столкнуться и при подборе специалистов на роль Scrum-мастера. Сейчас очень много людей, имеющих на руках сертификат о том, что они прошли обучение. При этом далеко не всегда эти люди действительно являются профессионалами и могут организовывать деятельность команды.

Дэйв Томас, один из авторов Манифеста, считает, что Agile-методологии так и не получили воплощения. Вместо этого были придуманы наборы жёстких правил (как в Scrum), а слово «Agile» превратилось в бессмысленный маркетинговый термин.

Западные специалисты замечают, что из-за распространения как Scrum, так и Agile появилось большое количество шарлатанов. Они не обладают компетенцией, не могут дать чётких ответов на вопросы по поводу применения методологии, но при этом предлагают недешёвые услуги по внедрению Scrum в компанию.

Обучение Scrum

В России в последнее время большое количество организаций предлагают пройти курсы для получения специализации Scrum-мастер. Далеко не всегда они оказываются эффективны. В то же время есть много литературы, благодаря которой предприниматели и менеджеры могут лучше освоить эту методологию и применить её в компании. Три лучших из них.

1. «Scrum. Революционный метод управления проектами» Джеффа Сазерленда.

Книгу написал один из создателей методики, поэтому искажения или неверной интерпретации «Скрама» здесь точно не будет.

2. «Софт за 30 дней» Джеффа Сазерленда.

Эта книга также написана Джеффом Сазерлендом совместно с Кеном Швабером — другим создателем Scrum. В книге описывается процесс быстрой разработки программного обеспечения на основе методики, а дополнение Scrum Guide описывает все роли, артефакты, процессы.

3. «Scrum и XP: заметки с передовой», Хенрик Книберг.

Автор делает выводы из использования методологий на практике. Поможет быстро войти в тему.

Этих трёх книг будет вполне достаточно для понимания сути Scrum и того, какими способами можно внедрить его в бизнес. Существует ещё очень много разной литературы по этой теме, однако далеко не вся она может оказаться действительно полезной.

Программы для управления проектами

При использовании гибких методологий удобно визуализировать информацию и распределять задачи при помощи специального софта. Таск-менеджеров в разных формах сегодня много, вот те, что подойдут для Scrum.

Scrum или не-Scrum — какой
подход выбрать?

Как закалялся scrum: происхождение и применение методологии

Scrum — это авторская гибкая методология разработки с нестандартным распределением ролей в команде и уникальной организацией итераций. Scrum, как и другие agile методы управления задачами и проектами, исповедует командный подход, короткие итерации и непрерывное улучшение в процессе работы. Эти принципы реализуются через набор особых ролей, правил, процессов и инструментов, благодаря которым команды производят продукты вдвое быстрее.

В скрам-командах ключевые позиции занимают
scrum-master и product owner,
итерация начинается планированием,
на котором члены команды «играют»
в покер планирования,
и завершается демо с ретроспективой.

Scrum методология создана американцами Джеффом Сазерлендом, исследователем и бизнес-консультантом, и Кеном Швабером, практикующим программистом, в 1993 году. В 1995 году авторы концепции официально представили ее подходы на научной конференции Ассоциации вычислительной техники в Остине, Техас.

Идея соавторов скрама не была новой: и концепцию, и даже название они переняли из работы японских исследователей в сфере управления Такеучи и Нонака «Разработка нового продукта. Новые правила игры», опубликованной в 1986 году. Уже тогда японские производители использовали подходы, которые легли в основу скрама. А название методологии заимствовано из словаря игроков в регби. Scrum, или схватка, — элемент игры, показывающий важность командной работы для победы на поле.

Применение скрама в IT и не только

Впервые scrum был применен в компаниях, которые производят программное обеспечение. Первый проект, который Дж.Сазерленд курировал еще до официальной презентации скрама, — создание ПО для сети банкоматов (1983 г.). Команды программистов в IT компаниях и подразделениях до сих пор остаются главными потребителями scrum. Однако автор методологии настаивает, что скрам применим для решения любых задач, и приводит примеры использования скрама в производстве, строительстве, образовании, политике и даже при решении бытовых задач вроде генеральной уборки или организации праздника.

И действительно, по данным отчета Scrum Alliance за 2016 г. 21% проектов, выполненных по скраму, не имели отношения к сфере IT. Посмотрите, какие подразделения успешно используют scrum:

Scrum VS Agile VS Waterfall

Скрам относится к группе гибких методологий, или agile методологий. Agile — это не отдельная методология, а целая философия разработки ПО, ее основные подходы зафиксированы в Manifesto for Agile Software Development в 2001 году. В манифесте перечислены основные принципы agile — значимость команды, акцент на продукт, а не на документацию, прозрачность процессов, постоянное совершенствование, быстрый результат.

Скрам — это один из фреймворков agile, формализованная методология работы над проектами. К аджайл методологиям, кроме скрама, относятся и другие современные подходы. Альтернативой scrum могут быть XP, Kanban, Lean, Crystal, Rapid application development, Scrumban и другие. То есть скрам — это agile, но agile — не только скрам.

Представьте, что agile — это христианство, а scrum — одно из его течений, например, протестантизм. И хотя христиане в целом и протестанты в частности исповедуют одни и те же принципы, протестанты имеют свои уникальные ритуалы для проявления веры.

Scrum — метод гибкого управления проектами

Простые приемы для непростых результатов. И хотя изначально метод ориентировался на разработчиков ПО, он применим и для других отраслей. И даже больше, его элементы годятся для любых сфер жизни.

Содержание

Scrum. Революционный метод управления проектами. Джефф Сазерленд. Основные идеи книги

«Всегда, когда перед людьми стоит масштабная творческая задача – пытаются ли запустить космический корабль, собрать улучшенный выключатель или поймать преступника, – традиционные методы управления начинают трещать по швам буквально на глазах» Джефф Сазерленд.

1986 год. В «Harvard Business Review» выходит публикация The New Product Development Game. В ней авторы Hirotaka Takeuchi и Ikujiro Nonaka делятся своими наблюдениями, что лучших результатов достигают небольшие группы разнопрофильных специалистов. Чуть позже идеей заинтересовались и опробовали на деле Сазерленд и Швабер.

Полученные ими опыт и результаты легли в основу методологии Scrum. И хотя изначально метод ориентировался на разработчиков ПО, он применим и для других отраслей. И даже больше, его элементы годятся для любых сфер жизни.

ЧТО НЕ ТАК С ТРАДИЦИОННЫМИ МЕТОДАМИ?

Традиционная иерархичная практика работы над проектом не идеальна. Она создает ложное чувство контроля над процессом, но совершенно не гарантирует запланированный результат. Будь то долгосрочная работа над созданием нового продукта, презентации, подготовка праздничного шоу или строительство дома. Джефф Сазерленд предлагает отказаться от привычных для традиционной модели диаграмм Ганта, тем более что придуманы они были еще во времена Первой мировой войны и слабо вписываются в современные условия.

Детально расписанные пошаговые графики, где этапы последовательно перетекают один из другого, радуют глаз, но совершенно нежизнеспособны.
Минус всех этих громоздких таблиц и графиков в их непререкаемости. Не иметь плана глупо, не отступать от него ни на шаг опрометчиво. Любое отклонение, трудность, непредвиденная ситуация и эффектному графику конец.

Scrum в этом отношении гибче.

В основе метода – опыт работы успешных команд. Термин Scrum заимствован из спортивной игры регби не случайно (в переводе означает «схватка»). Здесь тоже важен командный дух, единство взаимодействия, понимание целей, взаимозаменяемость, чтобы привести команду к успеху.

Преимущество Scrum в дроблении работы на короткие отрезки – спринты. Плюс постоянная/непрерывная связь с инициатором проекта и своевременное устранение недочетов. Все условия чтобы сделать работу быстрой, слаженной и продуктивной, а главное получить на выходе актуальный рабочий продукт/результат, полностью удовлетворяющий потребностям заказчика.

Scrum – это когда меньшими усилиями можно достичь большего.
Так формируются scrum-команды:

  • Выбираем владельца продукта. В его задачи входит: понимать, что нужно потребителю, принимать ключевые решения по воплощению замысла продукта, взаимодействовать с командой и клиентом, разрешать спорные моменты, составлять бэклог.
  • Собираем scrum – команду: 5-9 человек обладающих необходимыми компетенциями, чтобы воплотить замысел, способных продолжать работу, в случае если один из членов группы сойдет с дистанции. Сильные и лучшие команды отличают 3 характеристики: неустанное стремление к совершенствованию, самостоятельность/инициативность и разносторонность.
  • Назначаем scrum-мастера. В его ведении обеспечивать кристальность процесса, выявлять и ликвидировать препятствия, мешающие работе, организовывать встречи/собрания, стремиться сделать работу команды еще лучше.

SCRUM ПРАКТИКА

Все начинается с подбора рабочей группы и составления «бэклога продукта» т.е. списка пожеланий к конечному результату. Полную версию backlog можно создавать в процессе, пока команда занята выполнением первых спринтов. Не обязательно составлять наиподробнейший план действий, достаточно примерных набросков: «что необходимо выполнить в первую очередь? Что уже должно быть готово к концу года?». Просто ориентиры, а не четкие рамки т.к. все еще может поменяться и не раз. Невозможно предусмотреть и спланировать все, важнее быть готовым к необходимости адаптироваться к новым условиям, совершенствовать и улучшать. Менять планы без сожалений, отказываться от того, что не продвигает к цели. Нет ничего хуже, чем слепо следовать отточенному выверенному плану и создать на выходе неактуальный продукт.

Джефф Сазерленд рекомендует сосредотачиваться только на наиболее значимых моментах:

  • без чего невозможна работа над проектом
  • на том, что приоритетно для заказчика /потребителя
  • что принесет максимум дохода
  • что легче осуществить

Сформулировать всем понятный backlog легче, если представить человека, для которого делается продукт и то зачем он ему нужен.

Затем участники собираются для планирования спринта. Распределяют задания, назначают время.

Например, Саша, Галя, Света, Петя впервые собираются в кругосветное путешествие. На Пете ответственность за составление маршрута путешествия. Саша занимается поиском и подбором билетов, оформлением виз. Гале поручили найти удобные и недорогие отели. Света собирает информацию по культурным особенностям стран, в которых им предстоит побывать, составляет список интересных мест, для обязательного посещения. Федя готовит список вещей, необходимых в путешествии.

Sprint – время, которое отводится на воплощение задачи. Его длительность варьируется от 1 до 4 недель.

Для ясности и понимания над чем трудиться каждый из участников команды – рабочая доска. Ее делят на 3 колонки: «backlog» т.е. задания на спринт, «в работе», «готово». Список утвержденных задач неизменен, т.к. любое вмешательство снизит темп работы группы. Статус «готово» выполненной работе присваивается после одобрения инициатором проекта.

Каждый день участники собираются на пятнадцатиминутку для обсуждения текущего положения дел: «Что сделано для завершения спринта?», «Что будет сделано сегодня?», «Какие трудности мешают?». По мнению автора, увеличивать время собрания не рекомендуется т.к. сбор проводится не с целью выслушать каждого подробно и в отдельности, а понять как быстрее и продуктивнее завершить данный этап.

Читать еще:  Досудебная санация предприятия

По окончании спринта итоговый сбор, чтобы выяснить: «Затруднения, с которыми пришлось столкнуться? Как улучшить работу на следующем отрезке? Оценить, какой объем работ команда может выполнять за один спринт?».

SCRUM В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ПРОДАЖАХ

Да, применять можно, но с поправкой на ветер, т.е. на специфику сферы. Речь не идет о полноценном переходе, а только об использовании некоторых элементов методики. Допустим некое архитектурное бюро, занимающееся строительными и отделочными работами. В роли владельца проекта выступает заказчик/клиент, scrum-мастер дизайнер проекта, и scrum-команда – бригада рабочих, специалистов.

Или вариант когда речь идет о крупном объекте строительства: применительно для бригад, закрепленных за отдельными участками. Где scrum-мастер – начальник участка, владелец продукта – главный инженер. В обоих случаях для повышения эффективности работы можно использовать элементы scrum-метода:

  • Описание всех работ по проекту – backlog.
  • Разбивка задач на временные отрезки – спринты.
  • Ежедневные сборы в начале дня – тоже не проблема, а скорее даже на пользу команде чтоб понятно было: «что сделано?», «что будет сделано?» и «сколько еще осталось?».
  • И конечно итоговая встреча для оценки проделанной работы.

В b2b продажах в качестве проекта можно рассматривать, например сделку. Часто продолжительность крупных сделок измеряется месяцами. Владелец продукта – заказчик/клиент, scrum-мастер менеджер, scrum-команда: продажник, закупщик, логист, юрист, бухгалтер. Есть заявка от клиента, известна конечная дата, можно приступать к проекту. Концепция scrum отлично вписывается и в этот процесс: backlog с перечнем первостепенных шагов, доска для задач спринта, ежедневный отчет о текущем положении дел, ретроспективное собрание по завершении этапа.

Метод оправдан и в тех случаях, когда требуется:

  • спроектировать и создать систему дистрибуции
  • оптимизировать отдел продаж
  • построить или наладить филиальную сеть
  • увеличить рост продаж
  • привлечь новых клиентов

в общем, для любых долгосрочных проектов.
Прим.: scrum, как и любой другой метод не идеален и не исключает использование других техник.

SCRUM ИДЕОЛОГИЯ

Важно не количество времени, которое сотрудники тратят на работу, а результат. Сверхурочная и работа в выходные дни – бессмысленная трата времени и сил.

Регулярные недосыпания и усталость сказываются на внимательности и скорости принятия решений, на способности просчитывать последствия – эффект «истощения эго» или скрытое переутомление. Своевременный отдых помогает подзарядиться положительными эмоциями, новыми впечатлениями. Джефф Сазерленд говорит, что не стоит оценивать по количеству затраченных трудочасов, правильнее оценивать результат.

Мультизадачность это иллюзия. Психологические эксперименты доказывают – мозг не умеет выполнять два действия одновременно, он переключается с одного на другое. При этом время на решение задач увеличивается в сравнении, если выполнять задания поэтапно. Все, что отвлекает внимание, крадет время. В итоге снижается активность мозговой деятельности.

Какими бы выстроенными и логичными не были бы процессы, люди важнее. Немотивированные, недовольные своей работой сотрудники будут все портить.

Продукт значимее «бумажек». Создание продукта важнее обсуждения и заполнения сопроводительной/отчетной документации.

Для команды увлеченной своим делом надзиратели не нужны. Начальники оторваны от реального процесса и не разбираются в особенностях продукта. Ненужная/неповоротливая иерархия это лишняя трата времени и сил на отчеты и бумажную волокиту. Чем больше коммуникационных каналов, тем невнятнее общение.

Scrum командная игра. Она учит чувству уверенности участников друг в друге и полной согласованности действий и целей.

Scrum помогает достичь максимальной концентрации в работе и расходовать меньше усилий на привычные дела.

ПОПРОБУЙТЕ SCRUM МЕТОД

Совет с чего начать от Джеффа Сазерленда:

  • соберите команду и составьте backlog
  • разбейте его на задачи
  • набросайте примерный план действий
  • повесьте доску
  • и приступайте к работе

Scrum — метод гибкого управления проектами

Простые приемы для непростых результатов. И хотя изначально метод ориентировался на разработчиков ПО, он применим и для других отраслей. И даже больше, его элементы годятся для любых сфер жизни.

Содержание

Scrum. Революционный метод управления проектами. Джефф Сазерленд. Основные идеи книги

«Всегда, когда перед людьми стоит масштабная творческая задача – пытаются ли запустить космический корабль, собрать улучшенный выключатель или поймать преступника, – традиционные методы управления начинают трещать по швам буквально на глазах» Джефф Сазерленд.

1986 год. В «Harvard Business Review» выходит публикация The New Product Development Game. В ней авторы Hirotaka Takeuchi и Ikujiro Nonaka делятся своими наблюдениями, что лучших результатов достигают небольшие группы разнопрофильных специалистов. Чуть позже идеей заинтересовались и опробовали на деле Сазерленд и Швабер.

Полученные ими опыт и результаты легли в основу методологии Scrum. И хотя изначально метод ориентировался на разработчиков ПО, он применим и для других отраслей. И даже больше, его элементы годятся для любых сфер жизни.

ЧТО НЕ ТАК С ТРАДИЦИОННЫМИ МЕТОДАМИ?

Традиционная иерархичная практика работы над проектом не идеальна. Она создает ложное чувство контроля над процессом, но совершенно не гарантирует запланированный результат. Будь то долгосрочная работа над созданием нового продукта, презентации, подготовка праздничного шоу или строительство дома. Джефф Сазерленд предлагает отказаться от привычных для традиционной модели диаграмм Ганта, тем более что придуманы они были еще во времена Первой мировой войны и слабо вписываются в современные условия.

Детально расписанные пошаговые графики, где этапы последовательно перетекают один из другого, радуют глаз, но совершенно нежизнеспособны.
Минус всех этих громоздких таблиц и графиков в их непререкаемости. Не иметь плана глупо, не отступать от него ни на шаг опрометчиво. Любое отклонение, трудность, непредвиденная ситуация и эффектному графику конец.

Scrum в этом отношении гибче.

В основе метода – опыт работы успешных команд. Термин Scrum заимствован из спортивной игры регби не случайно (в переводе означает «схватка»). Здесь тоже важен командный дух, единство взаимодействия, понимание целей, взаимозаменяемость, чтобы привести команду к успеху.

Преимущество Scrum в дроблении работы на короткие отрезки – спринты. Плюс постоянная/непрерывная связь с инициатором проекта и своевременное устранение недочетов. Все условия чтобы сделать работу быстрой, слаженной и продуктивной, а главное получить на выходе актуальный рабочий продукт/результат, полностью удовлетворяющий потребностям заказчика.

Scrum – это когда меньшими усилиями можно достичь большего.
Так формируются scrum-команды:

  • Выбираем владельца продукта. В его задачи входит: понимать, что нужно потребителю, принимать ключевые решения по воплощению замысла продукта, взаимодействовать с командой и клиентом, разрешать спорные моменты, составлять бэклог.
  • Собираем scrum – команду: 5-9 человек обладающих необходимыми компетенциями, чтобы воплотить замысел, способных продолжать работу, в случае если один из членов группы сойдет с дистанции. Сильные и лучшие команды отличают 3 характеристики: неустанное стремление к совершенствованию, самостоятельность/инициативность и разносторонность.
  • Назначаем scrum-мастера. В его ведении обеспечивать кристальность процесса, выявлять и ликвидировать препятствия, мешающие работе, организовывать встречи/собрания, стремиться сделать работу команды еще лучше.

SCRUM ПРАКТИКА

Все начинается с подбора рабочей группы и составления «бэклога продукта» т.е. списка пожеланий к конечному результату. Полную версию backlog можно создавать в процессе, пока команда занята выполнением первых спринтов. Не обязательно составлять наиподробнейший план действий, достаточно примерных набросков: «что необходимо выполнить в первую очередь? Что уже должно быть готово к концу года?». Просто ориентиры, а не четкие рамки т.к. все еще может поменяться и не раз. Невозможно предусмотреть и спланировать все, важнее быть готовым к необходимости адаптироваться к новым условиям, совершенствовать и улучшать. Менять планы без сожалений, отказываться от того, что не продвигает к цели. Нет ничего хуже, чем слепо следовать отточенному выверенному плану и создать на выходе неактуальный продукт.

Джефф Сазерленд рекомендует сосредотачиваться только на наиболее значимых моментах:

  • без чего невозможна работа над проектом
  • на том, что приоритетно для заказчика /потребителя
  • что принесет максимум дохода
  • что легче осуществить

Сформулировать всем понятный backlog легче, если представить человека, для которого делается продукт и то зачем он ему нужен.

Затем участники собираются для планирования спринта. Распределяют задания, назначают время.

Например, Саша, Галя, Света, Петя впервые собираются в кругосветное путешествие. На Пете ответственность за составление маршрута путешествия. Саша занимается поиском и подбором билетов, оформлением виз. Гале поручили найти удобные и недорогие отели. Света собирает информацию по культурным особенностям стран, в которых им предстоит побывать, составляет список интересных мест, для обязательного посещения. Федя готовит список вещей, необходимых в путешествии.

Sprint – время, которое отводится на воплощение задачи. Его длительность варьируется от 1 до 4 недель.

Для ясности и понимания над чем трудиться каждый из участников команды – рабочая доска. Ее делят на 3 колонки: «backlog» т.е. задания на спринт, «в работе», «готово». Список утвержденных задач неизменен, т.к. любое вмешательство снизит темп работы группы. Статус «готово» выполненной работе присваивается после одобрения инициатором проекта.

Каждый день участники собираются на пятнадцатиминутку для обсуждения текущего положения дел: «Что сделано для завершения спринта?», «Что будет сделано сегодня?», «Какие трудности мешают?». По мнению автора, увеличивать время собрания не рекомендуется т.к. сбор проводится не с целью выслушать каждого подробно и в отдельности, а понять как быстрее и продуктивнее завершить данный этап.

По окончании спринта итоговый сбор, чтобы выяснить: «Затруднения, с которыми пришлось столкнуться? Как улучшить работу на следующем отрезке? Оценить, какой объем работ команда может выполнять за один спринт?».

SCRUM В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ПРОДАЖАХ

Да, применять можно, но с поправкой на ветер, т.е. на специфику сферы. Речь не идет о полноценном переходе, а только об использовании некоторых элементов методики. Допустим некое архитектурное бюро, занимающееся строительными и отделочными работами. В роли владельца проекта выступает заказчик/клиент, scrum-мастер дизайнер проекта, и scrum-команда – бригада рабочих, специалистов.

Или вариант когда речь идет о крупном объекте строительства: применительно для бригад, закрепленных за отдельными участками. Где scrum-мастер – начальник участка, владелец продукта – главный инженер. В обоих случаях для повышения эффективности работы можно использовать элементы scrum-метода:

  • Описание всех работ по проекту – backlog.
  • Разбивка задач на временные отрезки – спринты.
  • Ежедневные сборы в начале дня – тоже не проблема, а скорее даже на пользу команде чтоб понятно было: «что сделано?», «что будет сделано?» и «сколько еще осталось?».
  • И конечно итоговая встреча для оценки проделанной работы.

В b2b продажах в качестве проекта можно рассматривать, например сделку. Часто продолжительность крупных сделок измеряется месяцами. Владелец продукта – заказчик/клиент, scrum-мастер менеджер, scrum-команда: продажник, закупщик, логист, юрист, бухгалтер. Есть заявка от клиента, известна конечная дата, можно приступать к проекту. Концепция scrum отлично вписывается и в этот процесс: backlog с перечнем первостепенных шагов, доска для задач спринта, ежедневный отчет о текущем положении дел, ретроспективное собрание по завершении этапа.

Метод оправдан и в тех случаях, когда требуется:

  • спроектировать и создать систему дистрибуции
  • оптимизировать отдел продаж
  • построить или наладить филиальную сеть
  • увеличить рост продаж
  • привлечь новых клиентов

в общем, для любых долгосрочных проектов.
Прим.: scrum, как и любой другой метод не идеален и не исключает использование других техник.

SCRUM ИДЕОЛОГИЯ

Важно не количество времени, которое сотрудники тратят на работу, а результат. Сверхурочная и работа в выходные дни – бессмысленная трата времени и сил.

Регулярные недосыпания и усталость сказываются на внимательности и скорости принятия решений, на способности просчитывать последствия – эффект «истощения эго» или скрытое переутомление. Своевременный отдых помогает подзарядиться положительными эмоциями, новыми впечатлениями. Джефф Сазерленд говорит, что не стоит оценивать по количеству затраченных трудочасов, правильнее оценивать результат.

Мультизадачность это иллюзия. Психологические эксперименты доказывают – мозг не умеет выполнять два действия одновременно, он переключается с одного на другое. При этом время на решение задач увеличивается в сравнении, если выполнять задания поэтапно. Все, что отвлекает внимание, крадет время. В итоге снижается активность мозговой деятельности.

Какими бы выстроенными и логичными не были бы процессы, люди важнее. Немотивированные, недовольные своей работой сотрудники будут все портить.

Продукт значимее «бумажек». Создание продукта важнее обсуждения и заполнения сопроводительной/отчетной документации.

Для команды увлеченной своим делом надзиратели не нужны. Начальники оторваны от реального процесса и не разбираются в особенностях продукта. Ненужная/неповоротливая иерархия это лишняя трата времени и сил на отчеты и бумажную волокиту. Чем больше коммуникационных каналов, тем невнятнее общение.

Scrum командная игра. Она учит чувству уверенности участников друг в друге и полной согласованности действий и целей.

Scrum помогает достичь максимальной концентрации в работе и расходовать меньше усилий на привычные дела.

ПОПРОБУЙТЕ SCRUM МЕТОД

Совет с чего начать от Джеффа Сазерленда:

  • соберите команду и составьте backlog
  • разбейте его на задачи
  • набросайте примерный план действий
  • повесьте доску
  • и приступайте к работе
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector